ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
рабочая программа (младшая группа)
Реализация образовательной темы «Моя семья» младшая группа 2-3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_programmy.docx | 75.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Выполнила
Долбинина Е.А.
МКДОУ «Поповский детский сад «Истоки»
Пояснительная записка
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основную роль в развитии детей раннего возраста–играет взаимоотношения и общение со взрослыми, т. к. ведущей потребностью ребенка является любовь. Форма общения - ситуативно-деловая. Взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. В игровой деятельности ребенок пытается воспроизвести действия взрослого. В игре отображает знакомые жизненные ситуации. Форма общения с детьми - эмоционально- практическая. Сверстники малоинтересны. Внимательно и с любовью относится к близким людям. Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Формы организации образовательного процесса: рассматривание, игры, чтение потешек, прибауток, ситуативный разговор, беседы, наблюдения, игры - забавы, чтение, игровая ситуация, дидактическая игра. В процессе реализации тематической недели проводятся тематические занятия. В помощь родителям выставляются папки передвижки, даются консультации, домашние задания для детей и родителей по определённой тематике: сбор материала для выпуска семейной газеты , фотоальбомов, составление рассказов о семье. Общение с детьми в свободное от занятий время (беседы). Формирование новых знаний о семье, любовь к своим самым близким и родным людям мы старались привить, используя различные виды деятельности; проектирование социальных ситуаций ; развивающей предметно-пространственной среды. Обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Актуальность
Проблема приобщения к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В понимании маленького ребенка семья — это самые близкие ему люди: папа, мама, братья, сестры, бабушки и дедушки. Именно с семьи начинается социализация ребенка, формирование элементарных представлений детей о семейных отношениях и традициях. Актуальность обусловлена важностью периода детства для формирования личности и социальных связей в раннем возрасте. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, своей семье. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». Ребенок должен осознавать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом- гражданином России.
Фрагмент рабочей программы
Реализация образовательной темы «Моя семья» (образовательная область «социально-коммуникативное развитие») в
ЦЕЛЬ:
Формировать начальные представления о семье.
ЗАДАЧИ:
Учить детей понимать роль взрослых и детей в семье, называть членов своей семьи;
Формировать элементарные представления детей о том, что в семье все заботятся и любят друг друга;
Воспитывать любовь к родным и близким, желание проявлять заботу о них;
Познакомить детей с праздником Днем Матери;
Совершенствовать умение рисовать узоры с использованием нетрадиционных приемов изображения;
Развивать эмоциональную отзывчивость детей.
Планируемые результаты:
Называет свое имя, фамилию. Знает родственные связи и свою социальную роль. Различает людей по возрасту и полу. Проявляет внимание к взрослым, оказывает им помощь.
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы
(составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевойв соответствии с ФГОС)
Тема недели: «Моя семья»
Возрастная группа: младшая 2-3 года.
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Понедельник | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика. Концерт для кукол «Мы вам споем и станцуем» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами. Беседа « Я и моя семья» Д/и «Найди такой же» Цель: Найти предметы по сходству. | Д/и «Вежливость» Цель: учить детей входя в группу здороваться. | Пальчиковая игра «Моя семья» Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! (Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.) Игра – беседа «Добрый и злой огонь» . Цель: формирование навыков пожарной безопасности. | Внести атрибуты для сюжетной игры « Вот как я стираю , маме помогаю» Цель: расширение представлений о способах стирки белья, навыки аккуратной работы Атрибуты для с/р игры. Книги для чтения с картинками. Раскраски, цв. карандаши.. | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Памятка родителям: «Создание благоприятной семейной атмосферы». |
Непосредственно образовательная деятельность
| Познавательное развитие | «Приключения в комнате» Цель: продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры и паласы, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье ) . Воспитывать уважение к маме и желание помогать ей | |||||
Худжеств.эстет.развитие(изо) | «Украсим тарелочку для мамы» Цель: развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы декоративные композиции из геометрических форм , чередуя их по цвету. | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Наблюдение за изменениями погоды Цели: формировать понятия о признаках осени. Подвижные игры «Беги к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя. | Подвижная игра «Бегите ко мне». Цель: учить выполнять задание воспитателя; | Трудовая деятельность Сгребание сухих листьев, расчистка дорожек. Цели: учить работать сообща; добиваться выполнения задания общими усилиями. Худ.слово: «Листопад,листопад,листья желтые летят…» | Создать условия для самостоятельной деятельности детей. Выносной материал Лопатки, совочки, метелки, ведерки, флажки красные и синие. | ||
Работа перед сном | социально-коммуни-кативное развитие; | Д/и « Вымоем куклу» Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Гимнастика после сна. Д/и «Ты – моя частичка» Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память. Д/и «Запомни движение» Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание. чтение художественной литературы на выбор детей . Цель: учить детей самостоятельно делать выбор. | Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье. Цель: формировать представление о семье | воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и к производимым ими продуктам и вещам. | Создать условия для С/р. Игры «Дочки-матери» Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. | ||
Прогулка. | Подвижные игры «Сбей мяч». Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде. Выносной материал Лопатки, совочки, метелки |
Младшие группы Тема: «Моя семья»
Младшие группы Тема: «Моя семья»
Итоговое мероприятие
Совместный досуг мам и детей младшей группы к Дню матери.
Цель: Приобщать родителей и детей к совместному эмоционально-значимому проживанию семейных праздников.
Задачи:
1. Поздравить маму с праздником, подарить радость детям.
2. Воспитывать любовь и нежное уважительное чувство к маме и бабушке.
3. Формировать в сознании родителей положительный имидж деятельности детского сада.
сценарий был разработан ко Дню матери в младшей группе в период адаптации.
Атрибуты и оборудование: Презентация с картинками по ходу праздника Презентация «Любимые, нежные…» (о маме), открытки «Цветок для мамы», коробка с цветными шарами из «сухого бассейна» для аттракциона «Собери игрушки», 2 платка, бижутерия разная, музыкальный фон для презентации.
Звучит фон: Песня «Пляска с игрушками». Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал и встают в круг.
Ведущий:
— В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
— «И откуда?» — спросишь ты
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Дети: — Это мама, это мама!
Ведущая: Кто нас крепко любит?
Дети: Мама, мама.
Ведущая: Кто нас утром будит?
Дети: Мама, мама.
Ведущая: Книжки нам читает?
Дети: Мама, мама.
Ведущая: Песни напевает?
Дети: Мама, мама.
Ведущая: Кто нас обнимает?
Дети: Мама, мама.
Хвалит и ласкает
Мама, мама. (И. Арсеев)
Танец в круге Песня «Раз ладошка…»
Ведущий: Дети, сегодня у нас необычный праздник – праздник мам.
Вы любите своих мам? Отвечайте громко-громко? Дети: Да!
Ведущий: Тогда, давайте поприветствуем наших мамочек и отправим им воздушный поцелуй.
Мы поздравляем наших милых мам с их праздником – Днем матери. И эти поздравления относятся и к нашим дорогим бабушкам – ведь они тоже мамы. Праздник сегодня будет немного не по правилам.
Наши мамы всегда куда – то торопятся, спешат. И у них практически нет времени на то, чтобы отдохнуть, поиграть со своими любимыми детками. А ведь детям нравится, когда вы вместе с ними поете, танцуете, играете. Так давайте забудем про свои проблемы хотя бы в этот день. Я предлагаю вам начать играть с ребенком прямо сейчас.
Есть праздник чудесный и время счастливое,
Где рядом ребёнок и мама любимая.
И в близости чувств этих скрыто немало
Терпения, ласки и жизни начало!
Здесь все отголоски любви и заботы;
Здесь некогда сесть, так как много работы:
Хозяйка и прачка, и повар с сиделкой,
И врач, если надо, с большой тёплой грелкой.
Она на все руки всегда мастерица
И мамой своей должен каждый гордиться.
Ведь ближе неё не сыскать на всём свете.
Она за ребёнка с рожденья в ответе!
Руки мамы качали детей в колыбели, когда они были маленькими. Это мама согревала их своим дыханием и убаюкивала своей песней. Давайте вспомним то время, когда ваш малыш только появился на свет. Он был такой маленький, беззащитный. И вы, чтобы успокоить малыша, пели ему колыбельные песенки. Я приглашаю мам с детьми и предлагаю вам спеть своим деткам колыбельную
1. Колыбельная ( мамы берут на руки своих детей и поют колыбельную песню «Спят усталые игрушки»)
Но вот ваши детки подрастают, и вы начинаете читать им маленькие стихотворения. А вы, мамы, хорошо помните эти стишки? ( мамы ищут ошибки и называют их)
2. Найди ошибку и ответь правильно.
* Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что, он хороший.
* Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я корзину по быстрой реке.
И скачут котята за мной по пятам,
И просят меня: «Прокати, капитан».
* Я рубашку сшила Гришке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним носок пришить
И конфеты положить.
Молодцы наши мамы. И песни петь умеют, и стихи читают.
3. Мастер-класс «Тепло маминых рук».
Мамы с детьми делают аппликацию лучики для солнышка. Обводят свои ладошки на цветной желтой бумаге. Украшаем группу солнышком с мамиными ладошками.
Молодцы, детки, настоящие помощники для мам.
А сейчас ваши дети приглашают вас всех на танец.
Танец под фонограмму «Ну и мамы тоже»
Мы по кругу идем — ну и мамы тоже
Мы ничуть не отстаем — ну и мамы тоже.
Будем все приседать – ну и мамы тоже
Дружно сесть, дружно встать – ну и мамы тоже.
Будем весело скакать – ну и мамы тоже
И как птички летать – ну и мамы тоже.
Будем хвостиком вилять – ну и мамы тоже
Будем маму обнимать – ну и мамы тоже.
Молодцы наши мамы – песни поют, пироги пекут, танцы танцуют. И конечно же сказки интересные читают детям.
Конкурс «В гостях у сказки». (Участвуют все мамы. Каждая отвечает на один вопрос). Давайте с вами вспомним сказки, которые любят ваши дети. Это сказки Корнея Ивановича Чуковского.
Что нашла муха — Цокотуха? (денежку)
Что кушали бабочки? (варенье)
Куда летал Айболит лечить зверей? (в Лимпопо)
Что он им ставил? (градусник)
У кого убежала вся посуда? (у Федоры)
Как её отчество? (Егоровна)
Как звали сыновей крокодила из стих. «Мойдодыр»? (Тотоша и Кокоша)
На чём катались газели? (на карусели)
Кого съел воробей (Таракана)
Как ехал кот? (задом-наперёд).
Что купила муха- Цокотуха? (самовар)
Кто под деревом сидит? (Доктор Айболит)
На чём ехали медведи? (на велосипеде)
Что просил прислать крокодил? (калоши)
Откуда звонил слон? (от верблюда)
У кого убежало одеяло? (у грязнули)
Кто укусил лису? (оса)
Куда попал бегемот? (в болото)
Кто выходил из маминой спальни? (Мойдодыр)
Кто украл Муху- Цокотуху? (паук)
От кого сбежали башмаки и сапоги?
Молодцы наши мамы.
4. Игра «Собери игрушки». Фон песня «Друзья».
Ведущий: Ребята, давайте теперь расскажем нашим мамам, что мы умеем делать сами.
Танцевать умеем?
Петь умеем?
Одеваться умеем?
А игрушки убирать умеем?
Ведущий: Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Ребятки, наши самые мамочки красивые? Хотите помочь мамам нарядиться?
В наш компьютерный век, век прогресса и скоростей, мы, как всегда, куда-то спешим, что-то догоняем и страдаем из-за нехватки времени. Рано утром вам надо переделать массу дел, отвести ребёнка в Детсад и успеть на работу, но ребёнок очень медленно одевается, и вам надо ему, естественно, помочь. Наши мамы это делают уже просто и легко даже с закрытыми глазами. А давайте поменяемся ролями и вас на работу соберет ребенок .
5. Конкурс «Одеть маму» (3 мамы) (фонограмма «В каждом маленьком ребенке»)
Вед. Ребята, наши мамы самые красивые, добрые, лучшие!
Мама! В этом слове солнца свет.
Мама! Лучше слова в мире нет.
Мама! Кто роднее, чем она?
Мама! У нее в глазах весна.
Мама! На земле добрее всех.
Мама! Дарит сказки, дарит смех.
Мама! Из-за нас порой грустит.
Мама! Пожалеет и простит.
Дети встают перед гостями полукругом и рассказывают стихотворение вместе с воспитателем, показывая характерные жесты:
Мама – это небо! (руки вверх)
Мама – это свет! (руками вверху показываем фонарики)
Мама – это счастье! (руки к груди)
Мамы – лучше нет (наклоняемся вперед и машем головой нет-нет)
Мама – это сказка! (большой палец вверх)
Мама – это смех! (смеемся, улыбаемся
Презентация «Любимые, нежные…» Фон Музыка. Родители и дети приглашаются на чаепитие.
Подарки «Цветочки для мамы». Фон – песня: «Мама-первое слово».
Ребёнок:
Маму, мамочку свою
Очень крепко я люблю,
Очень сильно я люблю
И цветочек подарю.
Ведущий: Дорогие мамы, мы с ребятами приготовили для вас небольшие подарки, сделанные своими руками и с большой любовью. Спасибо Вам за то, что сегодняшний праздник вы провели вместе со своими детьми!
Список литературы:
- А.К.Бондаренко « Воспитание детей в игре» — Москва «Просвещение»1983г.
- А.В.Козлова « Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г.
- Л.Куцакова « Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М.Владос,2005г.
- Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
- Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
- Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
- В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
- Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.
«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько.Авторы: социальнй педагог М.Н.Скипина,
10. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
11. Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
12. «Я – человек» Козлова С. А. М.: МГПУ, 1996»
13. Дошкольная педагогика под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Просвещение 1988
14. «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
15. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС
Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...
Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО Методическая разработка Тема: « В царстве воды»
приобщать детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе; познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе; с различными явлениями и состоянием воды в окруж...
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Домашние животные»
Возрастные особенности воспитанников группы....
Фпагмент рабочей программы воспитателя МКДОУ методическая разработка тема: "Осенний калейдоскоп ".
Данный материал направлен на уточнение и закрепление у детей представлений об осенних изменениях в природе (в жизни животных, в погоднях явлениях)....
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Город мастеров»
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДООМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТема: «Город мастеров»Выполнил:слушатель кур...
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Удивительный мир космоса»
Пояснительная запискаВозрастные особенности воспитанников группы: На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-лич...
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Праздники и важные события»
Цели:Сохранять и укреплять здоровье детейи сформировать у них привычкук здоровому образу жизниСпособствовать своевременномуи полноценному психическому развитиюкаждого ребёнкаОбеспечить каждому ребёнку...
- Мне нравится (2)
Комментарии
методическая разработка
методическая разработка составлена рационально.