Статья "Формирование духовно -нравственного воспитания в ДОУ"
статья
Духовно-нравственное воспитание является основой формирования потребности человека в человеке. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников средствами современных образовательных технологий - одно из главных направлений деятельности социальных институтов воспитания [3].Воспитание у подрастающего поколения россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей стоит в ряду главных задач общеобразовательных учреждений. Общественные и культурные условия, в которых мы сегодня живем, существенно отличаются от тех, в которых была сформирована система воспитания советской школы: дети сегодня находятся в открытой информационной среде, в среде конкуренции мировоззрений, взглядов на ключевые нравственные проблемы, видений цели развития России и оценки российской истории.Данная статья раскрывает основные моменты формирования духовной ценноси у детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_duhovno.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственного воспитания в ДОУ
МБДОУ ЦРР «Детский сад № 14 «Журавлёнок»
г.Каспийск Республика Дагеста
Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Качественно новой ступенью духовно-нравственного развития и воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в народной традиции.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, в МБДОУ № 14 мы выделили следующие задачи:
1.Воспитание отзывчивости на красоту дагестанской природы и народного искусства.
2. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада во всех видах детской деятельности.
3. Развитие художественно-творческой активности детей.
4. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.
Для реализации этих задач в ДОУ создана этнокультурная среда, которая постоянно с помощью родителей совершенствуется. Центральное место в детском саду при организации развивающей среды отведено музею этнокультуры, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного края. В уголке краеведения в методическом кабинете представлены куклы в национальных костюмах (даргинские, аварские, кумыкские, лезгинские), сшитые руками воспитателей и родителей, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов. Есть в уголке и макет высокогорного села.
Воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, коврики, придали интерьеру групп теплоту и уют. Неотъемлемым атрибутом игровых уголков являются настольно-дидактические игры, такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи». Они помогают детям оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Для того, чтобы у детей поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, в группах созданы музыкально-театральные зоны, в которых представлены народные инструменты, различные виды театров по дагестанским народным сказкам.
Для приобщения детей к истокам народной культуры, знакомством с историей родного края, патриотического воспитания детей, детский сад активно сотрудничает с Краеведческим музеем города Каспийска.
Духовно-нравственное воспитания в ДОУ реализуется через все образовательные области:
Речевое развитие - обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями, через сказки, потешки, поговорки, лучших произведений дагестанских писателей и поэтов, а также рассказов о защитниках дагестанской земли.
Художественно-эстетическое развитие - знакомство детей с народными промыслами, мастерами, художниками, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление предметов кухонной утвари, росписи поделок); ознакомление с дагестанскими народными инструментами а также с народными песнями и танцами.
Познавательное развитие - осуществление процесса развития личности на основе знаний детей о себе как о члене семьи, доме, представлений о родственных связях, труде, обычаях и традициях народов Дагестана; воспитание у детей чувство принадлежности к своему городу, осознание себя как личности – гражданина своей малой родины; воспитание уважительного, бережного отношения к достопримечательностям, культуре и истории родного города, республики; воспитание бережного отношения к окружающей природе родного края.
Социально-коммуникативное развитие - приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным), формирование представлений о народных этикетных нормах и традициях дагестанского народа; развития первичных представлений о труде взрослых земляков, их роли в обществе и жизни каждого человека.
Физическое развитие - знакомство с дагестанскими народными подвижными играми, формирование представлений о некоторых видах спорта, распространённых в Дагестане (вольная борьба, волейбол, футбол).
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения.
Мероприятия, проведенные с детьми и родителями:
- Тематические дни: «День пожилого человека», «День единства Дагестана, «День Земли».
- Праздники: «День матери», «Осень в Дагестане», «Весна в горах»,
«Навруз – Байрам».
- Досуговые мероприятия: «Хотим мы быть здоровыми», «Приходите в город, посмотрите, как все растет».
- Экскурсии: к памятникам «Героям ВОВ», «Вечному огню», достопримечательностям города, краеведческому музею.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, с окружающим миром, другими людьми. Семья – это источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно-нравственного воспитания - воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведении досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Для родителей проводятся праздники, посвященные народному искусству, традициям народа. Ежегодно родители принимают участие в спортивном празднике «Кольца дружбы». Для информации родителям предлагаются папки-передвижки и консультации на тему духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье. Проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания. Традиционно в подготовительной к школе группе проводится конкурс: «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево семьи». Эти формы работы являются эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и воспитателями. Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи – играть.
Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка, проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу. Активно практикуется в работе с родителями разработка совместных проектов: «Мой родной город», «История праздников», «Наши добрые сказки», «История моей фамилии», выставки: «Мы и природа», «Традиции нашей семьи»» «Мастерская».
Для реализации данного направления в детском саду оказываются дополнительные образовательные услуги духовной направленности: кружок «Художники – умельцы», хореографический кружок «Лезгинка».
Результатом нашей работы является:
- создание методического материала по приобщению детей к народной культуре: перспективные планы, конспекты ООД и праздников, методические разработки и т.д.;
- пополнение развивающей среды групп по региональному компоненту;
- обобщение опыта работы по теме «Обычаи и традиции народов Дагестана» и представление его на мероприятиях различного уровня.
Можно отметить положительную динамику в усвоении этнокультурного развития. При очередных беседах с родителями отрадно слышать, что дети стали сплоченными, уважительными к взрослым.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденции образования; гуманизация, активности процесса обучения духовно – нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
Список литературы:
- Обычаи и традиции народов Дагестана / Магомедов Р.М.
- Познаем наш край родной: образовательная программа по познавательному развитию детей дошкольных образовательных организаций РД / автор сост. А.В.Гришина.
- Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан./ авторы М.И. Шурпаева, М.М. Байрамбеков, У.А.Исмаилова, А.В.Гришина и др.
- Интернет ресурс.
Воспитатель: МБДОУ №14 Кадырова М .Ш.
Заведующая МБДОУ №14 Жаркова Л.Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...