Семинар-тренинг для педагогов "Поговорим о дисциплине"
план-конспект занятия
Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия с воспитанниками.
Задачи:
- дать понятие о дисциплине, наказание;
- обучение правилам бесконфликтной дисциплины;
- рассмотрение видов наказания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening_dlya_pedagogov_pogovorim_o_distsipline.docx | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг для педагогов
«Поговорим о дисциплине»
Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия с воспитанниками.
Задачи:
- дать понятие о дисциплине, наказание;
- обучение правилам бесконфликтной дисциплины;
- рассмотрение видов наказания.
Оборудование:
- Бейджики;
- 4 ватмана, маркеры;
- Бумага, ручки;
- Мячик;
- Бумажки для разделения на подгруппы;
- Музыкальное спровождение.
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня на нашем тренинге мы рассмотрим тему, которая будет для вас, я думаю, интересна и полезна.
Для начало прошу вас написать на бейджиках как бы хотели, чтобы вас называли. Если хотите по имени, или с именем-отчеством, или уменьшительно-ласкательно. Как вам удобно.
(Время 5 минут).
О, все указали имена без отчеств, значит мы с вами находимся на одной и волне и готовы взаимодействовать.
Сейчас мы с вами немного поиграем.
Игра «Построиться в шеренгу». (Время 5 минут).
Участники группы становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.
«Я буду считать и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание будем молча, не переговариваясь друг с другом. Задача — всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее».
Тренер прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону.
Теперь группе задаются вопросы «Что помогало группе справиться с поставленной задачей?»,
«Что помешало выполнить задачу быстрее?»
(«Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее? ») и т. п.
А если бы была введены условия: «Делать нужно то-то и то-то» было бы проще?
Вот об этом мы сегодня и поговорим: о правилах, которым дети должны следовать, требования, которые они должны выполнять.
Начну с одного «секрета», который может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Дети интуитивно чувствуют, что за «нельзя» скрывается забота о них. Один подросток с горечью признал, что родители его совсем не любят, так как позволяют ему слишком многое, включая и то, что запрещается другим ребятам. «Им, по-моему, просто нет до меня дела», - печально заключил мальчик.
Возникает вопрос: если дети чувствуют себя более защищенным в условиях заведенного порядка и определенных правил и поведения, то почему они норовят этот порядок и правила нарушать? (ответы воспитателей)
Причин может быть много, но на самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения». Согласитесь, само это привычное для слуха слово уже указывает на силовые методы.
Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути к бесконфликтной дисциплине?
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде правил о правилах. Итак,
Правило первое
Правило второе
Для обсуждения этих правил нам сейчас нужно будет объединиться в команды. Для этого я раздам вам бумажки, вы их смотрите и никому больше не показываете. Но знаете, если у вас на бумажке написано «слон», значит, у кого-то в группе тоже есть такое животное. Ваши задача – найти своих «собратьев», можно издавать такие же звуки, показывать, но нельзя разговаривать между собой.
(Группа делится на подгруппы).
Теперь одна из групп должна записать за 5 минут, что можно детям всегда и везде, а другая – что делать детям нельзя ни при каких обстоятельствах. Потом по истечению времени 1 представитель группы выйдет и запишет их на доске.
(В подгруппах обсуждают, объясняют, записывают).
Как вы думаете, кому было труднее?
Теперь поменяйтесь листочками и обсудите, какие будут последствия этих действий.
(Обсуждают, записывают).
Нужно также отметить, что наши требования должны учитывают и возрастные потребности детей. Что сюда можно включить? (Ответы педагогов).
Поэтому необходимо добавить третью колонку: «Можно, но с условием». Например, можно ходить по лужам, но в резиновых сапогах, можно играть в мяч, но не в помещение, и не около стекол, можно брать с собой игрушки на улицу, но потом нельзя с ними играть в группе.
Она же будет и третьим правилом.
Правило третье
Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» советует составить систему запретов, разделив все «можно», «следует», «нельзя» на цветовые зоны.
Зеленая зона - это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.
Желтая – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Это зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.
Красная зона – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
Что еще можно добавить в желтую колонку? (Ответы педагогов).
Правило четвертое
Перед тем, как перейти к следующему правилу послушайте меня. Сейчас я скажу 2 фразу, что вы услышите.
«Какие я вас люблю, как вы для меня много значите» (говорится грубым голосом, со злостью).
«Как вы плохо себя ведете, ну прям редиски, не хорошие дети» (говорится с любовью в голосе, с нежностью).
Что вы слышите: слова или интонацию? (Ответы педагогов).
Правило пятое
Объяснение должно быть коротким и повторятся один раз. Если ребенок снова спрашивает: «Почему?», то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть свое желание.
Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит «Конфеты едят после обеда» вместо «Сейчас же положи конфеты на место», «У нас не дерутся» вместо «Перестань бить Машу стулом по голове» (шутка).
Давайте рассмотрим нашу таблицу, как можно сказать это требование.
Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Что делать, если, несмотря ни на какие ухищрения, ребенок не подчиняется?
Сейчас в подгруппах вам нужно будет обсудить, какие есть наказания, и продиктовать, я их запишу на доску.
(В подгруппах обсуждают, объясняют, говорят, записывает тренер).
Названия полей скрыты. По ходу обсуждения возможных вариантов наказаний делаются записи на доске в соответствующем поле.
Доска делится на 4 поля, каждое имеет свое название:
Физическое наказание | Изоляция | Наказание словом | Лишение приятного |
В конце упражнения названия полей открываются.
Теперь мы с вами обсудим положительные и негативные последствия этих наказаний. Можете вернуться в общий круг и по очереди говорим, какие могут быть последствия.
Наверно, не бывает самых эффективных или не эффективных методов наказания, главное их уместность.
Мы с вами обсудили как способы управления дисциплиной, а какой же он – послушный ребенок? Сейчас я раздам вам листы ватмана, краски и кисточки. Вам будет необходимо нарисовать и представить нам картину «Послушный ребенок».
(Время 5 минут).
Наше занятие подходит к концу, я попрошу дать вас меня обратную связь. Скажите, пожалуйста, чем было полезно занятие и было ли полезно, что увидели, узнали для себя нового.
(Время 5 минут).
И в заключение, открою вам еще один секрет. Как у нас на душе все спокойно, то и вокруг нас конфликтов практически не бывает, и наказывать никого не надо. А если все вокруг ходят на ушах, это звоночек для нас: «А что со мной происходит, как у меня на душе?»
Поэтому сейчас я предлагаю всем зарядиться любовью. Попрошу всех встать, взяться за руки, положили руки на грудь, почувствовали любовь, заполнили ей всю комнату, весь садик, весь город, всю страну, весь мир.
Использованная литература:
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». – М. Астрель, 2010. – 238 с.
Рабочая тетрадь «Перерориентация поведения детей». Тренинговая компания «ВЦВ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-тренинг для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако в...
Семинар - тренинг "Я буду пестовать тебя с рождения"
Семинар - тренинг актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассм...
семинар-тренинг для педагогов: "Взаимодействие и общение с родителями"ч.1
на данном семинаре-тренинге рассматриваются основные аспекты успешного общения с родителями, возможные "подводные камни" общения....
Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка. Задачи:1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивн...
План семинаров-тренингов для педагогов «На пути к педагогическому мастерству»
Данный материал может быть полезен педагогам-психологам в работе по развитию эффективности педагогической деятельности....
Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"
Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...
Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"
Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...