Мастер класс в рамках тренинга «Синдром «профессионального выгорания» у педагогов»
презентация на тему

Ишниязова Виктория Викторовна
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют  «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof._vygoranie_pedagogov_prezentatsiya_na_pokaz.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс в рамках тренинга « Синдром « профессионального выгорания » у педагогов » Социальный педагог КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста Виктория Викторовна Ишниязова

Слайд 2

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда. Уильям Джеймс

Слайд 3

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание» . Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

Слайд 4

Профессиональное ВЫГОРАНИЕ - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 5

СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 6

Стадии развития профессиональной деформации педагогов 1.Стадия измененной эмоциональности: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; -исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; плохой сон, апатия. -возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Слайд 7

2 стадия: многоплановых изменений: Невозможность выполнять многофункциональные действия; Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба) неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Слайд 8

3 стадия: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Слайд 9

Аспекты профессионального выгорания

Слайд 10

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Слайд 11

ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения с окружающими.

Слайд 12

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия,сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Слайд 13

СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 14

Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница. внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Слайд 15

Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 16

Поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности ;

Слайд 17

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 18

Профилактические мероприятия улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.); обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение говорить «нет»; хобби (спорт, культура, природа); попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Слайд 19

Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!

Слайд 20

. Есть ситуации, когда былые недостатки превращаются в преимущество

Слайд 21

ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ 21

Слайд 22

ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: •Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. •Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. •Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. •Обращайте внимание на мельчайшие детали.

Слайд 23

Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности

Слайд 24

2 . Снижайте значимость событий: •Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Слайд 25

Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

Слайд 26

ДЕЙСТВУЙТЕ: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Слайд 27

. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

Слайд 28

•наведите порядок дома или на рабочем месте; •устройте прогулку или быструю ходьбу; •пробегитесь; •побейте мяч или подушку и т. п

Слайд 29

ТВОРИТЕ: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: •рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте; •конструируйте и т. п.

Слайд 30

ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Слайд 31

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Слайд 32

Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .

Слайд 33

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)

Слайд 34

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синдром профессионального выгорания у педагогов»

Семинар для педагогов дошкольного учреждения...

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Мастер класс в рамках тренинга «Эмоционально положительное отношение к детям. Развитие эмпатии»

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа  выражения....

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»...

Конспект мастер-класса с элементами тренинга по гармонизации внутреннего состояния педагогов, работающих с детьми ОВЗ.

Мастер-класс с элементами тренинга для педагогов здоровьесберегающей направленности....