Статья "Эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста через создание развивающей предметно- пространственной среды"
статья (младшая группа)
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены на решение определённых задач, в том числе, на «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Как же обеспечить эмоциональное благополучие детям раннего возраста, которые только пришли в дошкольное образовательное учреждение, у которых по-разному проходит адаптация, в силу отрыва от любимой мамы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korkka.docx | 67.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга
Эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста через создание развивающей предметно- пространственной среды
Коркка Галина Васильевна воспитатель первой квалификационной категории
Санкт-Петербург
С момента принятия Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – Закон об образовании) дошкольное образование приобрело новый статус – начальная ступень образования. В соответствии с этим у педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях (Далее – ДОУ), возникла необходимость перестроить своё отношение к компонентам своей работы, в том числе организации и построению развивающей предметно-пространственной среды (Далее – РППС). В помощь педагогу были разработаны и введены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (Далее – ФГОС ДО). Стало понятно, что работать нужно по-новому. Но как?
ФГОС ДО направлен на решение определённых задач, в том числе, на «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Как же обеспечить эмоциональное благополучие детям раннего возраста, которые только пришли в ДОУ, у которых по-разному проходит адаптация, в силу отрыва от любимой мамы.
Итак, от чего же зависит эмоциональное благополучие ребенка? Можно выделить несколько условий эмоционального комфорта или дискомфорта ребят. Среди них:
- состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;
- особенности взаимодействия ребенка со взрослыми;
- особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает;
- эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;
- окружающая среда.
Итак, одним из внешних условий, оказывающих влияние на эмоциональное благополучие детей раннего возраста внутри детского сада, можно считать особое построение развивающей предметно-пространственной среды (Далее - РППС).
РППС как многокомпонентное явление – предмет изучения философов, педагогов, психологов, экологов и других специалистов. Исследования предметной среды и её влияния на детей ведутся уже давно.
Классической точкой зрения на построение РППС принято считать рекомендации, разработанные В.А.Петровским и группой авторов (Л.М.Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П.Стрелковой). Считаем важным рассмотреть основные их них.
РППС основывается на принципе дистанции при взаимодействии. Главным условием реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. Этот принцип «отвечает» за позиции педагога по отношению к ребёнку. Важно избегать позиций, когда воспитатель находится постоянно «сверху», а ребёнок «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». Педагог обязан опускаться на позицию воспитанника. При этом РППС создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.
Основу принципа активности составляет деятельностный подход, то есть со всем, что находится в группе, воспитанник имеет право взаимодействовать. Даже преобразовывать пространство. Педагог, следуя этому принципу, поддерживает проявление активности ребёнка в различных видах деятельности, создаёт условия для реализации творческих идей на практике, широко использует систему создания проблемно-поисковых ситуаций, которые побуждают воспитанника к активной деятельности.
Принцип статичности и подвижности предметного окружения заключается в следующем. Постоянство и неизменность РППС обеспечивают дошкольникам защищённость. Но эта среда должна трансформироваться в зависимости от игровой или обучающей задачи.
Среда строится так, чтобы дошкольники могли свободно трансформировать оборудование, а предметы из условно выделенных уголков можно было легко перенести в любую часть группы, где разворачивается игра. Эти требования отвечают принципу гибкого зонирования предметно-пространственного окружения.
При построении РППС важно учитывать принцип эмоциональной насыщенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. При соблюдении данного принципа предметы в группе должны способствовать формированию разнообразных меняющихся эмоциональных впечатлений у дошкольников. Педагогу целесообразно привлекать малышей к участию в оформлении группы, реализовывая фантазийную составляющую детской натуры.
Принцип комфортности подразумевает создание удобных мест для личных занятий и отдыха детей, комнат уединения, отвечающих эмоциональному состоянию ребёнка.
РППС, отвечающая принципу открытости-закрытости, поможет дошкольникам разграничить внешний и внутренний миры: себя и других, одного и группу детей, группу и детский сад в целом. Этот принцип представлен в нескольких аспектах. Например, открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки. Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.
С учётом принципа половых и возрастных отличий детей при проектировании РППС необходимо так подбирать предметы и окружение детей, чтобы учесть принадлежность ребёнка к определённому полу.
Принцип уважения мнения ребёнка выражается в нескольких аспектах: невмешательство взрослого в дела, которыми увлечён ребёнок, создание в детском саду атмосферы, при которой каждый может проявлять свои желания и интересы, отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес воспитанников, соблюдение прав детей.
При построении РППС важно следовать рекомендациям, указанным в ФГОС ДО. На наш взгляд, эти принципы являются своеобразным обобщённым вариантом проведённых ранее исследований, исключающим потерявшие актуальность, согласно современности, положения, но выведшем на первый план важные постулаты. Согласно ФГОС ДО «РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Все эти принципы применимы и к группам раннего возраста. Традиционно в группах раннего возраста большое количество площади отдаётся для игр на развитие сенсорных эталонов.
Игра – любимая и естественная деятельность малышей – в этом возрасте только начинает развиваться. Игрушки для малышей, прежде всего, функциональны и носят обобщенный характер. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — внешний стимул. Поэтому размещение материалов на открытых полках весьма рационально. Игра детей раннего возраста сводится к различным действиям с предметами.
На втором-третьем году жизни у ребёнка совершенствуется «понимание и восприятие речи, функция обобщения, он учится подражать словам и фразам взрослого, расширяется активный словарь, малыш овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью» . Стимулировать ребят к пользованию речью, задаванию вопросов, рассуждениям можно так же с помощью моделирования РППС.
Говоря об эмоциональном благополучии детей раннего возраста нельзя не упомянуть про адаптационный период. Наша позиция относительно групп раннего возраста состоит в моделировании РППС, которая позволила бы ребенку успешно и максимально быстро пройти адаптацию к детскому саду, что в полной мере говорит о его эмоциональном благополучии.
Вхождение ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных, сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В детском саду нет рядом и своего любимого взрослого. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др.), то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка. Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни дошкольника раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего, со сверстниками.
Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание РППС. Нужно оформить группу так, чтобы детей, которые впервые пришли в детский сад, привлекло красивое, яркое, красочное оформление и игрушки. Все компоненты РППС должны увязываться между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Тогда можно говорить о снижении временного периода адаптации к условиям детского сада и способствованию эмоциональному благополучию детей раннего возраста.
Нам кажется, что огромное значение в процессе формирования эмоционального благополучия воспитанников имеет РППС, продуманная и созданная по определённым принципам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно-пространственной среды"
Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно-пространственной среды"...
Презентация "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно пространственной среды"
Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения...
Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание развивающей предметно - пространственной среды в средней группе»
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательн...
Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.
Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...
статья "Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО".
Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО....
Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО.
ЭЭкологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО.кЭкологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-прост...
Опыт работы "Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"
Основная наша идея заключается в том, что развивающая предметно-пространственная среда позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия педагогов с детьми и родителями. Ро...