статья "Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО".
статья (подготовительная группа)

Куваева Наталья Борисовна

Экологическое образование  в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование  в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО.

Куваева Наталья Борисовна,

Воспитатель

МАДОУ ЦРР детский сад «Сказка»

Краснобаковский  район

Нижегородская область

 Экологическое образование детей дошкольного возраста уже много лет является приоритетным направлением работы нашего дошкольного учреждения. ФГОС ДО формально не нацеливает педагогов на экологическое образование дошкольников, но в тоже время предусматривает развитие у детей эмоционально-ценностного восприятия мира природы, ознакомление их с природным окружением, что имеет непосредственное отношение к экологическому образованию детей.

  В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для формирования у ребенка начал экологической культуры, для обеспечения «живого» общения детей с растениями и животными. Развивающая экологическая среда Центра развития ребенка детского сада «Сказка» включает следующие компоненты: групповые уголки природы в каждой группе,  комнату природы, живой уголок, озелененное пространство территории участка детского сада, экологическую тропу.

    Ежегодно у нас проводятся среди педагогов  смотры - конкурсы на лучший уголок природы. Здесь педагоги имеют возможность проявить свое творчество, инициативу, знания, посоревноваться друг с другом в педагогическом мастерстве, поделиться с коллегами чем-то новым. Это требует много сил и времени, но увлекает всех и стимулирует на поиск новых решений и задумок в оформлении и организации уголка природы. В каждой группе уголок природы имеет свою «изюминку», которая отличает и выделяет  именно этот уголок от всех других. Например, в одной группе это необычный персонаж-хозяин уголка, в другой - авторская дидактическая игра, сделанная своими руками.

  В нашей подготовительной группе уголок природы объединен с уголком исследовательской деятельности, т. к. ребенок, прежде всего, исследователь.  А природа является неиссякаемым источником открытий. Название для центра исследовательской деятельности мы придумали вместе с ребятами: «Хочу все знать!». Есть и хозяин центра – наш друг Ёжик Тимоша. Ребята каждый день спешат поделиться с ним своими знаниями и впечатлениями. Каждый ребенок любит что-то собирать,  коллекционировать, поэтому мы оформили зону коллекций. Здесь представлены разные коллекции :  ракушек, камней, тканей, бумаги, пуговиц, полезных ископаемых. Дети с помощью педагогов и родителей занимаются пополнением коллекций, изучают, рассматривают, сравнивают. И, конечно, какой же исследовательский центр без лаборатории. Организовать ее нам помогли родители наших воспитанников. Лаборатория является настоящим центром притяжения для ребят. Здесь они могут почувствовать себя настоящими учеными. В центре кулинарии размещены различные крупы, ситечки, мерные стаканы, формочки, что также является объектом для исследования. В мини-музее посуды ребята имеют возможность сравнить посуду, сделанную из разных материалов: бумага, пластик, стекло, метал, дерево, выяснить, какая из них наиболее экологически безопасна. В уголке «полезных вещей» ребята найдут для себя много интересного для проведения экспериментов и исследований, измерений, это и линейки, весы, сантиметровая лента, песочные часы, компас, магнит и т.д.  Для знакомства детей с природными зонами с участием родителей изготовили макеты природных зон, имеются фигурки разных животных. Макет «Дерево времен года» позволяет наглядно продемонстрировать смену времен года. С этой же целью используем различные календари. Объектами для исследований являются также комнатные растения: фикус, бальзамин, колеус, хлорофитум.  Есть необходимый инвентарь для ухода за растениями. У каждого растения закреплена табличка с обозначением условий по уходу и имеется паспорт комнатных растений. Природный материал, это разные семена, листья, шишки, кора,  используется не только как  объект для исследований, но и для изготовления поделок. Для пополнения знаний и представлений об объектах природного мира оформлены тематические альбомы, есть книги познавательного характера. Идеи для наших опытов и экспериментов черпаем из книг, пользуемся картотекой опытов и экспериментов, графическими моделями, алгоритмами выполнения опытов. Свои наблюдения за погодой каждый день заносим в дневники наблюдений.

  Неотъемлемой частью уголка природы и исследовательской деятельности является огород на окне. Здесь ребята знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития овощных культур, способами ухода за ними. Познакомиться с некоторыми элементами неживой природы, поэкспериментировать и поиграть  можно в центре «Песок-вода». Особое внимание уделяется безопасности: имеются памятки, клеенчатые фартуки.

 Для развития познавательной активности дошкольников используем интерактивные папки – лэпбуки. Они помогают в игровой форме систематизировать и обобщить представления детей. Например, лэпбук «Метеостанция» помогает не только изучать погоду, но и почувствовать себя метеорологом.

 При организации центра исследовательской деятельности в нашей группе мы руководствовались требованиями к развивающей предметно-пространственной среде, указанными ФГОС ДО : развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

"Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно-пространственной среды"

Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно-пространственной среды"...

Презентация "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей предметно пространственной среды"

Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения...

Статья "Эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста через создание развивающей предметно- пространственной среды"

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены на решение определённых задач, в том числе, на «охрану и укрепление физического и психического здоро...

Экологическое образование в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО.

ЭЭкологическое образование  в ДОО через создание развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО.кЭкологическое образование  в ДОО через создание развивающей предметно-прост...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...