Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание развивающей предметно - пространственной среды в средней группе»
проект (средняя группа)

Кивишева Анна Алексеевна

  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной  среды.

Понятие развивающая предметно-пространственной среда определяется, как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

          Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00005892-8b4df711.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад»

Проект

«Реализация задач образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие», через создание

 развивающей предметно - пространственной среды

в средней  группе»

 

      Разработали:

Воспитатели

Кивишева А.А.

      Калашникова П.А.

г. Кемерово

 2018

Участники проекта – воспитатели, дети средней группы и их родители.

Тип проекта – творческий, практико-ориентированный.

Срок реализации – долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019)

 Актуальность

  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной  среды.

Понятие развивающая предметно-пространственной среда определяется, как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

          Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

     Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Проблема.

Проанализировав среду группы, мы пришли  к выводу, что  развивающая  предметно – пространственная  среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:

- недостаточная насыщенность РППС группы для организации разных видов художественно-эстетической детской деятельности;

- не в полном объёме реализуются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ, а именно

  1. развивающая предметно-пространственная среда не обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала образовательной программы детского сада;
  2. не в полной мере обеспечен доступ воспитанников к играм, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Цель проекта: разработка и реализация  модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей для решения задач образовательной области " Художественно - эстетическое развитие".

Задачи проекта:

  • изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников;
  • организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создать условия для обеспечения разных видов продуктивной деятельности дошкольников;
  • содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Содержательные линии развития проекта:

  • Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения  различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).
  • Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).
  • Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).

Этапы реализации проекта:

          I этап - подготовительный (сентябрь-ноябрь 2018г.)

          - изучение литературы по теме проекта;

- изучение принципов построения РППС из ФГОС ДО;

- формулировка проблемы, цели и задач проекта;

- размещение паспорта проекта на сайте детского сада.

II этап - основной (декабрь 2018г. - апрель 2019г.)

- проектирование РППС;

- работа по проекту РППС;

- привлечение родителей к организации РППС.

III этап - заключительный (май 2019г.)

- презентация РППС на педагогическом совете;

- презентация для родителей на итоговом родительском собрании;

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-эстетическое  развитие дошкольников

2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

3. Воспитанники  активно используют РППС в совместной и самостоятельной продуктивной деятельности

4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.  

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В созданной предметно-развивающей среде, у детей активно развивается и усваивается информация об окружающем мире в ходе игр и других видах детской деятельности. Предметно-развивающая среда направлена на развитие познавательных качеств, социального взаимодействия, на формирование психологических качеств, а так  же развитие исследовательской деятельности, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка. Данный проект может быть использован воспитателями ДОУ, и использован в работе с детьми 4-5 лет.

       

Список литературы:

  1. Закон «Об образовании  РФ»  №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
  2. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации  №1155  от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
  4. Программа  «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьевой.
  5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009  
  6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
  7. 7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.

Приложения 1.

Принципы построения ППРС

(в соответствии с ФГОС ДО)

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Приложение 2.

Проект ППРС в средней группе по решению задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

№ п/п

Центры

Пособия и материалы для работы с детьми

Принципы

1.

Изостудия «Веселый карандаш».

Мольберт, различные краски, кисти тонкие, средние и толстые, бумага разного формата, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки, баночки - непроливайки для воды, материалы для лепки.

Картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);

Дидактические игры по ознакомлению: с жанрами – натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой;  цветами и их оттенками;

Наглядно-дидактическое пособие в картинках декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);

д/и «Домино «Гжель»;

- Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

- Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- Безопасность среды -  на все пособия имеются сертификаты качества.

Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

2.

Центр ряженья.

театр настольный;

ширма;

наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;

театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);

персонажи с разным настроением;

материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);

готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;

уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);

для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

 - Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

3.

«Театральная студия».

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних, маски театральных персонажей.
  2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  3. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  4. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  5. Картотека театрализованных игр.
  6. Сюжетные картины «Расскажи сказку»
  7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

- Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

4.

«Музыкальная гостиная».

Неозвученные музыкальные инструменты;

Озвученные музыкальные инструменты: шумовые (ложки, бубны, погремушки); с фиксированной мелодией (органчики, шарманки);

с хроматическим и диатоническим рядом (металлофоны, детское пианино, аккордеон);

самодельные шумовые и ударные инструменты;

музыкально-дидактические игры;

Картотека этюдов по эмоциям;

Технические средства, аудио- и видеозаписи;

Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»;

 - Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

План реализации основного этапа проекта.

Срок

Направление

Мероприятия с детьми

Мероприятия для родителей

декабрь

Изостудия «Веселый карандаш».

- Занятия по ИЗО в соответствии с расписанием;

- коллективная работа «Эмблема изостудии «Веселый карандаш»

-Консультации для  родителей: «Мама я хочу рисовать!», «Природа в рисунках детей», «Как научить ребенка рисовать?», «Порисуй со мной», «Взял я в руки карандаш».

Совместные мероприятия: мастер-классы «Делаем подставки для карандашей», «Рамочки для репродукций своими руками»; акция «Кисти и краски для малышей»; оформление фотовыставки «Красота родной природы», альбома репродукций живописи  русских художников.

январь-февраль

Центр ряженья

- беседы об истории костюма,

- демонстрация карнавальных  костюмов. 

-мастер – классы «Юбочки для уголка ряженья», «Шляпы, шляпки и цилиндры для малышей»;

Совместные мероприятия: развлечение «Рождественские колядки» с использованием костюмов и атрибутов костюмов и дальнейшим пополнением уголка ряжения; мастер-класс «Украшения для девочек из ленточек и бус»; акция по изготовлению атрибутов одежды солдат и моряков из вторичного материала.

март

«Театральная студия».

- беседа «Правила поведения в театре»;

- сюжетно-ролевая игра «Театр».

- консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Как организовать театр дома»;

- памятка для родителей «Виды театров, используемые в работе с детьми нашей группы»;

- оформление ширмы-трансформера для показа кукольного театра.

Совместные мероприятия: выставка-конкурс пальчиковых кукол с последующим пополнением театральной студии; мастер-класс «Делаем куклы из вторичного материала»; «Атрибуты и декорация своими руками», «Маски для детского праздника».

апрель

«Музыкальная гостиная».

- слушанье музыкальных произведений для детей в режиме дня, беседы;

- продуктивная деятельность «Рисуем музыку».

- консультации для родителей «Музыкальное воспитание в семье», «Музыкальная терапия», «Целебные звуки музыки».

- беседа для родителей «Формы организации музыкальной деятельности детей в семье».

Совместные мероприятия: мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов, оформление альбома «Композиторы -  детям»; фотовыставка «Музыка в нашей семье»; «Вечер любимой музыки» (подборка аудиозаписей для детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

Комплексно – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 2 – 3 лет

Рабочая программа разработана для работы с детьми  младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Фе­дер...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Перспективный план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству) во второй младшей группе

Актуальность заключается в том, что знание детей не ограничиваются в рамках программы. Мы детей знакомим с разными нетрадиционными способами рисования, что является благоприятной для творческого разви...