Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание развивающей предметно - пространственной среды в средней группе»
проект (средняя группа)
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды.
Понятие развивающая предметно-пространственной среда определяется, как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00005892-8b4df711.docx | 45.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад»
Проект
«Реализация задач образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», через создание
развивающей предметно - пространственной среды
в средней группе»
Разработали:
Воспитатели
Кивишева А.А.
Калашникова П.А.
г. Кемерово
2018
Участники проекта – воспитатели, дети средней группы и их родители.
Тип проекта – творческий, практико-ориентированный.
Срок реализации – долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019)
Актуальность
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды.
Понятие развивающая предметно-пространственной среда определяется, как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Проблема.
Проанализировав среду группы, мы пришли к выводу, что развивающая предметно – пространственная среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:
- недостаточная насыщенность РППС группы для организации разных видов художественно-эстетической детской деятельности;
- не в полном объёме реализуются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ, а именно
- развивающая предметно-пространственная среда не обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала образовательной программы детского сада;
- не в полной мере обеспечен доступ воспитанников к играм, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Цель проекта: разработка и реализация модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей для решения задач образовательной области " Художественно - эстетическое развитие".
Задачи проекта:
- изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников;
- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создать условия для обеспечения разных видов продуктивной деятельности дошкольников;
- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Содержательные линии развития проекта:
- Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).
- Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).
- Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (сентябрь-ноябрь 2018г.)
- изучение литературы по теме проекта;
- изучение принципов построения РППС из ФГОС ДО;
- формулировка проблемы, цели и задач проекта;
- размещение паспорта проекта на сайте детского сада.
II этап - основной (декабрь 2018г. - апрель 2019г.)
- проектирование РППС;
- работа по проекту РППС;
- привлечение родителей к организации РППС.
III этап - заключительный (май 2019г.)
- презентация РППС на педагогическом совете;
- презентация для родителей на итоговом родительском собрании;
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. Воспитанники активно используют РППС в совместной и самостоятельной продуктивной деятельности
4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В созданной предметно-развивающей среде, у детей активно развивается и усваивается информация об окружающем мире в ходе игр и других видах детской деятельности. Предметно-развивающая среда направлена на развитие познавательных качеств, социального взаимодействия, на формирование психологических качеств, а так же развитие исследовательской деятельности, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка. Данный проект может быть использован воспитателями ДОУ, и использован в работе с детьми 4-5 лет.
Список литературы:
- Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
- Программа «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьевой.
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
- 7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
Приложения 1.
Принципы построения ППРС
(в соответствии с ФГОС ДО)
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Приложение 2.
Проект ППРС в средней группе по решению задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
№ п/п | Центры | Пособия и материалы для работы с детьми | Принципы |
1. | Изостудия «Веселый карандаш». | Мольберт, различные краски, кисти тонкие, средние и толстые, бумага разного формата, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки, баночки - непроливайки для воды, материалы для лепки. Картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.); Дидактические игры по ознакомлению: с жанрами – натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; цветами и их оттенками; Наглядно-дидактическое пособие в картинках декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.); д/и «Домино «Гжель»; | - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. - Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. - Безопасность среды - на все пособия имеются сертификаты качества. Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена. Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.; -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их); |
2. | Центр ряженья. | театр настольный; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации); персонажи с разным настроением; материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы); готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду; уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье); для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее. | - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. - Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества. Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена. Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.; -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их); |
3. | «Театральная студия». |
| - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. - Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества. Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена. Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.; -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их); |
4. | «Музыкальная гостиная». | Неозвученные музыкальные инструменты; Озвученные музыкальные инструменты: шумовые (ложки, бубны, погремушки); с фиксированной мелодией (органчики, шарманки); с хроматическим и диатоническим рядом (металлофоны, детское пианино, аккордеон); самодельные шумовые и ударные инструменты; музыкально-дидактические игры; Картотека этюдов по эмоциям; Технические средства, аудио- и видеозаписи; Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»; | - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. - Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества. Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена. Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.; -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их); |
План реализации основного этапа проекта.
Срок | Направление | Мероприятия с детьми | Мероприятия для родителей |
декабрь | Изостудия «Веселый карандаш». | - Занятия по ИЗО в соответствии с расписанием; - коллективная работа «Эмблема изостудии «Веселый карандаш» | -Консультации для родителей: «Мама я хочу рисовать!», «Природа в рисунках детей», «Как научить ребенка рисовать?», «Порисуй со мной», «Взял я в руки карандаш». |
Совместные мероприятия: мастер-классы «Делаем подставки для карандашей», «Рамочки для репродукций своими руками»; акция «Кисти и краски для малышей»; оформление фотовыставки «Красота родной природы», альбома репродукций живописи русских художников. | |||
январь-февраль | Центр ряженья | - беседы об истории костюма, - демонстрация карнавальных костюмов. | -мастер – классы «Юбочки для уголка ряженья», «Шляпы, шляпки и цилиндры для малышей»; |
Совместные мероприятия: развлечение «Рождественские колядки» с использованием костюмов и атрибутов костюмов и дальнейшим пополнением уголка ряжения; мастер-класс «Украшения для девочек из ленточек и бус»; акция по изготовлению атрибутов одежды солдат и моряков из вторичного материала. | |||
март | «Театральная студия». | - беседа «Правила поведения в театре»; - сюжетно-ролевая игра «Театр». | - консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Как организовать театр дома»; - памятка для родителей «Виды театров, используемые в работе с детьми нашей группы»; - оформление ширмы-трансформера для показа кукольного театра. |
Совместные мероприятия: выставка-конкурс пальчиковых кукол с последующим пополнением театральной студии; мастер-класс «Делаем куклы из вторичного материала»; «Атрибуты и декорация своими руками», «Маски для детского праздника». | |||
апрель | «Музыкальная гостиная». | - слушанье музыкальных произведений для детей в режиме дня, беседы; - продуктивная деятельность «Рисуем музыку». | - консультации для родителей «Музыкальное воспитание в семье», «Музыкальная терапия», «Целебные звуки музыки». - беседа для родителей «Формы организации музыкальной деятельности детей в семье». |
Совместные мероприятия: мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов, оформление альбома «Композиторы - детям»; фотовыставка «Музыка в нашей семье»; «Вечер любимой музыки» (подборка аудиозаписей для детей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»
Актуальность Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...
Статья: Реализация задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы
В сатье подробно раскрыты особенности форм и методов работы музыкального руководителя с детьми, имеющими нарушения речи....
Комплексно – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 2 – 3 лет
Рабочая программа разработана для работы с детьми младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» в соответствии с Федер...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми дошкольного возраста в старшей группе на тему: «Кабы пекарем мне стать…»
План-конспект для детей старшей группы...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Как розовые яблоки, на ветках снегири»
Конспект для детей средней группы - рисование снегиря...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...
Перспективный план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству) во второй младшей группе
Актуальность заключается в том, что знание детей не ограничиваются в рамках программы. Мы детей знакомим с разными нетрадиционными способами рисования, что является благоприятной для творческого разви...