«Методические рекомендации по сотрудничеству с семьями воспитанников по художественно – эстетическому развитию»
методическая разработка

Попова Елена Валерьевна

Одним из основных принципов Дошкольного Образования является: СОТРУДНИЧЕСТВО Организации с семьёй           (п. 1.4 ФГОС ДО)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации по сотрудничеству с семьями воспитанников по художественно – эстетическому развитию»

Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является: СОТРУДНИЧЕСТВО Организации с семьёй. (п. 1.4 ФГОС ДО)

  Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников.  

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Художественно – эстетическое развитие предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

(п. 2.6. ФГОС ДО)  

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Развитие интереса к культурному наследию.

5.Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно- эстетическому развитию детей представлено в двух блоках: информационный и практический.

  1. Информационный блок работы детского сада и семьи включает в себя ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значение на развитии личности ребёнка. В содержание информационного блока входят следующие мероприятия:
  • Анкетирование;
  • Родительские собрания;
  • Папки – передвижки»
  • Консультации, рекомендации;
  • Наглядный материал в «Родительских уголках» - где можно найти и прочитать полезную информацию
  • сайт образовательного учреждения; Скайп (Skype); группы в социальных сетях; электронная почта; Вайбер (Viber); Whats App.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями. Чтобы оценить представления родителей о процессе художественно – эстетического развития детей в детском саду я предлагаю АНКЕТИРОВАНИЕ. Хорошо провести его перед первым родительским собранием, чтобы не только познакомить с задачами по художественно-эстетическому развитию детей в рамках ФГОС ДО на год, но и обратить внимание на более интересующие вопросы. Вашему вниманию предлагаю различные варианты анкет для родителей по теме «Поговорим о творчестве», «Пластилинография», «Любит ли ваш ребёнок лепить» и т.д. Конечно же, вопросы анкеты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей. Наиболее эффективными формами общения стали родительские собрания, которые направлены на взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно- эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.

Ответы на интересующие вопросы родители могут найти в папках – передвижках: «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье», «Уроки аппликации», «Развитие музыкальных способностей», «Пластилинография в детском саду», «Пластилин в жизни ребенка», «Игры и упражнения с пластилином для детей»,  «Лепим дома» и др. В содержании папок включены конкретные памятки, рекомендации, советы родителям, которые соответствуют возрасту детей.

  1. Практический блок.

Говоря о практическом блоке в художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны – родители – дети - педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители. Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер.

К практическому блоку относятся мероприятия (сотрудничество: дети-родители-педагоги):

  • Музыкальные праздники и развлечения с участием родителей.
  • Тематические и персональные выставки
  • Мастер – класс
  • Участие в конкурсах ДОУ
  • Участие в районных, областных, российских и международных конкурсах детского творчества

Музыкальные праздники и развлечения (Новый год, 23 февраля, День Матери, 8 марта, День смеха и т.д.). Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.

Хорошей традицией детского сада и семьи стало проведение тематических выставок с участием родителей: «Дары осени», «Подарок для Деда Мороза», «А я маму угощу», «Космос», «Цветы для мамы», «День Победы», «Мой папа самый лучший».

Особое место занимает выставка детского творчества, где родители/законные представители могут увидеть результаты деятельности своих детей.

С целью сплочения родителей, педагогов и детей проводятся мастер-классы. Родители узнают о том, что можно использовать не только краски, кисточку, бумагу, но и нетрадиционный и бросовый материал. В нашей группе мы провели мастер – класс «Пластилиновая картина», целью которого стало знакомство родителей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Теоретическая часть мастер – класса проводилась педагогом, где педагог рассказал о том, что такое «пластилинография», виды пластилинографии. Практическую часть проводил ребёнок, он рассказал и показал родителям приемы пластилинографии на примере картины «Лилия».

Родители с удовольствием оказывают помощь в организации конкурсов проводимых в ДОУ:

«Лучшая ледяная скульптура»,

«Сани для Деда Мороза»»,

«Встречаем птиц»,

«Мы едины и непобедимы»

А также участвуют районных, областных, российских и международных конкурсах детского творчества: Выставка «Дары природы» День Рождения Поселка, Международный конкурс «Разноцветный пластилин» «А я маму угощу», лауреат 3 степени; Международный конкурс Педагогика XXI век «Подводный мир» (пластилинография), 2 место; Международный конкурс «Изумрудный город» «Дед Мороз» (пластилинография), 1 место и т.д.

Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности. Для этого в развивающей среде ДОУ, совместно с родителями созданы мини – музеи:

  • «Русская изба» -  позволяющий приобщать детей к культурному наследию русского народа.
  • «Подводный мир» - знакомство с обитателями подводного мира
  • «Чудо – дерево».

Привлечение родителей к участию театральных спектаклях, к изготовлению театральных костюмов, к оформлению прогулочного участка в разное время года, повышать ответственность родителей, совершенствует их педагогические знания.

В настоящее время широко используются формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования информационных технологий: сайт образовательного учреждения; Скайп (Skype); социальная сеть; электронная почта; Вайбер (Viber); Whats App.

В заключение хочу отметить, что использование новых форм сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников неоспоримо:

Ведь Родители будут уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, что обязательно будет учтена индивидуальность ребенка. Для педагогов -  стимулом к дальнейшей творческой деятельности, решением главной педагогической задачи – индивидуальный подход к ребенку;

Что, в свою очередь, и приведет к достижение общей цели -  получение ребенком качественного дошкольного образования. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формы и методы работы с семьями воспитанников по вопросам развития общения детей"

Данный мастер-класс содержит варианты заданий для родителей в ходе которых им предлагается выполнить практические упражнения по общению со своим ребенком. Родителям предложены результативные формы вза...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Белоснежка и семь гномов". Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области«Белоснежка и семь гномов»(орнамент) Конспектнепосредственно образовательной деятельнос...

«Работа с семьями воспитанников по физическому развитию»

А.С. Макаренко в свое время сказал, что пока педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители видят причины неуспеха детей в педагогах, результативного воспитания не будет....

Тема по самообразованию: «Взаимодействие с семьями воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей».

Через движение и игру к воспитанию здорового ребенка. Играя оздоравливать, играя воспитывать, играя обучать....

Современные подходы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам развития мышления детей.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.Развитию мышления дошкольни...

Проект "Взаимодействие с семьями воспитанников по сенсомоторному развитию детей младшего возраста"

Проект "Взаимодействие с семьями воспитанников по сенсомоторному развитию детей младшего возраста"...

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников   «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»  ...