«Методические рекомендации по сотрудничеству с семьями воспитанников по художественно – эстетическому развитию»
методическая разработка

Попова Елена Валерьевна

Одним из основных принципов Дошкольного Образования является: СОТРУДНИЧЕСТВО Организации с семьёй           (п. 1.4 ФГОС ДО)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации по сотрудничеству с семьями воспитанников по художественно – эстетическому развитию»

Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является: СОТРУДНИЧЕСТВО Организации с семьёй. (п. 1.4 ФГОС ДО)

  Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников.  

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Художественно – эстетическое развитие предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

(п. 2.6. ФГОС ДО)  

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Развитие интереса к культурному наследию.

5.Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно- эстетическому развитию детей представлено в двух блоках: информационный и практический.

  1. Информационный блок работы детского сада и семьи включает в себя ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значение на развитии личности ребёнка. В содержание информационного блока входят следующие мероприятия:
  • Анкетирование;
  • Родительские собрания;
  • Папки – передвижки»
  • Консультации, рекомендации;
  • Наглядный материал в «Родительских уголках» - где можно найти и прочитать полезную информацию
  • сайт образовательного учреждения; Скайп (Skype); группы в социальных сетях; электронная почта; Вайбер (Viber); Whats App.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями. Чтобы оценить представления родителей о процессе художественно – эстетического развития детей в детском саду я предлагаю АНКЕТИРОВАНИЕ. Хорошо провести его перед первым родительским собранием, чтобы не только познакомить с задачами по художественно-эстетическому развитию детей в рамках ФГОС ДО на год, но и обратить внимание на более интересующие вопросы. Вашему вниманию предлагаю различные варианты анкет для родителей по теме «Поговорим о творчестве», «Пластилинография», «Любит ли ваш ребёнок лепить» и т.д. Конечно же, вопросы анкеты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей. Наиболее эффективными формами общения стали родительские собрания, которые направлены на взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно- эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.

Ответы на интересующие вопросы родители могут найти в папках – передвижках: «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье», «Уроки аппликации», «Развитие музыкальных способностей», «Пластилинография в детском саду», «Пластилин в жизни ребенка», «Игры и упражнения с пластилином для детей»,  «Лепим дома» и др. В содержании папок включены конкретные памятки, рекомендации, советы родителям, которые соответствуют возрасту детей.

  1. Практический блок.

Говоря о практическом блоке в художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны – родители – дети - педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители. Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер.

К практическому блоку относятся мероприятия (сотрудничество: дети-родители-педагоги):

  • Музыкальные праздники и развлечения с участием родителей.
  • Тематические и персональные выставки
  • Мастер – класс
  • Участие в конкурсах ДОУ
  • Участие в районных, областных, российских и международных конкурсах детского творчества

Музыкальные праздники и развлечения (Новый год, 23 февраля, День Матери, 8 марта, День смеха и т.д.). Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.

Хорошей традицией детского сада и семьи стало проведение тематических выставок с участием родителей: «Дары осени», «Подарок для Деда Мороза», «А я маму угощу», «Космос», «Цветы для мамы», «День Победы», «Мой папа самый лучший».

Особое место занимает выставка детского творчества, где родители/законные представители могут увидеть результаты деятельности своих детей.

С целью сплочения родителей, педагогов и детей проводятся мастер-классы. Родители узнают о том, что можно использовать не только краски, кисточку, бумагу, но и нетрадиционный и бросовый материал. В нашей группе мы провели мастер – класс «Пластилиновая картина», целью которого стало знакомство родителей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Теоретическая часть мастер – класса проводилась педагогом, где педагог рассказал о том, что такое «пластилинография», виды пластилинографии. Практическую часть проводил ребёнок, он рассказал и показал родителям приемы пластилинографии на примере картины «Лилия».

Родители с удовольствием оказывают помощь в организации конкурсов проводимых в ДОУ:

«Лучшая ледяная скульптура»,

«Сани для Деда Мороза»»,

«Встречаем птиц»,

«Мы едины и непобедимы»

А также участвуют районных, областных, российских и международных конкурсах детского творчества: Выставка «Дары природы» День Рождения Поселка, Международный конкурс «Разноцветный пластилин» «А я маму угощу», лауреат 3 степени; Международный конкурс Педагогика XXI век «Подводный мир» (пластилинография), 2 место; Международный конкурс «Изумрудный город» «Дед Мороз» (пластилинография), 1 место и т.д.

Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности. Для этого в развивающей среде ДОУ, совместно с родителями созданы мини – музеи:

  • «Русская изба» -  позволяющий приобщать детей к культурному наследию русского народа.
  • «Подводный мир» - знакомство с обитателями подводного мира
  • «Чудо – дерево».

Привлечение родителей к участию театральных спектаклях, к изготовлению театральных костюмов, к оформлению прогулочного участка в разное время года, повышать ответственность родителей, совершенствует их педагогические знания.

В настоящее время широко используются формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования информационных технологий: сайт образовательного учреждения; Скайп (Skype); социальная сеть; электронная почта; Вайбер (Viber); Whats App.

В заключение хочу отметить, что использование новых форм сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников неоспоримо:

Ведь Родители будут уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, что обязательно будет учтена индивидуальность ребенка. Для педагогов -  стимулом к дальнейшей творческой деятельности, решением главной педагогической задачи – индивидуальный подход к ребенку;

Что, в свою очередь, и приведет к достижение общей цели -  получение ребенком качественного дошкольного образования. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы на тему "Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"

В статье раскрывается модель взаимодействия педагогов и родителей по художественному развитию дошкольников....

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей....

Мастер-класс "Формы и методы работы с семьями воспитанников по вопросам развития общения детей"

Данный мастер-класс содержит варианты заданий для родителей в ходе которых им предлагается выполнить практические упражнения по общению со своим ребенком. Родителям предложены результативные формы вза...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Белоснежка и семь гномов". Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области«Белоснежка и семь гномов»(орнамент) Конспектнепосредственно образовательной деятельнос...

«Работа с семьями воспитанников по физическому развитию»

А.С. Макаренко в свое время сказал, что пока педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители видят причины неуспеха детей в педагогах, результативного воспитания не будет....

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников   «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»  ...