«Методические рекомендации по сотрудничеству с семьями воспитанников по художественно – эстетическому развитию»
методическая разработка
Одним из основных принципов Дошкольного Образования является: СОТРУДНИЧЕСТВО Организации с семьёй (п. 1.4 ФГОС ДО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации по сотрудничеству с семьями воспитанников по художественно – эстетическому развитию»
Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является: СОТРУДНИЧЕСТВО Организации с семьёй. (п. 1.4 ФГОС ДО)
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Художественно – эстетическое развитие предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
(п. 2.6. ФГОС ДО)
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Развитие интереса к культурному наследию.
5.Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Взаимодействие детского сада и семьи по художественно- эстетическому развитию детей представлено в двух блоках: информационный и практический.
- Информационный блок работы детского сада и семьи включает в себя ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значение на развитии личности ребёнка. В содержание информационного блока входят следующие мероприятия:
- Анкетирование;
- Родительские собрания;
- Папки – передвижки»
- Консультации, рекомендации;
- Наглядный материал в «Родительских уголках» - где можно найти и прочитать полезную информацию
- сайт образовательного учреждения; Скайп (Skype); группы в социальных сетях; электронная почта; Вайбер (Viber); Whats App.
Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями. Чтобы оценить представления родителей о процессе художественно – эстетического развития детей в детском саду я предлагаю АНКЕТИРОВАНИЕ. Хорошо провести его перед первым родительским собранием, чтобы не только познакомить с задачами по художественно-эстетическому развитию детей в рамках ФГОС ДО на год, но и обратить внимание на более интересующие вопросы. Вашему вниманию предлагаю различные варианты анкет для родителей по теме «Поговорим о творчестве», «Пластилинография», «Любит ли ваш ребёнок лепить» и т.д. Конечно же, вопросы анкеты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей. Наиболее эффективными формами общения стали родительские собрания, которые направлены на взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно- эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.
Ответы на интересующие вопросы родители могут найти в папках – передвижках: «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье», «Уроки аппликации», «Развитие музыкальных способностей», «Пластилинография в детском саду», «Пластилин в жизни ребенка», «Игры и упражнения с пластилином для детей», «Лепим дома» и др. В содержании папок включены конкретные памятки, рекомендации, советы родителям, которые соответствуют возрасту детей.
- Практический блок.
Говоря о практическом блоке в художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны – родители – дети - педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители. Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер.
К практическому блоку относятся мероприятия (сотрудничество: дети-родители-педагоги):
- Музыкальные праздники и развлечения с участием родителей.
- Тематические и персональные выставки
- Мастер – класс
- Участие в конкурсах ДОУ
- Участие в районных, областных, российских и международных конкурсах детского творчества
Музыкальные праздники и развлечения (Новый год, 23 февраля, День Матери, 8 марта, День смеха и т.д.). Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.
Хорошей традицией детского сада и семьи стало проведение тематических выставок с участием родителей: «Дары осени», «Подарок для Деда Мороза», «А я маму угощу», «Космос», «Цветы для мамы», «День Победы», «Мой папа самый лучший».
Особое место занимает выставка детского творчества, где родители/законные представители могут увидеть результаты деятельности своих детей.
С целью сплочения родителей, педагогов и детей проводятся мастер-классы. Родители узнают о том, что можно использовать не только краски, кисточку, бумагу, но и нетрадиционный и бросовый материал. В нашей группе мы провели мастер – класс «Пластилиновая картина», целью которого стало знакомство родителей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Теоретическая часть мастер – класса проводилась педагогом, где педагог рассказал о том, что такое «пластилинография», виды пластилинографии. Практическую часть проводил ребёнок, он рассказал и показал родителям приемы пластилинографии на примере картины «Лилия».
Родители с удовольствием оказывают помощь в организации конкурсов проводимых в ДОУ:
«Лучшая ледяная скульптура»,
«Сани для Деда Мороза»»,
«Встречаем птиц»,
«Мы едины и непобедимы»
А также участвуют районных, областных, российских и международных конкурсах детского творчества: Выставка «Дары природы» День Рождения Поселка, Международный конкурс «Разноцветный пластилин» «А я маму угощу», лауреат 3 степени; Международный конкурс Педагогика XXI век «Подводный мир» (пластилинография), 2 место; Международный конкурс «Изумрудный город» «Дед Мороз» (пластилинография), 1 место и т.д.
Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности. Для этого в развивающей среде ДОУ, совместно с родителями созданы мини – музеи:
- «Русская изба» - позволяющий приобщать детей к культурному наследию русского народа.
- «Подводный мир» - знакомство с обитателями подводного мира
- «Чудо – дерево».
Привлечение родителей к участию театральных спектаклях, к изготовлению театральных костюмов, к оформлению прогулочного участка в разное время года, повышать ответственность родителей, совершенствует их педагогические знания.
В настоящее время широко используются формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования информационных технологий: сайт образовательного учреждения; Скайп (Skype); социальная сеть; электронная почта; Вайбер (Viber); Whats App.
В заключение хочу отметить, что использование новых форм сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников неоспоримо:
Ведь Родители будут уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, что обязательно будет учтена индивидуальность ребенка. Для педагогов - стимулом к дальнейшей творческой деятельности, решением главной педагогической задачи – индивидуальный подход к ребенку;
Что, в свою очередь, и приведет к достижение общей цели - получение ребенком качественного дошкольного образования. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы на тему "Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"
В статье раскрывается модель взаимодействия педагогов и родителей по художественному развитию дошкольников....
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей....
Мастер-класс "Формы и методы работы с семьями воспитанников по вопросам развития общения детей"
Данный мастер-класс содержит варианты заданий для родителей в ходе которых им предлагается выполнить практические упражнения по общению со своим ребенком. Родителям предложены результативные формы вза...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Белоснежка и семь гномов". Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области«Белоснежка и семь гномов»(орнамент) Конспектнепосредственно образовательной деятельнос...
методическая разработка " взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"
эстетическое воспитание и его значение в развитии личности ребенка...
«Работа с семьями воспитанников по физическому развитию»
А.С. Макаренко в свое время сказал, что пока педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители видят причины неуспеха детей в педагогах, результативного воспитания не будет....
План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»
План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье» ...