Проект "Взаимодействие с семьями воспитанников по сенсомоторному развитию детей младшего возраста"
проект (младшая группа) на тему
Проект "Взаимодействие с семьями воспитанников по сенсомоторному развитию детей младшего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_romashki.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
ПРОЕКТ
« Взаимодействие с семьями
воспитанников по сенсомоторному
развитию детей младшего возраста»
Авторы проекта: Щербакова Н.Н., Красюкова М.А.
г.Северобайкальск
Возраст детей: 2-3года. Группа младшего возраста «Ромашка»
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: Долгосрочный 2015-2016 учебный год
Анализ ситуации
Раннее детство - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причем она расположена так близко к речевой зоне, что это дает все основания рассматривать кисть руки как еще один «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Актуальность проблемы
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Данные диагностики детей группы младшего возраста на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого в нашей группе.
Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно-моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами: «Мозаика», «Пазлы», «Собери бусинки», «Разложи по коробочкам», «Веселый поезд», «Спрячь в ладошку» и т.д.
В нашей группе мы создали сенсомоторный уголок и назвали «Путешествие в страну Сенсорики», так как он востребован, функционален, эффективен и разносторонен. Содержанием сенсомоторного уголка является: бочонки с геометрическими отверстиями, кубы, машинки, веселый клоун и озорной шарик, гоночные машинки, различные вкладыши, веселые матрешки и т.д. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей раннего возраста во взаимодействии с родителями будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Цель проекта:
Формирование у детей раннего возраста сенсомоторного развития с помощью игр, направленных на развитие цвета, формы, величины через систему мероприятий.
Задачи:
- Создать условия для развития воображения и содействовать творческому саморазвитию детей, интегрированное использование в воспитательно-образовательном процессе педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
- Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, повысить качество занятий в свободное время в совместной и самостоятельной деятельности.
- Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
- Вовлечь родителей и детей в создание игрового материала и пособий для развития сенсорной культуры.
Планируемые результаты: Развитие у детей психических процессов (мышления, памяти, речи).
Результат деятельности детей: Развитие сенсомоторных способностей у детей раннего возраста.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Игры по сенсорике научат детей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, цвете, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи.
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности.
Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
Система работы.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный этап.
• Сбор и анализ информации по данной проблеме.
• Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
• Проведение диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
• Постановка проблемы.
• Составление плана.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды.
• Взаимодействие с семьями воспитанников.
• Практическая реализация проекта: открытые занятия для родителей с использованием игровых сеансов, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
2. Основной этап.
Предполагаемая дата проведения мероприятия. Место проведения мероприятия. Наименование мероприятия.
Ноябрь 2015г. Групповая комната. Подготовить для родителей задания и рекомендации по изготовлению пособий, развивающих сенсомоторный аппарат.
Ноябрь 2015г. Групповая комната. Создание сенсомоторного уголка в группе
Декабрь 2015г. Групповая комната. Изготовление пособий, дидактических игр, практического и занимательного материала на развитие сенсомоторных навыков.
Декабрь 2015г. Групповая комната. Проведение первичного диагностического инструментария и мониторинга психофизиологических возможностей каждого воспитанника. Анкетирование для родителей.
Консультация.
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
Январь 2016г. Групповая комната. Создание картотеки игр по развитию мелкой моторики и формированию сенсорных эталонов.
Январь 2016г. В приемной информация «Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома» (консультация для родителей).
Февраль 2016г. Групповая комната. Мастер-класс для родителей «Играя -обучаемся» (игровые сеансы).
В приемной на стенде информация на тему: «Сенсорика и развитие мелкой моторики руки».
Март 2016г. Групповая комната. Рассматривание иллюстраций, практического и занимательного материала по сенсорике, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам.
Групповая комната. Привлечение родителей к созданию дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков.
Групповая комната. Просмотр видео и фотосюжетов из жизни детей в ДОУ.
Апрель 2016г. В приемной. Буклеты для родителей «Как организовать домашние игры по развитию сенсомоторики».
Май 2016г. Групповая комната. Проведение с детьми игрового занятия-сказки Тема «Теремок».
Май 2016г. Групповая комната. Итоговая диагностика сенсорных представлений детей, развития моторики руки. Анализ полученных результатов.
Конкурс «Вместе с мамой» (изготовление игр по сенсорному развитию)
3. Заключительный этап.
• Итоговое открытое занятие «Путешествие в страну Сенсорики»
• Оформление альбома «Пальчиковые игры»;
Диагностический инструментарий
По результатам диагностики будет подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей раннего возраста. Свою работу мы построили на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, взяли за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.
Диагностика сенсорного развития показала:
- восприятие формы у 93% детей (14 чел.) соответствует возрастной норме, 1 ребенок (7%) затрудняется в выборе форм по названию;
- восприятие цвета у 67% детей (10 чел.) развито на уровне возрастной нормы, у 23 % детей (5 чел.) - ниже возрастной нормы (эти дети затрудняются выбирать цвет по названию).
Цель: выявление уровня осведомленности родителей по сенсомоторному развитию детей :
- У 30% родителей низкий уровень осведомленности о возможностях и потребностях детей раннего дошкольного возраста;
- У 40% родителей завышенные требования к ребенку;
- Лишь 40% родителей играют с детьми в игры, направленные на развитие формы, цвета, величины.
Таким образом, анализ результатов диагностики детей и анкетирования родителей показал необходимость проведения:
- целенаправленной работы по сенсомоторному развитию детей с использованием дидактических игр, практического и занимательного материала для расширения знаний детей о свойствах, качествах предметов, их форме, цвете, величине;
- просветительской работы с родителями.
Таким образом, мониторинг показал, что необходимо проводить целенаправленную работу на развитие мелкой моторики и сенсорного развития с использованием дидактических игр, практического и занимательного материала. Этот вид деятельности позволяет расширить знания детей о свойстве, качестве предмета, их форме, цвете, величине, способствует развитию мелкой моторики, а также формируют навыки общения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Материал для консультации родителям. Может использоваться для папки - раскладушки....
Презентация на тему: Организация предметно-развивающей среды в сенсомоторном развитии детей младшего возраста.
Многие дети приходят в детский сад с отставанием в речевом развитии, с недоразвитием мелкой моторики пальцев рук, с нарушением ощущений цветовой гаммы. Поэтому я определила значимость сенсомоторного р...
Мастер – класс для родителей: «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста»
Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие ег...
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста
Программа сенсомоторного развития разработана с учетом закономерностей формирования восприятия и пси¬хологических механизмов перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особен...
Значение сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка Речь - великий дар природы, благодаря которому люди...
Проект по сенсомоторному развитию детей младшего возраста « Умелые ручки»
Проект по сенсомоторному развитию детей младшего возраста « Умелые ручки»...