Проект по адаптации детей к детскому саду
проект (младшая группа)
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада.
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.
Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_adaptatsii.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель проекта | Систематизация и оптимизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения |
Вид проекта: | Групповой социальный, долгосрочный |
Тип проекта | Информационно – практико – ориентированный |
Участники | Воспитатели, дети, родители |
Задачи проекта: |
|
Актуальность проекта | Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада. Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников. Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма. Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина. Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты ДОУ: педагог-психолог, медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Так как в дошкольное учреждение ежегодно поступает до 100 детей раннего возраста, длительность этого проекта составляет 5 месяцев, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении. |
Актуальность проблемы адаптации обусловлена: | - Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально- психологического. - Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий. - Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери. - Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими. |
| |
I этап - Подготовительный | Организационно-подготовительный этап:
|
II этап Основной. |
|
III этап - Заключительный |
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
|
Задачи работы с родителями: | 1.Формирование положительного настроя на поступление в детский сад. 2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги. 3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ. |
Формы работы с родителями: | 1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. 2. Лектории, круглые столы, семинары-практикумы, Родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители. 3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада. 4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой ДОУ. 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр. 6.Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения. |
Задачи работы с педагогами: | . Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей. 2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями. |
Формы работы с педагогами: | 1.Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду. 2. Круглые столы, семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ. 3.Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций. 4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми. 5. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми раннего возраста; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка. |
Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста: | В группах имеются центры развития: • уголок для сюжетно-ролевых игр; • уголок ряженья (для театрализованных игр); • книжный уголок; • уголок для настольно-печатных игр; •выставка художественно-творческой деятельности (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголок для игр с песком; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек. |
Ожидаемый результат: | Дети: • Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами; • Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками. Родители: • Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду; • Стремление родителей к сотрудничеству. Воспитатели: • Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации; • Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. |
Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей
№ | Тема занятия | Материалы |
БОЖЬЯ КОРОВКА | игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка). | |
ЛИСТОПАД | большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка). | |
МЯЧИК | большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине). | |
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС | картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки | |
ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА | игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка). | |
НОВЫЙ ГОД | игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.). | |
МЯЧИКИ | большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии; лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка). | |
ЗАЙКА | мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей. | |
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ | набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы). | |
МУЗЫКАНТЫ | ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино. | |
МАМИН ДЕНЬ | кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик. | |
МИШКА | игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон). | |
НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА | игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; магнитофон, кассета с записью плясовой музыки. | |
КОЛОБОК | куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая . скамейка, обруч. | |
КОТЯТА | магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов. |
Меры, облегчающие и оптимизирующие процесс адаптации
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. | Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Для того, чтобы детям было приятно приходить в детский сад мы с напарницей «одомашнили» группу. И конечно всячески проявляли ласковое обращение с детьми: периодическое пребывание малышей на руках, «Обнимашки» — телесная терапия, восторженные приветствия утром и нежные прощания вечером, всяческие подбадривания и похвалы в течение дня. |
Формирование у детей чувства уверенности. | Одна из задач адаптационного периода — помочь малышам как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем мы:
постепенно познакомили детей с педагогами и персоналом детского сада |
Организация в адаптационный период игровой деятельности. | На данный момент игровая деятельность была направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок». Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, сближение детей между собой. Необходимо что бы дети увидели в нас добрых, ласковых, всегда готовых быть рядом и поддержать в любой ситуации людей, а друг в друге интересных партнеров в игре. Любые действия мы естественно сопровождали улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры были фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициаторами совместных игр в основном выступали мы. Игры выбирались с учетом возможностей детей, места проведения (см. приложение «Игровая деятельность»). |
.
Информационные ресурсы:
• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
• Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
• Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
• Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей к детскому саду "Здравствуй детский сад"
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:-преодоление стрессовых состояний у детей р...
Проект по адаптации детей к детскому саду "Облачко"
Проект по адаптации...
ПРОЕКТ «Мониторинг адаптации детей к детскому саду»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста...
Я иду в детский сад. Проект по адаптации детей к детскому саду
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....
Проект по адаптации детей к детскому саду в группе раннего возраста «Здравствуй детский сад.»
Тема проекта: Адаптация детей к условиям детского сада.Творческое название: «Здравствуй детский сад»Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.Автор проекта: ...
Проект по адаптации детей в детском саду "Адаптация с улыбкой"
Проект направлен на создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада....