Компетентность педагога в логико –математическом развитии ребенка.
консультация (старшая группа)

иванова людмила георгиевна

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются   проблемно-игровые методы, которые представляют собой единую, последовательную систему внедрения в педагогический процесс поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.

    Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентность педагога в логико –математическом развитии ребенка.

    Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания является логико – математической.

А. А. Столяром определены сущностные характеристики логико – математических игр:

  •   возможность моделирования в играх   доступных ребенку 4 - 6 лет логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого);
  •   направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших способов познания: сравнение, классификацию и сериацию.

   Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата называется проблемно-игровая.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются   проблемно-игровые методы, которые представляют собой единую, последовательную систему внедрения в педагогический процесс поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.

    Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.  

Готовность педагога к осуществлению задач логико –математического развития детей дошкольного возраста включает:

1. Осведомленность в целях, задачах и содержании логико - математического развития детей;

       Целью и результатом педагогического содействия логика –математического развития детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально-творческих способностей через освоение логико –математических представлений (свойств, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).

      Задачи логика –математического развития детей дошкольного возраста определяются:

-закономерностями развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста (восприятие, память, мышление, воображение, речь)

-особенностями становления познавательной деятельности детей от овладения действиями с предметами- к действиям с образа и цвета, формы, количества, отношений, связей, и зависимостей и в дальнейшем – к использованию символических средств: знаков-символов, цифр, букв, схем (передвижения в пространстве, чередования форм и величин, алгоритмической цепочки действий и др.), моделей (пространственных отношений, временных и количественных зависимостей и др.)

      Содержание логика –математического развития детей дошкольного возраста включает представления:

- о свойствах (Форма, размер, количество, пространственное расположение, длительность и последовательность, масса)

-отношениях (отношения сходства, отношения прядка, отношения включения – между частью и целым).

-зависимостях и закономерностях (прямые и обратные функциональные зависимости; сохранение количества-численности, объема, веса, длины, площади; закономерности следования, чередования, включения; алгоритмические цепочки-линейные, разветвленные)

2.Знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико –математической деятельности;

Показатели становления ребенка как субъекта деятельности –действия, выполненные по собственной инициативе. Общаясь с другими детьми и педагогом, ребенок договаривается, обменивается мнениями, предметами, проявляет при этом настойчивость и уравновешенность.

Важнейшим условием становления личностных проявлений ребенка в логико –математической деятельности является предоставление ему возможности выбора игры, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнеров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирования результатов.

В совместной деятельности педагог выявляет логико –математической опыт ребенка, стимулирует его интерес ( приемы: вопросы, «не дослышал», «Давай подумаем вместе», «Ты начни, а я продолжу» и др.) к логико –математическим играм,

Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует продвижению последнего на новый уровень в познании.

3.Умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико – математической деятельности.

В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико –математической деятельности.

 С целью организации логико –математической деятельности, стимулирования проявлений ребенком самостоятельности и инициативности используются дидактические пособия, математические игры из которых создается игровая среда. Пространство группы используется как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости – это ковролиновые панно, игровые композиции, игровые макеты, магнитные доски и др.  Широко используются игровые классификационные таблицы.

Создание условий в группе для совместного и самостоятельного освоения детьми логико –математических игр с блоками и палочками.

Таблицы, макеты, игровые панно и прочее оборудование конструируются педагогами возрастных групп с целью повышения интереса к данным видам деятельности и обеспечения самостоятельного практикования детей.

4. Понимание сущности и особенностей освоения детьми дошкольного возраста логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.

Педагог оказывает ребенку помощь в выполнении конкретных действий сравнения, разбиения, упорядочивания, классификации.

Екатерина Александровна Носова разработала комплекс игр и упражнений с «Логическими блоками Дьенеша» и «Палочками Кюизенера», процесс освоения которых представлен тремя этапами:

  •  на выявление и абстрагирование признаков  – цвета, формы, размера, толщины;
  •  на освоение детьми сравнения, классификации, обобщения:

 на овладение логическими действиями и мыслительными операциями

Эссе

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ

           Антропоцентризм (греч.  anthropos – человек и лат.  сentrum <греч.  kentron – средоточие) – «трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире – как центральной»

        Первые представления об антропоцентризме появились еще в эпоху Возрождения (хотя многие исследователи усматривают корни антропоцентризма и в античности). Это мировоззрение положило начало субъект-объектной схеме человеческого познания. Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий.

     Отражение, измерение и интерпретация реальности внешнего и внутреннего мира соотнесены с сознанием человека и его мышлением, с его отношением к миру, что можно обобщенно назвать антропоцентризмом субъективной реальности.

    Для педагогики чрезвычайно важно возникшее представление, что одним из главных продуктов человеческого творчества является сам человек. В нем по-прежнему признается сочетание двух субстанций: божественной и природной, но теперь выделяется и третья, особая — человеческая.

«Предвестниками» антропоцентрической парадигмы образования в начале XX века явились многочисленные концепции «свободного воспитания» и деятельность «свободных школ» в разных странах. Весьма примечательно, что все они строятся на идеях природосообразности воспитания, свободы развития и самоопределения личности ребенка, сотрудничества взрослых и детей.

    Воспитание становится приоритетной составляющей целостного процесса образования. Значение социализации и обучения не умаляется, а рассматривается как возможность обеспечения культуроформирующей функции образования.

     В обиход образовательной действительности входят категории «свобода», «выбор». Свобода понимается современным образованием как право человека обладать своей индивидуальностью, как «воля к обретению себя», а значит, и как ответственность. Именно образование призвано изменить столетиями формируемое у человека сознание «винтика», преобразовать его деятельность и общение, создать потребность самому определяться в мире культуры и социальных отношений.

  Ориентацию на развитие человеческой личности, воспитание уникальности и незаменимости в современной педагогической науке принято называть гуманизмом. На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение в процессе образования и воспитания имеют нравственные качества личности - доброта, человечность, чувство справедливости и уважение. Развитие личности ребенка есть главнейшая задача в процессе воспитания, высшая ценность и цель.

Возникновение понятия «индивидуальный подход», перестроение отношений учитель - ученик в ключе межличностного взаимодействия «на равных».

    На современном этапе развития идеи гуманизации и гуманитаризации принято называть антропоцентрической моделью педагогической мысли. Наука наших дней призвана решить широкий спектр проблем, многие из которых связаны с глобальными проблемами современности, такими как экологические, энергетические, демографические кризисы, проблемы ядерной угрозы и терроризма, проблемы голода и локальных войн. На все эти вызовы требуется своевременный квалифицированный научный ответ. Немаловажная роль в этом отводится педагогической науке как основной опоре в разработке принципов обучения и образования людей следующих поколений, способных разрешать имеющиеся проблемы в мирном, положительном, конструктивном ключе.

Приоритетное значение в процессе образования и воспитания имеют нравственные качества личности - доброта, человечность, чувство справедливости и уважение.

Проблема развития личности ребенка есть главнейшая задача в процессе воспитания, высшая ценность и цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педагогов на тему: «Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка»

Сообщение на тему "Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка"...

Определение компетентности педагога в области математического развития детей.

Определение компетентности педагога в области математического развития детей....

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Совет педагогов «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»

Совет педагогов  «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов "Блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов, с целью оказания помощи по внедрению учебного пособия "Блоки Дьенеша" в развитие логико-математического мышления и ФЭМП детей младшего и старшего дошкольного возр...

Выступление для педагогов "Логико-математическое развитие дошкольников"

Выступление для педагогов "Логико-математическое развитие дошкольников"...