Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
статья
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystupleniya_na_temu.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Компетентность педагога в логико – математическом развитии дошкольника
включает:
- осведомленность в целях, задачах и содержании логико – математического развития детей;
- знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности;
- умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико – математической деятельности;
- понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.
1.Осведомленность в целях, задачах и содержании логико – математического развития детей.
Целью и результатом педагогического содействия логико – математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико – математических представлений свойства, отношения, связи, зависимости, начало основ геометрии, способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация),
Основные задачи:
- развитие сенсорных (предметно — действенных) способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
- развитие логико — математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;
- освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развитие представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация);
- овладение математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
- развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;
- развитие интеллектуально – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;
- развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения, придумывать задачи по аналогии и т.д.;
- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Содержание включает:
Логико-математические представления о свойствах и отношениях, о геометрических фигурах, о величинах, о пространстве, о времени, о числах, о зависимостях и закономерностях.
2. Знание педагога личностных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности.
Первые субъективные проявления ребёнка, как отмечает В.А. Слободчиков, имеют место уже на 3-м году жизни и фиксируются в активном отношении к разным видам деятельности и стремлении к самостоятельным и независимым действиям («Я сам»). Действия выполненные по собственной инициативе, - показатель начала становления ребёнка как субъекта деятельности.
Субъектная позиция ребёнка дошкольного возраста в логико- математической деятельности проявляется в активном, инициативном отношении к деятельности и в самостоятельном творческом ее осуществлении.
Важнейшим условием становления личностных проявлений ребёнка в логико- математической деятельности является предоставление ему возможности выбора игры, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнёров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирование результатов и др.
К сожалению интерес детей к играм угасает из-за столкновений с трудностями. Несмотря на это, педагогу необходимо как можно чаще создавать ситуации выбора. Воспитатель стимулирует интеллектуальную активность ребёнка, побуждая его к поиску новых способов решения задач, проявлению догадки, сообразительности.
Детям необходима поддержка со стороны взрослого в сохранении интереса.
В совместной деятельности педагог выявляет логико-математический опыт ребёнка, стимулирует его интерес к логико-математическим играм, оказывает ребёнку помощь в выполнении конкретных действий сравнения, разбиения, упорядочивания, классификации. Совместная деятельность взрослого и ребёнка способствует продвижению последнего на новый уровень в познании связей и зависимостей, построении простых логических высказываний. Она осуществляется на том же материале, в той же среде, в той же игровой обстановке, что и самостоятельная деятельность, но отличается своей индивидуально- дифференцированной направленностью.
3. Создание игровой предметной среды для продуктивного продвижения ребёнка в логико-математическом развитии.
В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико-математических игр с блоками и палочками.
С целью организации логико-математической деятельности, стимулирования проявлений ребёнком самостоятельности и инициативности используются дидактические пособия, из которых создаётся игровая среда. При этом пространство групповой комнаты используется как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости, где размещаются ковролиновые панно, игровые композиции, игровые макеты, магнитные доски и др.
Необходимо иметь блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
При организации игровой логико-математической деятельности детей с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагогу важно:
- увлечь ребёнка деятельностью за счёт одномоментного включения в игру через игровой мотив (догадаться, как открыть секрет; переместить что-либо по условию или с определённой целью; изобразить условно; придумать, представить и т.д.;
- обеспечить динамику игры, рациональное сочетание практических умственных действий по ходу игры, отсутствие хаотичности, торопливости, неясности;
- использовать элементы недосказанности («Забыла», «Не знаю, как поступить»), общей неопределённости, что мобилизует детей на поиск;
- включать детей в сюжетосложение, поиск способов решения, процесс оказания уместной помощи другому ребёнку или взрослому;
- создать и поддерживать игровую обстановку: тематические композиции на ковролинах, магнитных досках, планшетах; элементы декорации и костюмов для участников игры; показ фрагментов телефильмов, презентаций, фотографий, рисунков, иллюстраций (всё это создаёт игровую атмосферу, что повышает эмоциональное состояние участников игры).
4. Понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.
Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др. даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности — игровой, конструктивной, изобразительной, учебной.
Свойство — это сторона предмета, которая указывает на различие или сходство его с другими предметами. Познание свойств предметов осуществляется в процессе развития у ребёнка представлений об эталонах (при активном участии зрительно - осязательного, двигательного обследования) и практических действий с предметами. На основе объединения предметов по какому-либо свойству (свойствам) создаётся множество. В основе множества лежит определённая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. Установление отношений происходит путём выполнения логических операций сравнения, классификации, сериации и др. На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификации и сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает операция сравнения. Сравнение - один из основных логических приёмов познания внешнего мира, познания любого предмета. Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходство и отличие.
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство. Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве.
Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса.
Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.
Занятия по овладению операцией классификацией и сериацией позволяют овладевать приемами продуктивного мышления, а именно операцией классификации, следовательно облегчать усваиваемость материала и активизировать умственные способности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""
Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...
Сообщение для педагогов на тему: «Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка»
Сообщение на тему "Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка"...
Презентация «Современные подходы и идеи в области логико-математического развития старших дошкольников (блоки Дьенеша)»
Переходя в первый класс, ребёнок сталкивается со сложной программой обучения, требующей умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения и выводы. Другими словами: мыслить логически. Зачастую шк...
Развитие компетентности педагогов в области обеспечения эмоционального благополучия ребенка
В настоящее время очень остро стоит проблема эмоционального благополучия детей. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значител...
Выступление для педагогов "Логико-математическое развитие дошкольников"
Выступление для педагогов "Логико-математическое развитие дошкольников"...
семинар практикум для педагогов на тему "Логические блоки дьенеша в логико-математическом развитии детей"
в данном материале содержиться цель, задачи, ход семинара,...