Сообщение для педагогов на тему: «Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка»
учебно-методический материал

Парфенова Валентина Николаевна

Сообщение на тему "Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompententost.docx23.37 КБ
Office presentation icon kompetentnos.ppt297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

 Центр развития ребенка Детский сад №2 «Рябинка»

Сообщение

на тему:

«Компетентность педагога

в логико-математическом

развитии ребенка»

Подготовила и провела

Воспитатель МАДОУ

 Детский сад №2 «Рябинка»

Парфенова В.Н.

г.Москва, г.о.Троицк

2016год

Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.

     Математика - наука сложная. Чтобы развивать ребенка - дошкольника в логико - математическом направлении необходимо и педагогу быть готовым к осуществлению задач логико - математического развития детей дошкольного возраста.

Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает:

*осведомленность в цели, задачах и содержании логико-математического развития детей;

*понимание сущности и особенностей освоения детьми дошкольного возраста логических способов познания-сравнения, сериации, классификации;

*знание субъектных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико-математической деятельности;

*умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико-математической деятельности.

    Целью  и результатом педагогического содействия логико-математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально-творческих  способностей через освоение логико-математических  представлений(свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания(сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).

    Задачи логико-математического развития в дошкольном детстве определяются:

-закономерностями развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста(восприятие, память, мышление, воображение, речь);

- особенностями становления познавательной деятельности детей: от овладения действиями с предметами к действиям с образами цвета, формы, количества, отношений, связей и зависимостей и в дальнейшем – к использованию символических средств - значков-символов, цифр, букв, схем, моделей.

Основными задачами логико-математического развития детей дошкольного возраста являются:

- развитие сенсорных способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;

-развитие у детей логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;

-освоение детьми исследовательских способов познания(воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);

-развитие у детей логических способов познания(сравнение, классификация, сериация);

-овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

-развитие у детей умение общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение;

-развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;

-развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности;

-воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Первые субъектные проявления ребенка имеют место уже на третьем году жизни и фиксируются в активном отношении к разным видам деятельности и стремлении к самостоятельным и независимым действиям (« Я сам»).Действия, выполненные по собственной инициативе -показатель начала становления ребенка как субъекта деятельности.

  Субъектная позиция ребенка дошкольного возраста в логико-математической деятельности проявляется в активном инициативном отношении к деятельности и

в самостоятельном творческом ее осуществлении.

 Например, дети составляют поезд. Каждый ребенок выбирает одну из длинных палочек (синюю, оранжевую или бордовую) – « вагон».Затем каждый составляет такой же по длине, но разноцветный вагон из нескольких более коротких палочек. При этом ребенок может взять разное количество палочек,  составить несколько вариантов«вагонов». Общаясь с другими детьми и воспитателем ребенок договаривается, обменивается мнением, предметами, проявляет при этом настойчивость и уравновешенность.

  Важнейшим условием становления личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности является предоставление ему возможности выбора игры, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнеров по игровому  взаимодействию, способов моделирования,  фиксирования результатов. К сожалению, интерес ребенка к логико-математическим играм даже в условиях  их самостоятельного выбора угасает  при столкновении  с трудностями.

   Дети, которые теряют интерес к логико-математической игре при столкновении с трудностями, как правило, переходят к другим игровым действиям с этим же материалом или оставляют его. Им нужна поддержка со стороны взрослого в сохранении интереса (« А ТЫ ПРОБОВАЛ ПО-ДРУГОМУ?», « Давай подумаем вместе»), помощь в построении высказываний (« Что у тебя получилось?», « Как об этом можно сказать?», «Скажи по-другому», « Скажи точнее», « Ты начни, а я продолжу»).        

   Для части детей « умственные препятствия» выступают активизирующим фактором мыслительной активности. Они анализируют собственный опыт    («Так мы уже играли», « Я помню»), пытаются найти ассоциации, догадаться, выполнить деятельность по фрагментам, стремятся не повторять собственных ошибок (« Ой, я так уже делал – не получилось»).Эти дети свободно оперируют собственным логико – математическим опытом и, как правило, достигают успеха в деятельности. Они начинают осознавать свои возможности в логико-математической деятельности и самодостаточность («Я могу», «Я сделаю», «У меня получится»).

        В совместной деятельности педагог выявляет логико-математический опыт ребёнка, стимулирует интерес к логико-математическим играм, оказывает ребёнку помощь в выполнении конкретных действий сравнения, разбиения, упорядочивания, классификации. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует продвижению его на новый уровень в познании связей и зависимостей, построении простых логических высказываний. Она осуществляется на том же материале, в той же среде, в той же игровой обстановке, что и самостоятельная деятельность, но отличается своей индивидуально-дифференцированной направленностью.

 Например, ребенок 4 лет испытывает сложности с называнием свойств блоков. В игровой ситуации(«Строим домик  для ежика»)он находит красные круглые большие блоки, а на предложение назвать, какие они, чаще всего ограничивается называнием только одного свойства(«красные» или « круглые»). В этом случае педагог может воспользоваться приемом « недослышал» (« Какой блок?»). От имени ежика он уточняет свойство, которое не называет ребенок (« Этот блок красного цвета. А форма? Какая она?»), предлагает ребенку назвать и другие свойства, существенно значимые в развитии игровой ситуации.

  В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико-математических игр.

Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы, огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять. Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной личности».Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Математика остается наиболее трудоемким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

Урок бабочки.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой.

Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.  

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла.

Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать.

Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.

Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни.

Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок бабочки Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Слайд 2

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Слайд 3

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались.

Слайд 4

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать.

Слайд 5

Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Слайд 6

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Слайд 7

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

ЭССЕ на тему: "Компетентный педагог,какой он?"

laquo;Компетентный педагог,какой он?»...

Практическое мероприятие с педагогами ДОУ на тему: «Компетентность педагога в сфере общения с родителями».

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок ...

Сообщение на тему "Компетентность педагога в общении с родителями" + презентация

КАК СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМВ ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВСлайд 2Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский...

Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ "Конструктивные взаимодействия педагогов и родителей через внедрение разнообразных форм сотрудничества"

Цель взаимодействий педагогов и родителей1. «Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями»2.«Вовлечение семьи в единое образовательное пространство&ra...