Сообщение для педагогов на тему: «Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка»
учебно-методический материал
Сообщение на тему "Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompententost.docx | 23.37 КБ |
kompetentnos.ppt | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад №2 «Рябинка»
Сообщение
на тему:
«Компетентность педагога
в логико-математическом
развитии ребенка»
Подготовила и провела
Воспитатель МАДОУ
Детский сад №2 «Рябинка»
Парфенова В.Н.
г.Москва, г.о.Троицк
2016год
Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.
Математика - наука сложная. Чтобы развивать ребенка - дошкольника в логико - математическом направлении необходимо и педагогу быть готовым к осуществлению задач логико - математического развития детей дошкольного возраста.
Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает:
*осведомленность в цели, задачах и содержании логико-математического развития детей;
*понимание сущности и особенностей освоения детьми дошкольного возраста логических способов познания-сравнения, сериации, классификации;
*знание субъектных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико-математической деятельности;
*умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико-математической деятельности.
Целью и результатом педагогического содействия логико-математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально-творческих способностей через освоение логико-математических представлений(свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания(сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).
Задачи логико-математического развития в дошкольном детстве определяются:
-закономерностями развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста(восприятие, память, мышление, воображение, речь);
- особенностями становления познавательной деятельности детей: от овладения действиями с предметами к действиям с образами цвета, формы, количества, отношений, связей и зависимостей и в дальнейшем – к использованию символических средств - значков-символов, цифр, букв, схем, моделей.
Основными задачами логико-математического развития детей дошкольного возраста являются:
- развитие сенсорных способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
-развитие у детей логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;
-освоение детьми исследовательских способов познания(воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);
-развитие у детей логических способов познания(сравнение, классификация, сериация);
-овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
-развитие у детей умение общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение;
-развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;
-развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности;
-воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Первые субъектные проявления ребенка имеют место уже на третьем году жизни и фиксируются в активном отношении к разным видам деятельности и стремлении к самостоятельным и независимым действиям (« Я сам»).Действия, выполненные по собственной инициативе -показатель начала становления ребенка как субъекта деятельности.
Субъектная позиция ребенка дошкольного возраста в логико-математической деятельности проявляется в активном инициативном отношении к деятельности и
в самостоятельном творческом ее осуществлении.
Например, дети составляют поезд. Каждый ребенок выбирает одну из длинных палочек (синюю, оранжевую или бордовую) – « вагон».Затем каждый составляет такой же по длине, но разноцветный вагон из нескольких более коротких палочек. При этом ребенок может взять разное количество палочек, составить несколько вариантов«вагонов». Общаясь с другими детьми и воспитателем ребенок договаривается, обменивается мнением, предметами, проявляет при этом настойчивость и уравновешенность.
Важнейшим условием становления личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности является предоставление ему возможности выбора игры, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнеров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирования результатов. К сожалению, интерес ребенка к логико-математическим играм даже в условиях их самостоятельного выбора угасает при столкновении с трудностями.
Дети, которые теряют интерес к логико-математической игре при столкновении с трудностями, как правило, переходят к другим игровым действиям с этим же материалом или оставляют его. Им нужна поддержка со стороны взрослого в сохранении интереса (« А ТЫ ПРОБОВАЛ ПО-ДРУГОМУ?», « Давай подумаем вместе»), помощь в построении высказываний (« Что у тебя получилось?», « Как об этом можно сказать?», «Скажи по-другому», « Скажи точнее», « Ты начни, а я продолжу»).
Для части детей « умственные препятствия» выступают активизирующим фактором мыслительной активности. Они анализируют собственный опыт («Так мы уже играли», « Я помню»), пытаются найти ассоциации, догадаться, выполнить деятельность по фрагментам, стремятся не повторять собственных ошибок (« Ой, я так уже делал – не получилось»).Эти дети свободно оперируют собственным логико – математическим опытом и, как правило, достигают успеха в деятельности. Они начинают осознавать свои возможности в логико-математической деятельности и самодостаточность («Я могу», «Я сделаю», «У меня получится»).
В совместной деятельности педагог выявляет логико-математический опыт ребёнка, стимулирует интерес к логико-математическим играм, оказывает ребёнку помощь в выполнении конкретных действий сравнения, разбиения, упорядочивания, классификации. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует продвижению его на новый уровень в познании связей и зависимостей, построении простых логических высказываний. Она осуществляется на том же материале, в той же среде, в той же игровой обстановке, что и самостоятельная деятельность, но отличается своей индивидуально-дифференцированной направленностью.
Например, ребенок 4 лет испытывает сложности с называнием свойств блоков. В игровой ситуации(«Строим домик для ежика»)он находит красные круглые большие блоки, а на предложение назвать, какие они, чаще всего ограничивается называнием только одного свойства(«красные» или « круглые»). В этом случае педагог может воспользоваться приемом « недослышал» (« Какой блок?»). От имени ежика он уточняет свойство, которое не называет ребенок (« Этот блок красного цвета. А форма? Какая она?»), предлагает ребенку назвать и другие свойства, существенно значимые в развитии игровой ситуации.
В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико-математических игр.
Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы, огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять. Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной личности».Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Математика остается наиболее трудоемким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.
Урок бабочки.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой.
Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла.
Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать.
Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.
Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни.
Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать.
Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему "Взаимодействие родителей и педагогов в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению"
Адаптация детей в дестком саду...
ЭССЕ на тему: "Компетентный педагог,какой он?"
laquo;Компетентный педагог,какой он?»...
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Практическое мероприятие с педагогами ДОУ на тему: «Компетентность педагога в сфере общения с родителями».
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок ...
Сообщение на тему "Компетентность педагога в общении с родителями" + презентация
КАК СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМВ ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВСлайд 2Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский...
Семинар на тему"Компетентность педагога в общении с родителями (законными представителями)".
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Задача педагогического коллектива – воспитание гармоничной, всесторонне р...
Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ "Конструктивные взаимодействия педагогов и родителей через внедрение разнообразных форм сотрудничества"
Цель взаимодействий педагогов и родителей1. «Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями»2.«Вовлечение семьи в единое образовательное пространство&ra...