Совет педагогов «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»
материал
Совет педагогов «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko.docxpechatayu.docx | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад «Пукане»города Ядрин Чувашская Республика
СОВЕТ ПЕДАГОГОВ
«Роль инновационно -педагогических технологий
в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»
Разработала:
Воспитатель
I квалификационной категории
Селиванова Н.В.
Ноябрь – 2019 год
Роль инновационно -педагогических технологий
в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста.
Теоретическая основа
Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания –
Введение инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных в их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять, и измерять, но и рассуждать.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Развитое логическое мышление - это не природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.
У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что– то новое, – это беда для всех (для педагогов, для родителей и для самого ребенка).
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
•Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
Сегодня логико-математические игры конструируются с учетом современного взгляда развития у детей 4-7 лет математических способностей. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, в воображение и мышление, создают положительную атмосферу.
Многие современные игры способствуют развитию у детей умений действовать последовательно, пользоваться символами (геоконт, прозрачный квадрат, кубики для всех, логическая мозаика и др.).
Однако в практике ДОУ логико-математические игры во всем своем многообразии не находят должного применения. Чаще всего они используются бессистемно, стихийно, единично.
Как известно, в дошкольном образовании наиболее популярны игровые методы. Преимущество таких методов доказано. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.
Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы. Цель использования проблемно-игровых методов - развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок, естественно принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа и т.п.) Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятием ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий ведущих к результату.
Активность ребенка в деятельности достигается через:
Мотивацию (доступную, реально жизненную, яркую)
Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.
Выражение сущности этих действий в речи.
Проявление соответственных эмоций, особенно познавательных.
Использование экспериментирования, решение творческих задач и применение их в разных видах деятельности.
Рассмотрим подробнее современные средства реализации проблемно-игровых технологий логико - математического развития дошкольников.
Проблемно-игровые технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств: это-
- Проблемные ситуации, задачи, вопросы
- Логико-математические сюжетные игры
- Экспериментирование и исследовательская деятельность
- Творческие ситуации, задачи, вопросы
.
1) Проблемные ситуации - в условиях применения проблемно-игрового метода рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения исследовательскими действиями, умение формулировать собственные мысли (предположения) о способах поиска и результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации - способствовать развитию творческих способностей ребенка.
Структура проблемной ситуации включает в себя проблемные вопросы (например, педагог спрашивает «Как распределить все блоки по трем обручам?»).
В проблемные ситуации включаются занимательные вопросы, задачи, задачи-шутки (Например: на столе лежат две красных палочки, между ними черная. Что нужно сделать для того, чтобы черная палочка стала крайней, не трогая её?).
2) Логико - математические игры - в настоящее время широко используются. Направлены на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели; осуществления практического действия; получения результата.
Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.
Результатом освоения ребенком игр становится развитие у него интереса к познанию («Хочу все знать!»), к участию в играх, заявления ребенка «Хочу играть», «Давайте еще поиграем», «Жалко, что так мало» и т.п. Всё это свидетельствует о наличии у ребенка устойчивого интереса. Значит, у ребенка развивается умение думать, он становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
3) Экспериментирование и исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, который включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценка. Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется когда ребенок в процессе деятельности получает неожиданный результат и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребенок может ставить перед собой более новые сложные цели и пытаться их достичь.
4) Творческие задачи, ситуации, вопросы – способствуют уточнению и углублению представлений ребенка о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие творческой инициативности. Например, творческая задача «Как нарисовать солнышко, если у тебя только палочки» (взять побольше маленьких палочек). Или детям предлагается построить дорожки по определенным правилам; нарисовать картину «Зимний лес».
Вопрос использования логико - математических игр поднимался давно.
Активный поиск подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации начался в 60-70 годы XX века. В это время появились развивающие игры Б. Никитина, обучающие логико-математические игры А.А. Столяра. Особо значимым для этого периода было признание за рубежом развивающих и обучающих игр с использованием блоков З. Дьенеша и цветных палочек Х. Кюизенера.
В 80-е годы, отечественная методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовкой, предложенной А.А. Столяром. Основным содержанием предлогической подготовки являлось освоение детьми высказываний с включением операции отрицания, использования логических связок «и», «или, «если .. , то»; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. При этом первоначально обучающие игры были сориентированы на 6-летних детей.
В 90-е годы, ученица А.А. Столяра Е.А. Носова, начала исследования направленные на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада.
Стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3-5 лет).
Были определены основные линии движения в педагогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):
- От простых предметных действий к мыслительным действиям (сравнение, обобщение, классификация);
- От действий с одним свойством к действиям с двумя, с тремя свойствами (формой и размером)
Далее была разработана система и технология реализации идей логико-математического развития детей дошкольного возраста. В качестве средств обучения предлагалось использовать:
- блоки Дьенеша, набор геометрических фигур (плоские блоки Дьенеша) и
- цветные палочки Кюизенера.
Так как мы ранее уже познакомились с такими технологиями как геометрик, и кубик Блума. и.т.д., то сегодня я хочу познакомить вас с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьенеша .
Золтаном Дьенешем - венгерский психолог и математик, теоретик и практик, создатель прогрессивной авторской методики – «новая математика» разработал «Логические блоки».
Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).
Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку. Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.
Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами .
• формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
• цветом - красные, желтые, синие
• размером - большие и маленькие
• толщиной - толстые и тонкие.
Играя с блоками Дьенеша дети учатся:
1. Выполняют мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация, обобщение)
2. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие
3. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства
4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Палочки Кюизенера. Эти две игровые технологии воспринимаются детьми как отдельное занятие, так же хорошо друг друга дополняют. Поэтому рекомендуется их использовать в комплексе.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.
«Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Задачи:
1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
2.Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.
4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.
7. Развивать умение работать в коллективе.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук.
Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел: 1, 2, 3 … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка. Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др., понятия «между», «каждый», «одна из.», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета» и т. д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления. С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Этапы обучения
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игры с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову».
Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально- развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.
Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников, которые представляют собой единую, последовательную систему внедрения в педагогический процесс, являются:
- Логические блоки Дьенеша и Цветные палочки Кюизенера и наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.
Их использование для логико-математического развития детей в образовательном процессе решаю основные задачи:
Способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческих проявлений в условиях активного участия их в поиске и проверке эффективности игрового действия, нового и неизвестного им способа решения познавательных задач.
Развивает у детей познавательные способности:
- умение устанавливать связи и зависимости между действием и получаемым результатом ,
- обосновывать логику перехода к следующему действию,
- выражать в речи результаты практических и умственных действий.
Таким образом, логико-математическое развитие детей дошкольного возраста происходит главным образом через игровую деятельность, в режимных моментах. Задача педагога, помочь развитию логико-математических способностей ребёнка, используя логические и математические игры и средства логико-математического развития дошкольников с учётом возрастных особенностей.
В заключении хочу сказать о компетентности педагога в логико-математическом развития детей.
Математика - наука сложная. Чтобы развивать ребенка-дошкольника в логико-математическом направлении необходимо и педагогу быть готовым к осуществлению задач логико-математического развития детей.
1) Педагог должен знать цель, задачи, содержание логико-математического развития ребенка на каждой возрастной ступени.
2) Знать способы педагогической поддержки ребенка в логико-математической деятельности.
3) Уметь создавать условия для продуктивного продвижения в логико-математической деятельности.
4) Понимать сущность и особенности освоения детьми логических способов познания: сравнение, сериация, классификация.
(Всё это подробно описано в пособии Михайловой З.А, Носовой Е.А.
«Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 55- 70)
Практическая основа.
Вот и все на сегодня, спасибо за внимание. Надеюсь, что информация, полученная на нашей встрече, поможет вам в работе с детьми.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
2.Вербенец А.М. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста СПб.: Детство-ПРЕСС,2008.
3.Гарднер Г. «Структура разума. Теория множественного интеллекта». М.- СПб.- Киев,2007.
4.Смоленцева А. А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей СПб.:Детство-ПРЕСС,2008.
5.Никитин Б.П, Развивающие игры.- М.:Педагогика,1985. 6.Столяр А.А., Чеботаревская Т.М. Давайте поиграем М.-Просвещения.,1992. 7.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников СПб.:Детство-ПРЕСС,2008.
6.Методические рекомендации к использованию блоков Дьенеша «Давайте вместе поиграем»;
7. Методические рекомендации к использованию палочек Кюизенера «На золотом крыльце»;
8.Учебно – методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша;
9.Учебно – методический комплекс игровых материалов к цветным, счетным палочкам Кюизенера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"
консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...
Моделирование как средство логико - математического развития детей дошкольного возраста
Гукова Марина Викторовнавоспитатель МКДОУ д/с "Радуга"ЯНАО Тюменская область...
Использование информационно- коммуникативных технологий в логико- математическом развитии детей дошкольного возраста
Информационно - коммуникативные технологии в повседневной жизни людей стали частью культуры и необходимой нормой. Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду д...
Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.
В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...
Мастер-класс для педагогов "Блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов, с целью оказания помощи по внедрению учебного пособия "Блоки Дьенеша" в развитие логико-математического мышления и ФЭМП детей младшего и старшего дошкольного возр...
Технология логико-математического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием Логических блоков Дьенеша
В данной презентации я делюсь своим опытом использования пособия Логические блоки Дьенеша, которое открывает безграничные просторы для развития у детей логического мышления, основ математики, речи, мы...