Круглый стол с воспитателями: «Особенности использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
консультация

Алексеева Наталья Владимировна

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказка. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сказкотерапия21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования  

г. Долгопрудного  центр развития ребёнка - детский сад №4 «Рябинка»

Круглый стол с воспитателями:

«Особенности использование

сказкотерапии

 в работе с детьми дошкольного возраста»

Долгопрудный,

11.04.2017

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.

Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказка. Многие психологи, педагоги, дефектолога, воспитатели и родители применяют воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако, еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере. Поэтому основной задачей является синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках использования сказочной формы; объединение и адаптация множества психокоррекционных приемов в единый сказочный контекст.

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.

Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и учится справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

  1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

  1. автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  2. активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
  3. социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

В ходе непосредственной образовательной деятельности ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.

Сказочные задачи широко используют педагоги системы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) при работе с детьми. По этой технологии издано достаточно большое количество сборников со сказочными задачами, и их можно использовать для занятий.

По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под различную проблематику.

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки можно подать в виде сказочного сюжета, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.

Сказочные головоломки, как и задачи, могут быть размещены на карточках и объединены в картотеку по сложности или тематике. Это облегчит их использование в дальнейшем.

Для того, чтобы придумать игру для проживания сказки, можно сделать семь последовательных шагов:

1.Проанализировать сказку: какие уроки в ней зашифрованы, какие ключевые идеи она несет (о чем эта сказка? Чему она учит?) Далее, перейдя к анализу целевой группы (дети дошкольного возраста, подростки, родители), четко определить «мишень работы»: с кем мы работаем? Над чем работаем? К чему хотим прийти? Какую идею передать целевой группе? Нужно записать ключевую идею в виде простого утверждения, афоризма.

2. Найти отражение ключевой идеи в сказке. Нужно найти, каким образом ключевая идея проиллюстрирована в сказке.

3. Определить урок сказки, истолковать его. Важно истолковать урок сказки в соответствии с ключевой идеей.

4. Найти в сказке предупреждения о ловушках, заблуждениях, неверных действиях.

5. Сформулировать призыв к конструктивному действию. Продумать, что именно, какое именно поведение, отношение, образ мыслей, чувств и действий позволит предотвратить обозначенные в сказке ошибки. Сформулировать призыв к созидательному действию в виде простого утверждения.

6. Мозговой штурм: придумывание условий и сценария игры. Придумать игру, используя образный ряд выбранной сказки.

7. Игра и обсуждение. Общие вопросы для обсуждения: ваши впечатления от игры? Чему эта игра нас может научить? Как вы думаете, зачем мы играли, на самом деле?

Алгоритм перехода от известной игры к сказке, предваряющей игру:

1.Выбрать игру и проанализировать ее:

  • Ключевые идеи игры: что она несет, развивает, на что направлена, какие уроки из нее можно извлечь; каков глубинный символизм игры.
  • Образный ряд игры: насколько он красив, природосообразен, корректен, экологичен; какой конфликт несет в себе образный ряд; каков символизм образного ряда игры.

2. Сформулировать тему будущей сказки. Для этого нужно четко определить «мишень работы»: с кем мы работаем? Над чем работаем? К чему хотим прийти? Какую идею передать целевой группе? Нужно записать ключевую идею в виде простого утверждения, афоризма. Это станет ответом на вопрос: о чем будет наша сказка, чему она будет учить.

3. Сочинить историю, отражающую основную тему сказки, используя образный ряд избранной игры.

4. Продумать связку-мостик от сказке к игре. Ответить на вопрос: зачем нужно играть в эту игру, зная эту сказку?

5. Рассказать сочиненную историю, сделав мостик к игре, сыграть в игру, провести ее обсуждение.

Таким образом сказкотерапия-это ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Методика ведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста»

МЕТОДИКА КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ. ФИЗИОЛОГТЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ УПРАЖНЕНИЙ                                ...

Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком

Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком...

Рекомендации для воспитателей " Особенности организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста"

В  работе даны рекомендации по организации ППРС и  по организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционной техники айрис-фолдинг»

Айрис-фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Достигается этот необыч...

Круглый стол для педагогов: «Методика проведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста» (Профилактика сколиоза, дыхательные упражнения)

laquo;Методика проведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста»  (Профилактика сколиоза, дыхательные упражнения)...

Круглый стол для воспитателей на тему: "Секреты общения с детьми дошкольного возраста"

Данный материал содержит конспект круглово стола для воспитателей. Целью которого являлось просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми....

Круглый стол для воспитателей "Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста"

Современное  общество  требует  от  человека  сосредоточенности  и  деловитости, способности  организовывать  свою  деятельность  с  учетом...