Проект «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Зайцева Мария Олеговна

ПРОЕКТ

«Формирование основ экологической культуры

у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПРОЕКТ

«Формирование основ экологической культуры

у детей старшего дошкольного возраста»

Автор проекта:

                        Зайцева Мария Олеговна,

       воспитатель МКДОУ

                                               «Детский сад № 173 комбинированного вида»

Краткая аннотация проекта

В основе данного педагогического проекта лежит психологический аспект – воспитание у детей старшего дошкольного возраста трёх видов чувств в соответствии со сферами, к которым они относятся:

нравственные чувства – сострадание, сорадование, сопереживание, стремление и желание помочь и сохранить, т.е. определенные положительные устойчивые отношения к окружающей природе, регулирующие поведение ребёнка и его поступки;

интеллектуальные чувства – любознательность, способность удивляться, удовлетворение и радость от самостоятельной исследовательской деятельности, эмоционально окрашивающий процесс познания, освоения нового опыта:

эстетические чувства – эмоционально положительная оценка окружающей природы, стимулирующая детей  на творческую деятельность.

        Если эмоции даны людям от природы  (даже если человек не осознаёт их, он всё равно эмоции испытывает), то чувства – величайшее достояние, которые нужно ещё  приобрести. Именно на это направлен проект, задачи которого реализуются по следующей схеме: передача детям экологических знаний, формирование у них правильного отношения к миру природы, совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей, отражающая познавательный, эстетический и гуманистический уровень экологической культуры дошкольников.

        Идея педагогического проекта созвучна с девизом основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство», реализуемой в детском саду – «Чувствовать – Познавать – Творить».

         Проект носит практико-ориентированный характер за счёт методов, форм и видов совместной взросло-детской деятельности, направленной на  творчество, исследование, поиск и созидание в мире живой и неживой природы.  В процессе экологического воспитании активно используют такие виды деятельности, как наблюдение, исследование, продуктивно-творческие и практические формы детской деятельности, коллекционирование и  проектирование.

        Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Содержание данного проекта успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями, а доминирующей формой организации детской деятельности является игра.        

        Задачи педагогического проекта реализуются по трём направлениям: организация педагогической деятельности, организация воспитательно-

- образовательного процесса и сотрудничество воспитателя  с родителями.

Участниками проекта являются воспитатели подготовительной группы 25 ?________ и их родителей.

Постановка проблемы

                                                                                        «Всё связано со всем;  

всё куда-нибудь девается;

                                                                                      всё что-нибудь да стоит;

                                                                                  природа знает лучше» 

 (Б. Коммонером)

Экологические проблемы на современном этапе жизни всего человечества и необходимость их преодоления породили очень важное направление в образовании, в том числе и дошкольном – экологическое. Практически все эти проблемы связаны с процессом образования людей  - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе, что и привело к плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, почве;  катастрофическому уменьшению зелёных «легких планеты» - миру растений, исчезновению многих видов представителей мира животных. Всё это пагубно сказывается на здоровье и, в конечном итоге, на жизни людей, а в целом – и на продолжительность существования нашей планеты.

 К экологическим проблемам особенно чувствительны дети: сегодня статистика говорит о большом проценте хронических заболеваний у детей дошкольного возраста. Многообразие болезней взрослых и детей – вот итог отсутствия должного и правильного взаимодействия человека с природой.

Таким образом, обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.  

Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы. Министерство образования и Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской  Федерации   выработали совместно «Постановление об экологическом образовании».

        Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения – работники сферы дошкольного образования и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

        Концепция дошкольного образования пересмотрела проблему ознакомления дошкольников с природой под экологическим углом зрения и послужила творческим толчком к созданию вариативных программ и технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, в которых основной идеей является гуманное отношение к природе, отношение  как конечный результат экологического воспитания.

        Данный проект по формированию экологического сознания и культуры у детей старшего дошкольного возраста является частью программы развития детского сада, одним из приоритетных направлений в деятельности педагогов, совместными усилиями которых в ДОУ создается  система работы по приобретению дошкольниками духовного и практического опыта взаимодействия с природой.

         Немало других важных задач стоит перед дошкольным образовательным учреждением, и всё же экологическое воспитание детей сегодня жизненно необходимо, потому что природа – сильнейшее средство, которое может завладеть вниманием и чувствами дошкольников, пробудить в них добро, красоту, истину в ведущих сферах действительности – природе, рукотворном мире, окружающих людях  и себе самих.

        Детям дошкольного возраста свойственно любить и беречь то, что им близко и знакомо, следовательно, познавательно-интеллектуальный аспект является отправной точкой в решении задач проекта.

У ребенка, узнающего  всё больше и больше об окружающей его природе, невольно формируются и проявляются нравственные и эстетические чувства, что затем становится хорошим мотивом к самой разнообразной деятельности в мире окружающей природы.

Конечно, в силу своих возможностей и вместе с воспитателем – носителем экологической культуры, потому что успешная реализация любой цели в работе с детьми зависит, в первую очередь от педагога  как главной фигуры педагогического процесса. Поэтому первой проблемой, рассматривая её как задачу проекта, является подготовка педагогов к предстоящей работе: повышение профессионализма и мастерства (владение методикой экологического воспитания дошкольников); понимание экологических проблем и причин, их порождающих; ощущение гражданской ответственности; желание и действенная готовность изменить в доступных масштабах экологическую ситуацию.

Следующими проблемами (как задачами), которые необходимо решить перед тем, как начинать работу по экологическому воспитанию дошкольников, является  методическое обеспечение этого процесса и организация развивающей  предметной и пространственной среды: в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная  и наглядно-образная формы мышления, которые могут, не умаляя важного значения силы слова, обеспечить понимание и усвоение сведений о природе, вызвать положительные чувства и отношения, стимулировать на самостоятельную деятельность.

        Решение задач по организации совместной с детьми и их самостоятельной деятельности, как правило,  для педагогических работников не являются сложными и трудными (в группах старшего дошкольного возраста работают опытные воспитатели).  Единственной проблемой для воспитателя  на данный момент является переход на ФГОС  ДО: непросто осознать, что занятия – не самое главное в образовательном процессе детского сада; что наиболее эффективно реализовать заложенный в ребёнке потенциал возможно лишь в системе партнёрского, равномерного творческого содружества детей и взрослых, когда взрослые являются старшими добрыми и опытными товарищами; а игра – основная форма образовательной деятельности.

И, наконец, та проблема, которая с большим трудом решается в дошкольном образовательном учреждении – работа с родителями.  Задача по повышению информационного уровня родителей в вопросах экологического воспитания детей поставлена в проекте, и она решается

Необходимо сказать ещё  о том, что личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка, согласно Концепции дошкольного образования, не противоречит развитию личности отдельного ребенка  в коллективных формах деятельности  детей, так как знания об окружающем мире, умения использовать приобретенные знания в практической деятельности, навыки адекватного контактирования  с окружающим  миром  людей, предметным миром и миром природы формируются и развиваются только в активной совместной, т.е. коллективной, деятельности  дошкольников.

Сегодня целые отрасли наук занимаются воспитанием современного ребенка. Их цель не столько воспитывать, сколько понять, как надо это делать. Задача же практической педагогики – использовать в работе с детьми те средства, формы и методы воспитания, которые, действительно, делают жизнь каждого из них  радостной, интересной, счастливой и, совершенно не заметно для него, формируют лучшие качества личности человека,   необходимые на  всю последующую жизнь.

Цель: формирование основ экологического сознания и экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию ведущих видов деятельности дошкольника: игровой, продуктивно – творческой, познавательно – исследовательской.

Задачи:

1) преобразование в группе предметной и пространственной развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора деятельности и обеспечивающей успех в его экологическом воспитании;

2) повышение уровня профессионального мастерства воспитателей в решении задачи экологического воспитания дошкольников;

3) создание системы работы по включению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс;

4)  воспитание у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств, выражающихся в их гуманно-ценностного отношения к природе; ориентация на сохранение природных объектов ближайшего окружения и проявление ответственности за свои поступки.

Стратегия достижения поставленных целей и задач:

Реализация проекта будет осуществляться

  • в течение 2013 – 2014 уч. г.

по трём направлениям:

- участие в проекте педагогов,

- участие в проекте родителей,

- участие в проекте родителей,

  • в три этапа:

- подготовительный (июнь – август 2013 г.),

- основной (2013 – 2014 уч.г.),

 - заключительный (апрель-май 2015 г.): педагогическая диагностика,  оценка результативности работы педагогов и родителей

Первый  этап  (подготовительный)

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

Подготовка методической базы (литература, методические пособия, программы и технологии по экологическому воспитанию дошкольников)

Июнь-август

воспитатели группы,

ст. воспитатель

 Изучение методических материалов

Июнь-август

воспитатели группы

Создание (соответствующей цели проекта) предметной и пространственной среды

Июнь-август

воспитатели группы, администрация ДОУ

Планирование педагогической деятельности, воспитательно-образовательного процесса, совместной работы ДОУ с родителями воспитанников

Июль-август

воспитатели группы

Второй  этап (основной)

План работы  ДОУ по организации педагогической деятельности, направленный на решение задачи экологического воспитания детей

п/п

Тема

Форма

Дата

1

Комплексно-тематическое планирование в группе по разделу ОО «Познание»

«Ребёнок открывает мир природы»

план

сентябрь

3

Проблемы и пути решения задач по формированию интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств дошкольника (мир природы)

изучение методической литературы

октябрь

5

Формы и  методы педагогической деятельности, используемые в работе по приобщению детей к миру природы

методическая разработка

ноябрь

Педагогическое и взросло детское  проектирование – деятельность на эффективный результат

модель проектов

декабрь

6

Значение и эффективность продуктивно-творческой деятельности детей в решении задачи по формированию основ экологической культуры дошкольников

выступление на семинаре ДОУ

 январь

Природа – содержательная основа для осуществления разнообразной детской деятельности (интеграция с другими образовательными областями)

открытое мероприятие

в течение года

В игре ребенок развивается

творческий отчет

февраль

 7

«Экологически – ориентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста: планы и результаты»

выступление на педсовете

апрель

8

Повышение квалификации педагогических работников вне ДОУ

самообразование, посещение РМО

в течение года

9

«Мир, в котором мы живём»

игротека и видеотека экологической направленности

в течение года

План работы с родителями

п/п

Тема

Дата

Ответствен-

ные

1

Родительское собрание и консультации по экологическому воспитанию дошкольников

в течение года

воспитатели

Выпуск информационного вестника для родителей

1 раз в месяц

воспитатели

2

Совместное проведение праздников («Осень золотая», «Здравствуй, гостья-Зима!», «День птиц»), экскурсий в природу (осенью, зимой, весной и летом), творческих выставок и конкурсов, трудовых операций на тему «Человек в мире природы»

в течение года

воспитатели

род. комитет

3

Создание и реализация совместных с детьми проектов (в соответствии с комплексно-тематическим планом групп)

в течение года

воспитатели

род. комитет

4

Создание фотоальбома «Моя семья: любим и охраняем природу»

в течение года

воспитатели

род. комитет

5

Совместная продуктивно-творческая деятельность: операции «Кормушка», «Домик для скворца», «Цветущая клумба»;  выставки:  «Чудо с нашего огорода», «Зимняя сказка», «Осенний букет» и т.д.

в течение  года

воспитатели

род. комитет

6

День открытых дверей: открытые мероприятия экологической направленности, выставки творчества детей и взрослых «Мир бесконечно разный», детский концерт «Цветик - семицветик»

апрель

воспитатели

род. комитет

Организация воспитательно-образовательного процесса

№ п/п

Тема (направление)

Форма

Дата

Ответствен-

ные, участники

Познавательно-исследовательская деятельность

1

Организованная совместная познавательно-исследовательская деятельность в группе согласно общеобразовательной программе  по образовательной области «Познание» («Ребёнок открывает мир природы»)

непосредственно образовательная и совместная деятельность  в режимных моментах

в течение года

воспитатели

2

Знакомство детей с городом Новосибирском (создание маршрутной карты «Мой город»):

«Зоопарк»,

«Ботанический сад», «Прекрасен парк наш круглый год», «Планетарий»

игры- путешествия,

экскурсии

в течение года

администрация ДОУ,

воспитатели,

родительский  комитет

3

«Береза – символ нашей Родины»

праздник берёзки

май

старший воспитатель,

воспитатели, музыкальный руководитель

4

 «Такая огромная и удивительная планета Земля»

знакомство детей с картами, глобусом, детскими энциклопедиями, национальностями людей, символикой России  и т.д.

в течение года

воспитатели

5

«Идем по экологической тропе»

исследовательская деятельность на экологической тропе

в течение года

воспитатели

7

«Живой и неживой мир природы»

викторины, КВНы

в течение года

воспитатели

8

«День Земли»

праздник, посвящение детей в «Юные экологи»

22 апреля

воспитатели

Коммуникативная деятельность.

Знакомство с художественной литературой

№ п/п

Тема (направление)

Форма

Дата

Ответствен-

ные, участники

1

«Отгадай загадку»

тематические дни

январь

воспитатели

2

«О природе, о себе»

конкурс юного чтеца

октябрь

ст.воспитатель,

воспитатели

3

«Добрые сказки доброго человека»

утренник, посвященный Виталию Бианки

11 февраля

воспитатели

муз. рук.

4

«Чем поможем МЫ природе?!» (правила поведения человека в природе)

викторина

ноябрь

воспитатели

5

«Мы пишем о природе»

сборник детских стихов, рассказов и сказок

в течение года

дети, воспитатели, родители

6

«По мотивам любимых  сказок и рассказов»

театральная неделя (экологическая направленность постановок»

март

дети, воспитатели, родители

Игровая деятельность

1

«Мир вокруг нас»

интеллектуальная игра (в ДОУ, районе)

ноябрь

ст.воспитатель,

воспитатели

2

«Осень золотая», «Ах, ты, Зимушка-зима!», «Весна, весна на улице…», «Здравствуй, лето красное»

 традиционные детские утренники

в течение года

воспитатели,

муз.рук-ль

4

«Поле чудес»,  «Живые картинки», «Кто сказал: «Мяу!» и т.д.

интеллектуальные игры в группе

в течение года

воспитатели

5

 «Что вспоминает ель», «Пробуждение цветка», «Ловись рыбка…», «Что из чего сделано?», «Как узнать настроение человека и животных», «Зоопарк», «Доктор Айболит», «Бывает, не бывает», «Кладовая природы» и т.д.

свободная игровая деятельность в группах (конструирование, с/р игры, театрализованные игры  и игры познавательно-исследовательского  характера)

в течение года

воспитатели

Продуктивно – творческая  и трудовая деятельность

1

«Птичья столовая»,

«Домик для скворца»,

«Горка» (сооружение снежных построек),

«Украсим Землю цветами»,

«Деревце, расти!»

совместная трудовая деятельность, природоохранительные акции

в течение года

воспитатели,

родит. ком. гр.

2

«Главная елка нашего города»

 смотр – конкурс на

лучшую новогоднюю игрушку

декабрь

ст.воспитатель,

воспитатели

3

«Чудеса из ничего»

конкурс поделок из природного материала

в течение года

род. комитет

воспитатели

4

«Здравствуй, осень золотая!»

праздник с  выставкой поделок из овощей и фруктов

сентябрь

воспитатели,

муз. рук.

5

«Край родной, навек любимый!»

конкурс рисунков, аппликаций

в течение года

воспитатели

6

«Природа из бумаги»

смотр поделок-оригами

ноябрь

воспитатели

7

«От какого дерева листочек?»,

«Камешек к камешку»,

«Удивительное – рядом!» (коллекции с мест отдыха детей с родителями)

коллекционирование

в течение года

дети, воспитатели, родители

8

«Раскрываем тайны природы»

совместные взросло – детские проекты

в течение года

дети, воспитатели, родители

9

«Огород на окне», «Городские цветы»

эколого-трудовая совместная деятельность

март –

-май

родит. ком.

воспитатели

Третий  этап (заключительный)

Оценка результатов будет  проводиться

с целью систематизации педагогической (совместно с родителями) деятельности  по формированию основ экологической культуры у  детей подготовительной группы в форме:

- педагогической диагностики (дети),

- анкетирование, собеседования, семинары, мастер – классы, родительские собрания  (педагоги и родители)

Итоги реализации проекта будут подведены в конце учебного  года на родительском собрании и педагогическом совете.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта  

  • у детей старшего дошкольного возраста будут развит более высокий уровень знаний и умений в использовании разных способов и приемов исследования, готовности к логическому познанию мира живой и неживой природы; интереса к экспериментированию; а также гуманно-ценностное отношение к природе, проявляемое в любознательности, эстетическом восприятии мира природы и активной  природоохранительной деятельности;
  • у педагогов  будет повышен уровень профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей и организации детской опытно - экспериментальной деятельности;     
  • у родителей воспитанников  будет повышен информационный уровень в вопросах экологического воспитания детей

     

Практическая значимость результатов

  • Приведение в систему педагогической деятельности  по направлению «Экологическое воспитание дошкольников»
  • Создание системы мониторинга (анкетирование, тестирование, программы наблюдения) для всех участников педагогических отношений
  • Накопление опыта работы  по интегрированию содержания образовательной области «Познание» (раздел «Ребёнок открывает мир природы»)  с другими образовательными областями в развитии дошкольников
  • Преобразование и обогащение предметно - развивающей и пространственной среды в группе по реализации задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста

Используемая литература

  • Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток»
  • Н.Н.Николаев, «Мы». Программа экологического образования детей
  • С.А.Козлова, «Мой мир», «Я – человек»
  • С.А.Козлова, «Методика экологического воспитания дошкольников»
  • Основная образовательная программа дошкольного учреждения
  • Е.В. Субботин «Ребёнок открывает мир»
  • Л.Н. Ердаков «Экология для зелёных»
  • Периодическая печать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И эт...

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

ull;Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждае...

СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования основ экологического воспитания детей. Представлены формы работы по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованнос...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ"

В данной  статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологическая культура». Раскрыты особенности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Рассматривает...