Проект «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
ПРОЕКТ
«Формирование основ экологической культуры
у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Формирование основ экологической культуры
у детей старшего дошкольного возраста»
Автор проекта:
Зайцева Мария Олеговна,
воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 173 комбинированного вида»
Краткая аннотация проекта
В основе данного педагогического проекта лежит психологический аспект – воспитание у детей старшего дошкольного возраста трёх видов чувств в соответствии со сферами, к которым они относятся:
нравственные чувства – сострадание, сорадование, сопереживание, стремление и желание помочь и сохранить, т.е. определенные положительные устойчивые отношения к окружающей природе, регулирующие поведение ребёнка и его поступки;
интеллектуальные чувства – любознательность, способность удивляться, удовлетворение и радость от самостоятельной исследовательской деятельности, эмоционально окрашивающий процесс познания, освоения нового опыта:
эстетические чувства – эмоционально положительная оценка окружающей природы, стимулирующая детей на творческую деятельность.
Если эмоции даны людям от природы (даже если человек не осознаёт их, он всё равно эмоции испытывает), то чувства – величайшее достояние, которые нужно ещё приобрести. Именно на это направлен проект, задачи которого реализуются по следующей схеме: передача детям экологических знаний, формирование у них правильного отношения к миру природы, совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей, отражающая познавательный, эстетический и гуманистический уровень экологической культуры дошкольников.
Идея педагогического проекта созвучна с девизом основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство», реализуемой в детском саду – «Чувствовать – Познавать – Творить».
Проект носит практико-ориентированный характер за счёт методов, форм и видов совместной взросло-детской деятельности, направленной на творчество, исследование, поиск и созидание в мире живой и неживой природы. В процессе экологического воспитании активно используют такие виды деятельности, как наблюдение, исследование, продуктивно-творческие и практические формы детской деятельности, коллекционирование и проектирование.
Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Содержание данного проекта успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями, а доминирующей формой организации детской деятельности является игра.
Задачи педагогического проекта реализуются по трём направлениям: организация педагогической деятельности, организация воспитательно-
- образовательного процесса и сотрудничество воспитателя с родителями.
Участниками проекта являются воспитатели подготовительной группы 25 ?________ и их родителей.
Постановка проблемы
«Всё связано со всем;
всё куда-нибудь девается;
всё что-нибудь да стоит;
природа знает лучше»
(Б. Коммонером)
Экологические проблемы на современном этапе жизни всего человечества и необходимость их преодоления породили очень важное направление в образовании, в том числе и дошкольном – экологическое. Практически все эти проблемы связаны с процессом образования людей - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе, что и привело к плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, почве; катастрофическому уменьшению зелёных «легких планеты» - миру растений, исчезновению многих видов представителей мира животных. Всё это пагубно сказывается на здоровье и, в конечном итоге, на жизни людей, а в целом – и на продолжительность существования нашей планеты.
К экологическим проблемам особенно чувствительны дети: сегодня статистика говорит о большом проценте хронических заболеваний у детей дошкольного возраста. Многообразие болезней взрослых и детей – вот итог отсутствия должного и правильного взаимодействия человека с природой.
Таким образом, обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы. Министерство образования и Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации выработали совместно «Постановление об экологическом образовании».
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения – работники сферы дошкольного образования и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Концепция дошкольного образования пересмотрела проблему ознакомления дошкольников с природой под экологическим углом зрения и послужила творческим толчком к созданию вариативных программ и технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, в которых основной идеей является гуманное отношение к природе, отношение как конечный результат экологического воспитания.
Данный проект по формированию экологического сознания и культуры у детей старшего дошкольного возраста является частью программы развития детского сада, одним из приоритетных направлений в деятельности педагогов, совместными усилиями которых в ДОУ создается система работы по приобретению дошкольниками духовного и практического опыта взаимодействия с природой.
Немало других важных задач стоит перед дошкольным образовательным учреждением, и всё же экологическое воспитание детей сегодня жизненно необходимо, потому что природа – сильнейшее средство, которое может завладеть вниманием и чувствами дошкольников, пробудить в них добро, красоту, истину в ведущих сферах действительности – природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самих.
Детям дошкольного возраста свойственно любить и беречь то, что им близко и знакомо, следовательно, познавательно-интеллектуальный аспект является отправной точкой в решении задач проекта.
У ребенка, узнающего всё больше и больше об окружающей его природе, невольно формируются и проявляются нравственные и эстетические чувства, что затем становится хорошим мотивом к самой разнообразной деятельности в мире окружающей природы.
Конечно, в силу своих возможностей и вместе с воспитателем – носителем экологической культуры, потому что успешная реализация любой цели в работе с детьми зависит, в первую очередь от педагога как главной фигуры педагогического процесса. Поэтому первой проблемой, рассматривая её как задачу проекта, является подготовка педагогов к предстоящей работе: повышение профессионализма и мастерства (владение методикой экологического воспитания дошкольников); понимание экологических проблем и причин, их порождающих; ощущение гражданской ответственности; желание и действенная готовность изменить в доступных масштабах экологическую ситуацию.
Следующими проблемами (как задачами), которые необходимо решить перед тем, как начинать работу по экологическому воспитанию дошкольников, является методическое обеспечение этого процесса и организация развивающей предметной и пространственной среды: в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут, не умаляя важного значения силы слова, обеспечить понимание и усвоение сведений о природе, вызвать положительные чувства и отношения, стимулировать на самостоятельную деятельность.
Решение задач по организации совместной с детьми и их самостоятельной деятельности, как правило, для педагогических работников не являются сложными и трудными (в группах старшего дошкольного возраста работают опытные воспитатели). Единственной проблемой для воспитателя на данный момент является переход на ФГОС ДО: непросто осознать, что занятия – не самое главное в образовательном процессе детского сада; что наиболее эффективно реализовать заложенный в ребёнке потенциал возможно лишь в системе партнёрского, равномерного творческого содружества детей и взрослых, когда взрослые являются старшими добрыми и опытными товарищами; а игра – основная форма образовательной деятельности.
И, наконец, та проблема, которая с большим трудом решается в дошкольном образовательном учреждении – работа с родителями. Задача по повышению информационного уровня родителей в вопросах экологического воспитания детей поставлена в проекте, и она решается
Необходимо сказать ещё о том, что личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка, согласно Концепции дошкольного образования, не противоречит развитию личности отдельного ребенка в коллективных формах деятельности детей, так как знания об окружающем мире, умения использовать приобретенные знания в практической деятельности, навыки адекватного контактирования с окружающим миром людей, предметным миром и миром природы формируются и развиваются только в активной совместной, т.е. коллективной, деятельности дошкольников.
Сегодня целые отрасли наук занимаются воспитанием современного ребенка. Их цель не столько воспитывать, сколько понять, как надо это делать. Задача же практической педагогики – использовать в работе с детьми те средства, формы и методы воспитания, которые, действительно, делают жизнь каждого из них радостной, интересной, счастливой и, совершенно не заметно для него, формируют лучшие качества личности человека, необходимые на всю последующую жизнь.
Цель: формирование основ экологического сознания и экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию ведущих видов деятельности дошкольника: игровой, продуктивно – творческой, познавательно – исследовательской.
Задачи:
1) преобразование в группе предметной и пространственной развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора деятельности и обеспечивающей успех в его экологическом воспитании;
2) повышение уровня профессионального мастерства воспитателей в решении задачи экологического воспитания дошкольников;
3) создание системы работы по включению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс;
4) воспитание у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств, выражающихся в их гуманно-ценностного отношения к природе; ориентация на сохранение природных объектов ближайшего окружения и проявление ответственности за свои поступки.
Стратегия достижения поставленных целей и задач:
Реализация проекта будет осуществляться
- в течение 2013 – 2014 уч. г.
по трём направлениям:
- участие в проекте педагогов,
- участие в проекте родителей,
- участие в проекте родителей,
- в три этапа:
- подготовительный (июнь – август 2013 г.),
- основной (2013 – 2014 уч.г.),
- заключительный (апрель-май 2015 г.): педагогическая диагностика, оценка результативности работы педагогов и родителей
Первый этап (подготовительный)
Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
Подготовка методической базы (литература, методические пособия, программы и технологии по экологическому воспитанию дошкольников) | Июнь-август | воспитатели группы, ст. воспитатель |
Изучение методических материалов | Июнь-август | воспитатели группы |
Создание (соответствующей цели проекта) предметной и пространственной среды | Июнь-август | воспитатели группы, администрация ДОУ |
Планирование педагогической деятельности, воспитательно-образовательного процесса, совместной работы ДОУ с родителями воспитанников | Июль-август | воспитатели группы |
Второй этап (основной)
План работы ДОУ по организации педагогической деятельности, направленный на решение задачи экологического воспитания детей
№ п/п | Тема | Форма | Дата |
1 | Комплексно-тематическое планирование в группе по разделу ОО «Познание» «Ребёнок открывает мир природы» | план | сентябрь |
3 | Проблемы и пути решения задач по формированию интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств дошкольника (мир природы) | изучение методической литературы | октябрь |
5 | Формы и методы педагогической деятельности, используемые в работе по приобщению детей к миру природы | методическая разработка | ноябрь |
Педагогическое и взросло детское проектирование – деятельность на эффективный результат | модель проектов | декабрь | |
6 | Значение и эффективность продуктивно-творческой деятельности детей в решении задачи по формированию основ экологической культуры дошкольников | выступление на семинаре ДОУ | январь |
Природа – содержательная основа для осуществления разнообразной детской деятельности (интеграция с другими образовательными областями) | открытое мероприятие | в течение года | |
В игре ребенок развивается | творческий отчет | февраль | |
7 | «Экологически – ориентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста: планы и результаты» | выступление на педсовете | апрель |
8 | Повышение квалификации педагогических работников вне ДОУ | самообразование, посещение РМО | в течение года |
9 | «Мир, в котором мы живём» | игротека и видеотека экологической направленности | в течение года |
План работы с родителями
№ п/п | Тема | Дата | Ответствен- ные |
1 | Родительское собрание и консультации по экологическому воспитанию дошкольников | в течение года | воспитатели |
Выпуск информационного вестника для родителей | 1 раз в месяц | воспитатели | |
2 | Совместное проведение праздников («Осень золотая», «Здравствуй, гостья-Зима!», «День птиц»), экскурсий в природу (осенью, зимой, весной и летом), творческих выставок и конкурсов, трудовых операций на тему «Человек в мире природы» | в течение года | воспитатели род. комитет |
3 | Создание и реализация совместных с детьми проектов (в соответствии с комплексно-тематическим планом групп) | в течение года | воспитатели род. комитет |
4 | Создание фотоальбома «Моя семья: любим и охраняем природу» | в течение года | воспитатели род. комитет |
5 | Совместная продуктивно-творческая деятельность: операции «Кормушка», «Домик для скворца», «Цветущая клумба»; выставки: «Чудо с нашего огорода», «Зимняя сказка», «Осенний букет» и т.д. | в течение года | воспитатели род. комитет |
6 | День открытых дверей: открытые мероприятия экологической направленности, выставки творчества детей и взрослых «Мир бесконечно разный», детский концерт «Цветик - семицветик» | апрель | воспитатели род. комитет |
Организация воспитательно-образовательного процесса
№ п/п | Тема (направление) | Форма | Дата | Ответствен- ные, участники |
Познавательно-исследовательская деятельность | ||||
1 | Организованная совместная познавательно-исследовательская деятельность в группе согласно общеобразовательной программе по образовательной области «Познание» («Ребёнок открывает мир природы») | непосредственно образовательная и совместная деятельность в режимных моментах | в течение года | воспитатели |
2 | Знакомство детей с городом Новосибирском (создание маршрутной карты «Мой город»): «Зоопарк», «Ботанический сад», «Прекрасен парк наш круглый год», «Планетарий» | игры- путешествия, экскурсии | в течение года | администрация ДОУ, воспитатели, родительский комитет |
3 | «Береза – символ нашей Родины» | праздник берёзки | май | старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель |
4 | «Такая огромная и удивительная планета Земля» | знакомство детей с картами, глобусом, детскими энциклопедиями, национальностями людей, символикой России и т.д. | в течение года | воспитатели |
5 | «Идем по экологической тропе» | исследовательская деятельность на экологической тропе | в течение года | воспитатели |
7 | «Живой и неживой мир природы» | викторины, КВНы | в течение года | воспитатели |
8 | «День Земли» | праздник, посвящение детей в «Юные экологи» | 22 апреля | воспитатели |
Коммуникативная деятельность. Знакомство с художественной литературой | ||||||
№ п/п | Тема (направление) | Форма | Дата | Ответствен- ные, участники | ||
1 | «Отгадай загадку» | тематические дни | январь | воспитатели | ||
2 | «О природе, о себе» | конкурс юного чтеца | октябрь | ст.воспитатель, воспитатели | ||
3 | «Добрые сказки доброго человека» | утренник, посвященный Виталию Бианки | 11 февраля | воспитатели муз. рук. | ||
4 | «Чем поможем МЫ природе?!» (правила поведения человека в природе) | викторина | ноябрь | воспитатели | ||
5 | «Мы пишем о природе» | сборник детских стихов, рассказов и сказок | в течение года | дети, воспитатели, родители | ||
6 | «По мотивам любимых сказок и рассказов» | театральная неделя (экологическая направленность постановок» | март | дети, воспитатели, родители | ||
Игровая деятельность | ||||||
1 | «Мир вокруг нас» | интеллектуальная игра (в ДОУ, районе) | ноябрь | ст.воспитатель, воспитатели | ||
2 | «Осень золотая», «Ах, ты, Зимушка-зима!», «Весна, весна на улице…», «Здравствуй, лето красное» | традиционные детские утренники | в течение года | воспитатели, муз.рук-ль | ||
4 | «Поле чудес», «Живые картинки», «Кто сказал: «Мяу!» и т.д. | интеллектуальные игры в группе | в течение года | воспитатели | ||
5 | «Что вспоминает ель», «Пробуждение цветка», «Ловись рыбка…», «Что из чего сделано?», «Как узнать настроение человека и животных», «Зоопарк», «Доктор Айболит», «Бывает, не бывает», «Кладовая природы» и т.д. | свободная игровая деятельность в группах (конструирование, с/р игры, театрализованные игры и игры познавательно-исследовательского характера) | в течение года | воспитатели | ||
Продуктивно – творческая и трудовая деятельность | ||||||
1 | «Птичья столовая», «Домик для скворца», «Горка» (сооружение снежных построек), «Украсим Землю цветами», «Деревце, расти!» | совместная трудовая деятельность, природоохранительные акции | в течение года | воспитатели, родит. ком. гр. | ||
2 | «Главная елка нашего города» | смотр – конкурс на лучшую новогоднюю игрушку | декабрь | ст.воспитатель, воспитатели | ||
3 | «Чудеса из ничего» | конкурс поделок из природного материала | в течение года | род. комитет воспитатели | ||
4 | «Здравствуй, осень золотая!» | праздник с выставкой поделок из овощей и фруктов | сентябрь | воспитатели, муз. рук. | ||
5 | «Край родной, навек любимый!» | конкурс рисунков, аппликаций | в течение года | воспитатели | ||
6 | «Природа из бумаги» | смотр поделок-оригами | ноябрь | воспитатели | ||
7 | «От какого дерева листочек?», «Камешек к камешку», «Удивительное – рядом!» (коллекции с мест отдыха детей с родителями) | коллекционирование | в течение года | дети, воспитатели, родители | ||
8 | «Раскрываем тайны природы» | совместные взросло – детские проекты | в течение года | дети, воспитатели, родители | ||
9 | «Огород на окне», «Городские цветы» | эколого-трудовая совместная деятельность | март – -май | родит. ком. воспитатели |
Третий этап (заключительный)
Оценка результатов будет проводиться
с целью систематизации педагогической (совместно с родителями) деятельности по формированию основ экологической культуры у детей подготовительной группы в форме:
- педагогической диагностики (дети),
- анкетирование, собеседования, семинары, мастер – классы, родительские собрания (педагоги и родители)
Итоги реализации проекта будут подведены в конце учебного года на родительском собрании и педагогическом совете.
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта
- у детей старшего дошкольного возраста будут развит более высокий уровень знаний и умений в использовании разных способов и приемов исследования, готовности к логическому познанию мира живой и неживой природы; интереса к экспериментированию; а также гуманно-ценностное отношение к природе, проявляемое в любознательности, эстетическом восприятии мира природы и активной природоохранительной деятельности;
- у педагогов будет повышен уровень профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей и организации детской опытно - экспериментальной деятельности;
- у родителей воспитанников будет повышен информационный уровень в вопросах экологического воспитания детей
Практическая значимость результатов
- Приведение в систему педагогической деятельности по направлению «Экологическое воспитание дошкольников»
- Создание системы мониторинга (анкетирование, тестирование, программы наблюдения) для всех участников педагогических отношений
- Накопление опыта работы по интегрированию содержания образовательной области «Познание» (раздел «Ребёнок открывает мир природы») с другими образовательными областями в развитии дошкольников
- Преобразование и обогащение предметно - развивающей и пространственной среды в группе по реализации задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
Используемая литература
- Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток»
- Н.Н.Николаев, «Мы». Программа экологического образования детей
- С.А.Козлова, «Мой мир», «Я – человек»
- С.А.Козлова, «Методика экологического воспитания дошкольников»
- Основная образовательная программа дошкольного учреждения
- Е.В. Субботин «Ребёнок открывает мир»
- Л.Н. Ердаков «Экология для зелёных»
- Периодическая печать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И эт...
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
ull;Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждае...
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Привитие детям старшего дошкольного возраста экокультуры...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования основ экологического воспитания детей. Представлены формы работы по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованнос...
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ"
В данной статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологическая культура». Раскрыты особенности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Рассматривает...