Статья "Оптимизация познавательно-речевого развития старших дошкольников посредством коллекционирования"
статья (старшая группа)

В данной статье раскрывается актуальность работы с детьми старшего дошкольного возраста по коллекционированию для их  познавательно-речевого развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизация познавательно-речевого развития  старших дошкольников  посредством коллекционирования.

Одна из основных задач дошкольного образования - познавательно-речевое развитие ребенка. Оно сводится не только к тому, чтобы научить ребенка замечать окружающие  предметы, говорить о них. Оно подразумевает еще и открытие  в окружающем мире свойств, отношений, зависимостей, умение передавать их с помощью средств  родного языка. Для формирования у детей познавательно-речевой активности мы используем в работе  такой вид практико-ориентированной деятельности, как  коллекционирование.

Актуальность работы по коллекционированию состоит в необходимости увеличения запаса знаний, их систематизации, в развитии и поддержании познавательного интереса к окружающему, а так же необходимостью обучить детей связно, грамматически правильно излагать свои мысли в процессе данной деятельности.

 В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.  Психологи считают, что коллекционирование благотворно сказывается на его развитии, развивает внимание и усидчивость, успокаивает нервную систему, расширяет кругозор, формирует умение задавать вопросы. Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник в первую очередь развивает наблюдательность (зачем? как? почему?), простейшие эксперименты всегда вызывают любопытство и активность. Предметы коллекции стимулируют игровое, речевое и художественное творчество. В процессе создания коллекций развивается внимание, память, гибкость  и нестандартность мышления, умение выделять главное.

Хочется отметить, что коллекционирование открывает широкие горизонты интеграции образовательных областей. Например, мы начали собирать коллекцию маленьких машинок. Дети с интересом рассматривали экспонаты друг друга, при этом обменивались впечатлениями, общались непринужденно (образовательная область «Коммуникация», «Социализация»). В нашей группе есть дети, непопулярные среди воспитанников. С помощью коллекционирования мы повышаем авторитет таких детей среди сверстников и уверенность в своих силах, ребенок раскрывает свой собственный внутренний мир. И главное, дети нашей группы объединяются общей идеей, работа над поиском предметов для коллекции их сплачивает (образовательная область «»Социализация»).

В своей работе мы  организуем с воспитанниками мини-музеи или коллекцию одного ребенка. Автор индивидуальной коллекции берет на себя роль экскурсовода. Опыт показывает, что дети при этом получают много навыков: ведь надо не просто назвать экспонаты, но и рассказать о них что – нибудь интересное, а значит подготовиться заранее (спросить у взрослых, с ними почитать художественную литературу и т. д.) . У детей появляются единомышленники (конечно же кто-то захочет собрать свою коллекцию), с которыми ребенок будет общаться, обсуждать свои новые находки, обмениваться предметами коллекции. Следующей нашей работой стала коллекция мячей. Это помогло обогатить представления о материалах, из которых они были изготовлены, а так же расширить представления детей о способах их использования (игры и упражнения для развития метания, самомассаж, ориентировка в пространстве). Экспонаты придумывали вместе с родителями (вязаный мяч, мяч-головоломка). Очень интересной и познавательной получилась коллекция музыкальных инструментов. Так же дети с родителями изобрели собственные нетрадиционные музыкальные инструменты. Дети совершенствовали свои знания и представления об инструментах, истории их создания, способах игры на них.

Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным для детей, конечно же необходима помощь и участие родителей. С целью помочь родителям осознать, что данный вид деятельности не только увлекательный, но и эффективный процесс развития детей, мы использовали такие формы работы с родителями, как консультации, просмотр открытых мероприятий с детьми, знакомство с личными семейными коллекциями.

Коллекцию «Пуговички» поддержали особенно бабушки, в коллекции «Морское чудо» участие приняли дети, родители, друзья и наши коллеги. Создание коллекции   «Животные нашей планеты» нам предложили сами родители, данную коллекцию мы использовали в непосредственно образовательной деятельности по коммуникации, художественному творчеству, познанию. На основе данной коллекции нами были разработаны дидактические игры «Чья тень?», «Отгадай по описанию», «Дырочка».

В группе создали «Клуб коллекционеров». С помощью этой группы коллекции живут и постоянно пополняются. Организуем выставки коллекций для детей нашего сада, такие, как «В мире насекомых», «На дне», «Мой любимый календарь», «Удивительные веточки».

Большой популярностью стали семейные коллекция марок, коллекция значков, которые помогают найти взаимопонимание родителей с ребенком. Коллекционирование - отличный способ узнать о разных странах, о великих людях, исторических событиях.

Проводя работу по коллекционированию, мы сделали вывод, что у детей развиваются различные компетентности. Ребенок учится устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми, развивается умение донести до других свои мысли, умение слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывание, умение самостоятельно познавать окружающий мир, осмысливать и использовать свой опыт, умение самостоятельно поставить цель, спланировать, выполнить действия и получить результат.

Таким образом, использование коллекционирования в работе с детьми, применение этой деятельности во всех образовательных областях, дает положительный результат в познавательно-речевом  развитии наших воспитанников, является действительно доступным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

 Литература:

1. С.В. Машкова Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе - Волгоград: Учитель, 2012.

2. Г.Н. Назарук Развитие элементарных естественно научных представлений. // Дошкольная педагогика 2009, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое познавательно - речевое занятие в старшей группе "Весенняя страда"

Цель: продолжатьформировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к труду хлебороба....

План-конспект подгруппового познавательно-речевого занятия в старшей логопедической группе для детей с диагнозом ОНР.

Тема«Зима. Зимние праздники» (обобщение).Цель. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимние праздники»....

Учебно-методическое пособие по развитию познавательно-речевых способностей детей старшего возраста

Закрепление знаний детей о свойствах и качествах бумаги (разная бумага – разные свойства, применение)Обучение способам выявления свойств и качеств бумаги с помощью исследовательских действий (погладит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Методическая разработка НОД по развитию познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени».

Цели и задачи: - Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.- Развивать устную речь, активизировать словарь дете...