«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»
проект (старшая группа) по теме
К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество.
ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов.
Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт возможность –
· экспериментировать,
· синтезировать полученные знания,
· развивать творческие способности и коммуникативные навыки,
· успешно адаптироваться в изменившейся ситуации,
· обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности,
· открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта,
· общения с окружающим миром,
· реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Включение детей в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада. Сегодня мы хотим поделиться опытом реализации проекта «Живи в веках, моя Россия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Трансляция из опыта работы на муниципальном методическом объединении | 279.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №14 «Родничок»»
г. Лениногорска муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Трансляция из опыта работы
на муниципальном методическом объединении
для музыкальных руководителей и воспитателей
старших и подготовительных групп ДОУ
«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»
Подготовили:
Л.В. Чилигина воспитатель,
первой квалификационной категории;
З.Р. Ганиева музыкальный руководитель,
высшей квалификационной категории
РТ, г. Лениногорск, март 2017
Детство – каждодневное открытие мира,
поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде государственных документов:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795);
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№ 273 - ФЗ);
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№ 32-ФЗ).
Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у воспитанников формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включил вопросы патриотического воспитания в содержание трех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие
Формирование первичных представлений:
- о себе, других людях, объектах окружающего мира,
- о малой родине и Отечестве, - о социокультурных ценностях нашего народа,
- об отечественных традициях и праздниках,
- о планете Земля как общем доме людей,
- об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Художественно-эстетическое развитие
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания, произведений искусства, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- восприятия музыки, художественной литературы, фольклора;
- формирования элементарных представлений о видах искусства.
К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество.
ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов.
Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт возможность –
- экспериментировать,
- синтезировать полученные знания,
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки,
- успешно адаптироваться в изменившейся ситуации,
- обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности,
- открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта,
- общения с окружающим миром,
- реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Включение детей в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада. Сегодня мы хотим поделиться опытом реализации проекта «Живи в веках, моя Россия».
Цель: через организацию проектной деятельности сформировать у воспитанников патриотические представления.
Для достижения данной цели определили следующие задачи:
1. Способствовать развитию у детей любви и привязанности к семьям, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
2. Развивать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
3. Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
4. Познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
5. Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России;
6. Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
7. Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей.
В детском саду проводится большая работа по организации воспитательно-образовательной работы патриотической направленности – это праздники, посвященные Дню народного единства России, Конституции Татарстана, Защитника Отечества, празднования Победы, независимости России. Все направления помогают систематизировать знания детей о государственных праздниках, применять на практике полученные знания о Родине, о символах государства, об Армии, о героях войны и их подвигах, тем самым воздействуя на патриотические чувства ребенка, вселяя в него уважение и гордость за свою страну, расширяя словарную терминологию и кругозор, эти праздники вошли в содержание проекта.
Привлечение к подготовке и участию в праздниках родителей способствует установлению добрых, дружеских чувств между детьми и взрослыми. Проводя необходимую работу с родителями (беседы, консультации, выступление на собраниях, оформление папок-передвижек и т.д.) и привлекая их к совместному творчеству, мы добиваемся положительных результатов.
Работая над проектом, мы разработали четыре исторических события из истории России, которые доступны для детского восприятия.
1 слайд Древняя Русь – в этой эпохе мы показали детям древних сказителей и русских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). На познавательных занятиях мы знакомили детей с историей древней Руси (одежда, быт, культура и орудия труда и защиты). В организованной деятельности по развитию речи разучивали пословицы и сказания.
2 слайд Отечественная война 1812 года – время гусар. В этой эпохе мы отразили гендерное воспитание, т.е. галантность гусар, нежность и обаяние дам.
3 слайд Великая Отечественная Война – театрализация этого периода помогла показать мужество и героизм солдат, защищавших свою Родину. Для детей была нелегкая задача: передать эмоциональное состояние - горе всего советского народа. Именно в танцевальной композиции «За четыре дня до войны…» воспитанники выразили весь трагизм войны.
4 слайд Современная Россия – это наши дни, дети видят, как живет и развивается современная Россия. Здесь мы показали мирное и счастливое время. Разучили хоровод дружбы, где отобразили сплоченность всего народа.
На занятиях по познавательному развитию знакомили детей с флагом, гербом и гимном России.
К примеру, такие строки из песни:
Я люблю тебя моя Россия,
Люблю за то, что ты красива,
Люблю твои леса и реки,
Люблю тебя за то, что есть на свете.
Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
Этот проект у нас не единственный. В старших группах реализован проект «Мы славим край, где мы живем», посвященный Дню Конституции Татарстана. Планируется к реализации проект «Память поколений», посвященный Дню Победы. Часть танцевальных и вокальных композиций уже разучивается, некоторые номера будущего проекта мы представим на творческих конкурсах «Одарята» и «Музыкальный калейдоскоп». В рамках этих проектов в детском саду организован и обогащается музей Боевой славы, начата реализация детско-родительских проектов «Мой прадед-участник ВОВ», «Дети войны», «Реликвии моей семьи».
Методическое обеспечение:
- Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2007;
- Зеленова Н.Г. Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая, подготовительная группа) [Текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008;
- Ильина Л.Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные задачи педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012;
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. - М.: Академия, 1998;
- Музыкальный руководитель, иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей, ООО Изд. Дом «Воспитание дошкольника», ген. директор В.М. Кузина, январь-февраль, 2004, февраль 2016 №2, май 2016 №5, апрель 2016 №4;
- Маханёва, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Д. Маханева. – М., 2003;
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003;
- Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» – М, 2005;
- Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Карапуз, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...
"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"
Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....
«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»
Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.Одним из средств акт...
Интеграция познавательной и художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ экологической культуры.
В нашем МБДОУ №232 ЦРР «Жемчужинка" реализованы разные циклы интегрированной образовательной деятельности, где сочетаются задачи познавательного и художественного - эстетического развития д...
Статья "Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения"
Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения...
Проект « LEGO - конструирование и робототехника в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования нравственно – патриотических качеств личности».
Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами позволит дошкольникам в форме познавательной игры узнать инновационные идеи ко...