«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»
проект (старшая группа) по теме

Ганиева Земфира Рафаильевна

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. 

ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов.

Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт возможность –

·        экспериментировать,

·        синтезировать полученные знания,

·        развивать творческие способности и коммуникативные навыки,

·        успешно адаптироваться в изменившейся ситуации,

·        обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности,

·        открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта,

·        общения с окружающим миром,

·        реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

 

Включение детей в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада. Сегодня  мы хотим поделиться опытом реализации проекта «Живи в веках, моя Россия».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад  №14  «Родничок»»

г. Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

G:\РИП инновац. площадка апрель 2017\ММО март 2017\фото ММО\20170307_113507.jpg

Трансляция из опыта работы

на муниципальном методическом объединении

для музыкальных руководителей и воспитателей

старших и подготовительных групп ДОУ

«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»

Подготовили:

Л.В. Чилигина воспитатель,

первой квалификационной категории;

З.Р. Ганиева музыкальный руководитель,

высшей квалификационной категории

РТ, г. Лениногорск, март 2017

Детство – каждодневное открытие мира,

поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде государственных документов:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795);

- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№ 273 - ФЗ); 
        - Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№ 32-ФЗ).

Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у воспитанников формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включил вопросы патриотического воспитания в содержание трех образовательных областей: 


Социально-коммуникативное развитие:

- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; 
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 


Познавательное развитие

Формирование первичных представлений:

- о себе, других людях, объектах окружающего мира, 

- о малой родине и Отечестве, - о социокультурных ценностях нашего народа, 

- об отечественных традициях и праздниках, 

- о планете Земля как общем доме людей, 

- об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Художественно-эстетическое развитие

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания, произведений искусства, мира природы; 

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- восприятия музыки, художественной литературы, фольклора;

- формирования элементарных представлений о видах искусства. 

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. 

ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов.

Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт возможность –

  • экспериментировать,
  • синтезировать полученные знания,
  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки,
  • успешно адаптироваться в изменившейся ситуации,
  • обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности,
  • открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта,
  • общения с окружающим миром,
  • реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Включение детей в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада. Сегодня  мы хотим поделиться опытом реализации проекта «Живи в веках, моя Россия».

Цель: через организацию проектной деятельности сформировать у воспитанников патриотические представления. 

Для достижения данной цели определили следующие задачи: 
1. Способствовать развитию у детей любви и привязанности к семьям, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
2. Развивать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
3. Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
4. Познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
5. Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России; 
6. Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

7. Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 

В детском саду проводится большая работа по  организации воспитательно-образовательной работы патриотической направленности – это праздники, посвященные Дню народного единства России, Конституции Татарстана, Защитника Отечества, празднования Победы, независимости России. Все направления помогают систематизировать знания детей о государственных праздниках, применять на практике полученные знания о Родине, о символах государства, об Армии, о героях войны и их подвигах, тем самым воздействуя на патриотические чувства ребенка, вселяя в него уважение и гордость за свою страну, расширяя словарную терминологию и кругозор, эти праздники вошли в содержание проекта.

        Привлечение к подготовке и участию в праздниках родителей способствует установлению добрых, дружеских чувств между детьми и взрослыми. Проводя необходимую работу с родителями (беседы, консультации, выступление на собраниях, оформление папок-передвижек и т.д.) и привлекая их к совместному творчеству, мы добиваемся положительных результатов.

Работая над проектом, мы разработали четыре исторических события из истории России, которые доступны для детского восприятия.

1 слайд Древняя Русь – в этой эпохе мы показали детям  древних сказителей и русских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). На познавательных занятиях мы знакомили детей с историей древней Руси (одежда, быт, культура и орудия труда и защиты). В организованной деятельности по развитию речи разучивали пословицы и сказания.

2 слайд Отечественная война 1812 года – время гусар. В этой эпохе мы отразили гендерное воспитание, т.е. галантность гусар, нежность и обаяние дам.  

3 слайд Великая Отечественная Война – театрализация этого периода помогла показать мужество и героизм солдат, защищавших свою Родину. Для детей была нелегкая задача: передать эмоциональное состояние - горе всего советского народа. Именно в танцевальной композиции «За четыре дня до войны…» воспитанники выразили весь трагизм войны.

4 слайд Современная Россия – это наши дни, дети видят, как живет и развивается современная Россия. Здесь мы показали мирное и счастливое время. Разучили хоровод дружбы, где отобразили сплоченность всего народа.

На занятиях по познавательному развитию знакомили детей с флагом, гербом и гимном России.

К примеру, такие строки из песни:

Я люблю тебя моя Россия,

Люблю за то, что ты красива,

Люблю твои леса и реки,

Люблю тебя за то, что есть на свете.

Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

Этот проект у нас не единственный.  В старших группах реализован проект «Мы славим край, где мы живем», посвященный Дню Конституции Татарстана. Планируется к реализации проект «Память поколений», посвященный Дню  Победы. Часть танцевальных и вокальных композиций уже  разучивается, некоторые номера будущего проекта мы представим на творческих конкурсах «Одарята» и «Музыкальный калейдоскоп». В рамках этих проектов в детском саду организован и обогащается музей  Боевой славы, начата реализация детско-родительских проектов «Мой прадед-участник ВОВ», «Дети войны», «Реликвии моей семьи».

Методическое обеспечение:

  1. Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2007;

  1. Зеленова Н.Г. Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая, подготовительная группа) [Текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008;

  1. Ильина Л.Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные задачи педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012;

  1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. - М.: Академия, 1998;

  1. Музыкальный руководитель, иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей, ООО Изд. Дом «Воспитание дошкольника», ген. директор В.М. Кузина, январь-февраль, 2004, февраль 2016 №2, май 2016 №5, апрель 2016 №4;

 

  1. Маханёва, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Д. Маханева. – М., 2003;

  1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003;

  1. Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» – М, 2005;

  1. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Карапуз, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...

"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....

«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»

Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.Одним из средств акт...

Интеграция познавательной и художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ экологической культуры.

В нашем МБДОУ №232 ЦРР «Жемчужинка" реализованы разные циклы интегрированной образовательной деятельности, где сочетаются задачи познавательного и художественного - эстетического развития д...

Статья "Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения"

Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения...

Проект « LEGO - конструирование и робототехника в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования нравственно – патриотических качеств личности».

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами  позволит дошкольникам  в форме познавательной игры узнать инновационные  идеи ко...