Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста
методическая разработка на тему

Деменьшина Светлана Николаевна

 

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста

Участники: педагоги ДОУ

 Тема: Опыты со светом

Цель: трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

·         Дать понятие о возникновении света и тени.

·         Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

·         Способствовать овладению приёмами  практического взаимодействия с     окружающими предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_opyty_so_svetom.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста

Участники: педагоги ДОУ

 Тема: Опыты со светом

Цель: трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

·         Дать понятие о возникновении света и тени.

·         Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

·         Способствовать овладению приёмами  практического взаимодействия с     окружающими предметами.

Оборудование: фонарики, цветные стекла, картон, деревянные дощечки, кусочки ткани, зонт, свеча, настольная лампа.

Ход мастер – класса

Педагог:

— Уважаемые участники!

Перед вами набор для экспериментирования со светом и звуком.

В набор входит методическое пособие и оборудование  для проведения опытов.

Я хочу Вам рассказать  историю о Солнце и Электрической лампе.

Солнце, заглянув в окно, увидело Электрическую Лампу, висящую на потолке, и, глядя свысока, надменно сказало: «Как ты смеешь, дерзкая стеклянка, ярко светить наравне со мной, с Солнцем? Я людям даю свет, тепло, без меня погибла бы жизнь на земле!»

На что Электрическая Лампа отвечала: «С тобой трудно спорить, Солнце, ты великое светило, но светишь только днем, а вечером уходишь за горизонт, и становится темно. А людям трудно в темноте, вот они и включают меня, электрическую лампу. А я, в отличие от тебя, Солнца, могу светить и вечером, и ночью!»

— Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

— Что является естественным источником света для нас?

Участники:  Солнце, луна, свет звезд, полярное сияние, светлячки, молнии, костер (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Действительно, всё это естественные источники света.

— А в темное время суток, что ещё помогает нам видеть окружающий мир?

Участники:

— Электрические лампы, люстры, фонари, свечи, фонарики (предполагаемый ответ).

Педагог:

—  То, что сделано  руками человека – это искусственные источники света.

—  Обратите внимание, на столе коробка. В ней  находится искусственный источник света. Что это,  вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Участники:

— Фонарик (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Прежде, чем вы возьмете  фонарики, ответьте,  как ими пользоваться, чтобы они не принесли  вред?

Участники:

—  Включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Берите в руки фонарики, проверьте, как они работают.

(воспитатель открывает зонт)

Педагог:

— Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Включайте свои фонарики.

— Что нам дают фонарики?

Участники:

— Свет.

Педагог:

— Как светят фонарики в темноте?

Участники:

— Ярко (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Если луч от  фонарика направим вверх, что произойдёт?  

Участники:

— Наверху будет светлое пятно (предполагаемый ответ).

Педагог:

— На что похож свет от фонариков?

Участники:

— Круг, планету, цветок, луну (предполагаемый ответ).

Педагог:

— А если направим свет от  фонарика вниз. Где будет светло?

Участники:

— Внизу, на полу (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Давайте приблизим фонарики к полу, что происходит?

Участники:

— Свет уменьшается.

Педагог:

— А если фонарики удалить от пола, что произойдёт?

Участники:

— Светлое пятно  становится больше.

Педагог:

— Свет рассеивается.

(воспитатель закрывает зонт)

— Что произойдёт, если мы посветим фонариками в пространство?

Участники:

— Свет будет тусклым, слабым  (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Посмотрите, что еще лежит в коробке?

Участники:

— Тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон.

Педагог:

— Поиграем с этими предметами.

— Как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать через дощечку? 

Участники:

— Нет.

Педагог:

— Почему?

Участники:

— Дощечка не пропускает свет (предполагаемый ответ).

Участники проводят опыты с дощечкой, цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

Педагог:

— Через какие предметы свет проходит?

Участники:

— Свет проходит через тряпочку, ладошки, цветные стекла.

Педагог:

— Через какие предметы свет не проходит?

Участники:

— Дощечка, картон.

Педагог:

— Рассмотрим другие искусственные источники света. 

— Что это за предметы?

Участники:

— Настольная лампа и свеча.

Педагог:

— Для чего они нужны?  

Участники:

— Освещать комнату, читать, печатать на компьютере (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Попробуем узнать,  от какого источника  будет больше света?

— Что для этого нужно сделать?

Участники:

— Включить свет.

Педагог:

— Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?

Участники:

—  Включить в розетку.

Педагог:

— Фонарик тоже включаем в розетку? 

Участники:

—  Нет,  у него есть батарейки.

Педагог:

— Как «включить» свечу? 

Участники:

—  Её надо зажечь.

Лампа стоит на столе, фонарик в руках участника, свеча у воспитателя. Участники сравнивают яркость света.

Педагог:

— Какой источник  светит ярче?

Участники:

— Настольная лампа – самая яркая, потом – фонарик, самый слабый свет от свечи.

Педагог:

— Закройте глаза. Откройте. Что изображено на экране?  

Участники:

— Это тень.

(воспитатель закрывает свет  от прожектора)

Педагог:

— Есть ли  сейчас тень? 

Участники:

— Нет.

Педагог:

— Почему не стало тени?  

Участники:

— Нет света.

Педагог:

— Значит, бывает тень без света? 

Участники:

— Нет.

Педагог:

— В работе с детьми, можно использовать свойство тени для развития у них воображения.

(воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки)

Педагог:

— Покажите, тени других животных, птиц.

(участники показывают тени)

Педагог:

—  Для чего мы это делаем?

Участники:

— Развиваем у детей  любознательность, формируем первичные представления о предметах окружающего мира (предполагаемый ответ).

Педагог:

— В рамках реализации ФГОС ДО,  учреждение создает условия для развития интересов детей, любознательности, творческой активности; формирования представлений об объектах окружающего мира.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Маленькие исследователи»

Мастер  - классДля педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольниковна тему: «Маленькие исследователи»...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста

Трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира....

Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности "Про любопытного лягушонка"

Данная статья содержит методическую разработку конспекта мастер - класса и презентацию познавательно - исследовательской деятельности для детей 5 - 6 лет ДОУ....

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности

Мастер - класс (для педагогов) по теме "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ленты Мёбиуса"...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду на тему: «Исследуем краски»"

Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду на тему :"Исследуем краски"...

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности«Магнит и магнетизм»...