Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста
методическая разработка на тему
Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста
Участники: педагоги ДОУ
Тема: Опыты со светом
Цель: трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
· Дать понятие о возникновении света и тени.
· Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
· Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_opyty_so_svetom.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста
Участники: педагоги ДОУ
Тема: Опыты со светом
Цель: трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
· Дать понятие о возникновении света и тени.
· Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
· Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Оборудование: фонарики, цветные стекла, картон, деревянные дощечки, кусочки ткани, зонт, свеча, настольная лампа.
Ход мастер – класса
Педагог:
— Уважаемые участники!
Перед вами набор для экспериментирования со светом и звуком.
В набор входит методическое пособие и оборудование для проведения опытов.
Я хочу Вам рассказать историю о Солнце и Электрической лампе.
Солнце, заглянув в окно, увидело Электрическую Лампу, висящую на потолке, и, глядя свысока, надменно сказало: «Как ты смеешь, дерзкая стеклянка, ярко светить наравне со мной, с Солнцем? Я людям даю свет, тепло, без меня погибла бы жизнь на земле!»
На что Электрическая Лампа отвечала: «С тобой трудно спорить, Солнце, ты великое светило, но светишь только днем, а вечером уходишь за горизонт, и становится темно. А людям трудно в темноте, вот они и включают меня, электрическую лампу. А я, в отличие от тебя, Солнца, могу светить и вечером, и ночью!»
— Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.
— Что является естественным источником света для нас?
Участники: Солнце, луна, свет звезд, полярное сияние, светлячки, молнии, костер (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Действительно, всё это естественные источники света.
— А в темное время суток, что ещё помогает нам видеть окружающий мир?
Участники:
— Электрические лампы, люстры, фонари, свечи, фонарики (предполагаемый ответ).
Педагог:
— То, что сделано руками человека – это искусственные источники света.
— Обратите внимание, на столе коробка. В ней находится искусственный источник света. Что это, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Участники:
— Фонарик (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Прежде, чем вы возьмете фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли вред?
Участники:
— Включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Берите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
(воспитатель открывает зонт)
Педагог:
— Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Включайте свои фонарики.
— Что нам дают фонарики?
Участники:
— Свет.
Педагог:
— Как светят фонарики в темноте?
Участники:
— Ярко (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Если луч от фонарика направим вверх, что произойдёт?
Участники:
— Наверху будет светлое пятно (предполагаемый ответ).
Педагог:
— На что похож свет от фонариков?
Участники:
— Круг, планету, цветок, луну (предполагаемый ответ).
Педагог:
— А если направим свет от фонарика вниз. Где будет светло?
Участники:
— Внизу, на полу (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Давайте приблизим фонарики к полу, что происходит?
Участники:
— Свет уменьшается.
Педагог:
— А если фонарики удалить от пола, что произойдёт?
Участники:
— Светлое пятно становится больше.
Педагог:
— Свет рассеивается.
(воспитатель закрывает зонт)
— Что произойдёт, если мы посветим фонариками в пространство?
Участники:
— Свет будет тусклым, слабым (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Посмотрите, что еще лежит в коробке?
Участники:
— Тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон.
Педагог:
— Поиграем с этими предметами.
— Как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать через дощечку?
Участники:
— Нет.
Педагог:
— Почему?
Участники:
— Дощечка не пропускает свет (предполагаемый ответ).
Участники проводят опыты с дощечкой, цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
Педагог:
— Через какие предметы свет проходит?
Участники:
— Свет проходит через тряпочку, ладошки, цветные стекла.
Педагог:
— Через какие предметы свет не проходит?
Участники:
— Дощечка, картон.
Педагог:
— Рассмотрим другие искусственные источники света.
— Что это за предметы?
Участники:
— Настольная лампа и свеча.
Педагог:
— Для чего они нужны?
Участники:
— Освещать комнату, читать, печатать на компьютере (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Попробуем узнать, от какого источника будет больше света?
— Что для этого нужно сделать?
Участники:
— Включить свет.
Педагог:
— Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?
Участники:
— Включить в розетку.
Педагог:
— Фонарик тоже включаем в розетку?
Участники:
— Нет, у него есть батарейки.
Педагог:
— Как «включить» свечу?
Участники:
— Её надо зажечь.
Лампа стоит на столе, фонарик в руках участника, свеча у воспитателя. Участники сравнивают яркость света.
Педагог:
— Какой источник светит ярче?
Участники:
— Настольная лампа – самая яркая, потом – фонарик, самый слабый свет от свечи.
Педагог:
— Закройте глаза. Откройте. Что изображено на экране?
Участники:
— Это тень.
(воспитатель закрывает свет от прожектора)
Педагог:
— Есть ли сейчас тень?
Участники:
— Нет.
Педагог:
— Почему не стало тени?
Участники:
— Нет света.
Педагог:
— Значит, бывает тень без света?
Участники:
— Нет.
Педагог:
— В работе с детьми, можно использовать свойство тени для развития у них воображения.
(воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки)
Педагог:
— Покажите, тени других животных, птиц.
(участники показывают тени)
Педагог:
— Для чего мы это делаем?
Участники:
— Развиваем у детей любознательность, формируем первичные представления о предметах окружающего мира (предполагаемый ответ).
Педагог:
— В рамках реализации ФГОС ДО, учреждение создает условия для развития интересов детей, любознательности, творческой активности; формирования представлений об объектах окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Маленькие исследователи»
Мастер - классДля педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольниковна тему: «Маленькие исследователи»...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста
Трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира....
Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности "Про любопытного лягушонка"
Данная статья содержит методическую разработку конспекта мастер - класса и презентацию познавательно - исследовательской деятельности для детей 5 - 6 лет ДОУ....
Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности
Мастер - класс (для педагогов) по теме "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ленты Мёбиуса"...
Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду на тему: «Исследуем краски»"
Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду на тему :"Исследуем краски"...
Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности«Магнит и магнетизм»
Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности«Магнит и магнетизм»...