Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_opyty_so_svetom.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста
Участники: педагоги ДОУ
Тема: Опыты со светом.
Цель: трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
- Дать понятие о возникновении света и тени.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Оборудование: фонарики, цветные стекла, картон, деревянные дощечки, кусочки ткани, зонт, свеча, настольная лампа.
Ход мастер – класса
Педагог:
Уважаемые участники!
Перед вами набор для экспериментирования со светом и звуком.
В набор входит методическое пособие и оборудование для проведения опытов.
Я хочу Вам рассказать историю о Солнце и Электрической лампе.
Солнце, заглянув в окно, увидело Электрическую Лампу, висящую на потолке, и, глядя свысока, надменно сказало: «Как ты смеешь, дерзкая стекляшка, ярко светить наравне со мной, с Солнцем? Я людям даю свет, тепло, без меня погибла бы жизнь на земле!»
На что Электрическая Лампа отвечала: «С тобой трудно спорить, Солнце, ты великое светило, но светишь только днем, а вечером уходишь за горизонт, и становится темно. А людям трудно в темноте, вот они и включают меня, электрическую лампу. А я, в отличие от тебя, Солнца, могу светить и вечером, и ночью!»
Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.
Что является естественным источником света для нас?
Участники: Солнце, луна, свет звезд, полярное сияние, светлячки, молнии, костер (предполагаемый ответ).
Педагог:
Действительно, всё это естественные источники света.
А в темное время суток, что ещё помогает нам видеть окружающий мир?
Участники:
Электрические лампы, люстры, фонари, свечи, фонарики (предполагаемый ответ).
Педагог:
То, что сделано руками человека – это искусственные источники света.
Обратите внимание, на столе коробка. В ней находится искусственный источник света. Что это, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Участники:
Фонарик (предполагаемый ответ).
Педагог:
Прежде, чем вы возьмете фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли вред?
Участники:
Включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться (предполагаемый ответ).
Педагог:
Берите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
(воспитатель открывает зонт)
Педагог:
Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Включайте свои фонарики.
Что нам дают фонарики?
Участники:
Свет.
Педагог:
Как светят фонарики в темноте?
Участники:
Ярко (предполагаемый ответ).
Педагог:
Если луч от фонарика направим вверх, что произойдёт?
Участники:
Наверху будет светлое пятно (предполагаемый ответ).
Педагог:
На что похож свет от фонариков?
Участники:
— Круг, планету, цветок, луну (предполагаемый ответ).
Педагог:
— А если направим свет от фонарика вниз. Где будет светло?
Участники:
— Внизу, на полу (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Давайте приблизим фонарики к полу, что происходит?
Участники:
— Свет уменьшается.
Педагог:
— А если фонарики удалить от пола, что произойдёт?
Участники:
— Светлое пятно становится больше.
Педагог:
— Свет рассеивается.
(воспитатель закрывает зонт)
— Что произойдёт, если мы посветим фонариками в пространство?
Участники:
— Свет будет тусклым, слабым (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Посмотрите, что еще лежит в коробке?
Участники:
— Тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон.
Педагог:
— Поиграем с этими предметами.
— Как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать через дощечку?
Участники:
— Нет.
Педагог:
— Почему?
Участники:
— Дощечка не пропускает свет (предполагаемый ответ).
Участники проводят опыты с дощечкой, цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
Педагог:
— Через какие предметы свет проходит?
Участники:
— Свет проходит через тряпочку, ладошки, цветные стекла.
Педагог:
— Через какие предметы свет не проходит?
Участники:
— Дощечка, картон.
Педагог:
— Рассмотрим другие искусственные источники света.
— Что это за предметы?
Участники:
— Настольная лампа и свеча.
Педагог:
— Для чего они нужны?
Участники:
— Освещать комнату, читать, печатать на компьютере (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Попробуем узнать, от какого источника будет больше света?
— Что для этого нужно сделать?
Участники:
— Включить свет.
Педагог:
— Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?
Участники:
— Включить в розетку.
Педагог:
— Фонарик тоже включаем в розетку?
Участники:
— Нет, у него есть батарейки.
Педагог:
— Как «включить» свечу?
Участники:
— Её надо зажечь.
Лампа стоит на столе, фонарик в руках участника, свеча у воспитателя. Участники сравнивают яркость света.
Педагог:
— Какой источник светит ярче?
Участники:
— Настольная лампа – самая яркая, потом – фонарик, самый слабый свет от свечи.
Педагог:
— Закройте глаза. Откройте. Что изображено на экране?
Участники:
— Это тень.
(воспитатель закрывает свет от прожектора)
Педагог:
— Есть ли сейчас тень?
Участники:
— Нет.
Педагог:
— Почему не стало тени?
Участники:
— Нет света.
Педагог:
— Значит, бывает тень без света?
Участники:
— Нет.
Педагог:
— В работе с детьми, можно использовать свойство тени для развития у них воображения.
(воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки)
Педагог:
— Покажите, тени других животных, птиц.
(участники показывают тени)
Педагог:
— Для чего мы это делаем?
Участники:
— Развиваем у детей любознательность, формируем первичные представления о предметах окружающего мира (предполагаемый ответ).
Педагог:
— В рамках реализации ФГОС ДО, учреждение создает условия для развития интересов детей, любознательности, творческой активности; формирования представлений об объектах окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества. Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бу...
Мастер класс для педагогов «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества. Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бу...
Мастер-класс для педагогов «Кружковая работа по легоконструированию, для детей старшего дошкольного возраста».
middot; Ознакомление педагогов с кружковой деятельностью в группе. Расширение и уточнение представлений педагогов о Лего-конструкторе и формы орга...
Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...
Описание практической части мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть мастер класса для педагогов....
Практическая часть мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть к мастер классу для педагогов....
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....