Мастер-класс «Корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия» для педагогов групп старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Яковлева Светлана Болеславовна

В настоящее время проблема  профилактики  и коррекция  отклонений  в состоянии здоровья  детей  дошкольного возраста  остается  по-прежнему актуальной. Это обусловлено  прежде всего  наличием  большого числа  дошкольников (84,9%) с различными  отклонениями  в состоянии здоровья. В  связи с этим возросло значение  организации работы профилактической  и коррекционной  направленности  непосредственно в  условиях  дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится  практически  ежедневно и где, следовательно, имеется  возможность обеспечить  своевременность  и регулярность  воздействий.

      Стопа – опора, фундамент тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении.

    Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция самой стопы, а значит и всех ее функций. При плоскостопии, сопровождающим уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.

    В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли, они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь очень отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

    Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно –двигательной системы организма. В возрасте 3 – 7 лет необходимо корректировать склонные к уплощению стопы и закрепить правильный свод стопы.

    Основную роль в профилактике плоскостопия имеет закрепление сводчатой формы  стоп, противодействие развитию деформации стопы, коррекция склонных к уплощению стоп. Этому способствуют физические упражнения, направленные  на  развитие  силы  и эластичности  мышц  голени, стопы, связок  аппарата голеностопного  сустава.

     Использование корригирующих упражнений и гимнастики в детском саду позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

    Существует множество комплексов специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в разных режимных моментах дошкольников. Наибольший эффект достигается, когда упражнения выполняются босиком.

В настоящее время проблема  профилактики  и коррекция  отклонений  в состоянии здоровья  детей  дошкольного возраста  остается  по-прежнему актуальной. Это обусловлено  прежде всего  наличием  большого числа  дошкольников (84,9%) с различными  отклонениями  в состоянии здоровья. В  связи с этим возросло значение  организации работы профилактической  и коррекционной  направленности  непосредственно в  условиях  дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится  практически  ежедневно и где, следовательно, имеется  возможность обеспечить  своевременность  и регулярность  воздействий.

      Стопа – опора, фундамент тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении.

    Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция самой стопы, а значит и всех ее функций. При плоскостопии, сопровождающим уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.

    В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли, они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь очень отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

    Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно –двигательной системы организма. В возрасте 3 – 7 лет необходимо корректировать склонные к уплощению стопы и закрепить правильный свод стопы.

    Основную роль в профилактике плоскостопия имеет закрепление сводчатой формы  стоп, противодействие развитию деформации стопы, коррекция склонных к уплощению стоп. Этому способствуют физические упражнения, направленные  на  развитие  силы  и эластичности  мышц  голени, стопы, связок  аппарата голеностопного  сустава.

     Использование корригирующих упражнений и гимнастики в детском саду позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

    Существует множество комплексов специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в разных режимных моментах дошкольников. Наибольший эффект достигается, когда упражнения выполняются босиком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

проведения  мастер-класса

«Корригирующая гимнастика  для  профилактики  плоскостопия»

для педагогов групп старшего дошкольного возраста

МДОУ «Детский  сад №1 комбинированного  вида»  ЗАТО  Шиханы

Инструктор по физической  культуре:

Яковлева С.Б.

1.Теоретическая часть

      В настоящее время проблема  профилактики  и коррекция  отклонений  в состоянии здоровья  детей  дошкольного возраста  остается  по-прежнему актуальной. Это обусловлено  прежде всего  наличием  большого числа  дошкольников (84,9%) с различными  отклонениями  в состоянии здоровья. В  связи с этим возросло значение  организации работы профилактической  и коррекционной  направленности  непосредственно в  условиях  дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится  практически  ежедневно и где, следовательно, имеется  возможность обеспечить  своевременность  и регулярность  воздействий.

      Стопа – опора, фундамент тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении.

    Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция самой стопы, а значит и всех ее функций. При плоскостопии, сопровождающим уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.

    В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли, они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь очень отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

    Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно –двигательной системы организма. В возрасте 3 – 7 лет необходимо корректировать склонные к уплощению стопы и закрепить правильный свод стопы.

    Основную роль в профилактике плоскостопия имеет закрепление сводчатой формы  стоп, противодействие развитию деформации стопы, коррекция склонных к уплощению стоп. Этому способствуют физические упражнения, направленные  на  развитие  силы  и эластичности  мышц  голени, стопы, связок  аппарата голеностопного  сустава.

     Использование корригирующих упражнений и гимнастики в детском саду позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

    Существует множество комплексов специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в разных режимных моментах дошкольников. Наибольший эффект достигается, когда упражнения выполняются босиком.

2.Практическая часть

Комплекс игр и упражнений для профилактики плоскостопия

Цель: 1)Формировать навыки правильной  осанки.

            2) Укреплять  мышечную  систему.

            3) Упражнять в правильной  постановке стоп  при ходьбе.

            4) Укреплять мышцы  и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия.

            5) Воспитывать  сознательное отношение  к правильной  осанке.

Оборудование: платочки по количеству детей, машины среднего размера -2 шт, карандаши, фломастеры, мелкие игрушки, массажные мячики по количеству детей, гимнастические палки по количеству детей, ленточки по количеству детей.

Форма проведения: подгрупповая

Форма одежды: майки, шорты.

№п/п

Ход НОД

Доз-ка

Организационно-методические указания

1

Вводная часть.

Построение в шеренгу.

Ходьба обычная.

Ходьба на носках, руки на поясе.

Ходьба на внешней стороне стопы, руки за спиной.

Ходьба на пятках, руки за головой.

Легкий бег на носках.

Ходьба обычная.

Упражнение на восстановление  дыхания. «Гуси»

10с

10с

10с

10с

20с по 2 раза

0,5 круга

5р.

Группа, в шеренгу  становись!

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в необычное  путешествие.

Следим за осанкой, работаем руками.

Смотрим вперед, плечи развернуты, спина прямая.

Бежим легко, следим за дыханием.

Колени поднимаем выше, носок тянем вниз, следим за отмашкой рук.

Вдох -  руки в стороны, выдох – произносим звук «у», руки вниз.

2

3.

Основная  часть

Ходьба по залу, перестроение в круг.

Упражнение «Загрузи машину»

И.п.: о.с., руки на поясе.

По сигналу дети захватывают пальцами ног предметы и складывают их в машины

Упражнение «Ежик»

И.п.: сидя, руки в упоре сзади

По сигналу дети перекатывают мяч с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него.

Упражнение «Перенеси мяч ногами»

И.п.: то же.

Мяч лежит около ног справа.

1-захватить мяч стопами

 2-3-4-перенести мяч влево

Упражнение «Спрячь ленточку в домик»

И.п: сидя на скамейке, руки хват за скамейку, стопа на ленточке.

По сигналу пальцами ног подобрать ленточку по стопу.

(повторить другой стопой)

Упражнение «Обезьянки»

И.п. сидя на скамейке, палка стоит вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец.

 По  сигналу  обхватить палку стопами, поочередно перемещать их  по палке вверх и вниз.

Эстафета «Чья машина быстрее»

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревкой. По сигналу  ребенок пальцами ног берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему и т.д.

Заключительная часть.

Самомассаж стоп.

Поглаживание, растирание, разминание, потягивание пальцев, вращение.

Построение.

1-2 р

8-10р

каждой стопой

4-6 раз в каждую сторону

2 раза каждой стопой

4 раза

2 раза

3 мин

Идем за направляющим, строимся в круг. (расставляю машины с мелкими игрушками)

Сохраняем правильную осанку, удерживаем равновесие.

(берут из корзины массажные мячи)

Мяч стараемся не терять.

Произносим слова «Перекладываю мяч налево» (направо)

(берут ленточки и садятся на скамейку)

Стараемся удержать ленточку под стопой.

(дети кладут ленточки на стойку, берут палку)

Выполняем задание слаженно, веревочку не опускаем.

Упражнение выполняем медленно, плавно.

Молодцы! Ребята! Путешествие в страну здоровых  и красивых ног окончено. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Реализация образовательной области " Художественное творчество" в старшем дошкольном возрасте, с использованием социоигровой технологии".

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. ...

Мастер-класс для логопедов и воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми....

Мастер-класс "Корзинка с цветами" (из подручных материалов, старший дошкольный возраст)

"Волшебные превращения" простых или, казалось бы, ненужных вещей и предметов в интересные поделки всегда вызывают у детей неподдельный вост...

Мастер-класс Нетрадиционная техника рисования губкой для детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»

Мастер-классНетрадиционная техника рисования губкойдля детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ чьи дети посещают группы старшего дошкольного возраста

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙчьи дети посещают группы старшего дошкольного возраста...