Анализ работы по созданию условий для реализации трудового воспитания детей в старшей группе "Светлячок".
статья (старшая группа)
Организуя трудовую деятельность, мы стараемся обеспечить всестороннее развитие детей, помогаем им обрести уверенность в своих силах, формируя жизненно необходимые умения и навыки, воспитывая ответственность и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_po_organizatsii_trudovogo_vospitaniya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы
по созданию условий для реализации трудового воспитания детей
в старшей группе "Светлячок".
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.
От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки.
Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.
Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности.
Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
В нашей группе мы работаем над проблемой создания условий для реализации трудового воспитания детей.
Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, автор Н. В. Нищева.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей ) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется.
Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.
Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
Организуя трудовую деятельность, мы стараемся обеспечить всестороннее развитие детей, помогаем им обрести уверенность в своих силах, формируя жизненно необходимые умения и навыки, воспитывая ответственность и самостоятельность. Стараемся так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.
Мы учитываем основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:
- подчеркиваем общественную значимость труда;
- следим за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
- строго соблюдаем нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
- постепенно расширяем самостоятельность детей;
- создаем благоприятную психологическую атмосферу, формируем у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
- направляем внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;
В процессе любого вида труда мы решаем задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического.
В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.
Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.
Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.
Для решения программных задач по трудовому воспитанию используются разные формы работы: игры, смотры, конкурсы, экскурсии.
В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:
Смотры:
- уголков природы;
- мини-огородов на окне;
- центров самостоятельной деятельности;
- уголков ручного труда
В течение многих лет в нашей группе постоянно ведётся работа по народной педагогике. Обращение к истокам народных традиций по трудовому воспитанию - один из ярких примеров духовной связи с нашей историей, историей нашего народа.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована в соответствии с требованиями программы.
Для решения вопросов по созданию условий для всестороннего развития детей, согласно методическим рекомендациям программы, развивающая среда строится, основываясь на следующие принципы:
- комфорта и эмоциональное благополучия ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);
- индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки)
- динамичности (создание множества центров разной направленности);
Оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной детской деятельности:
- художественный;
- конструктивно-строительный;
- природы;
- ручного труда;
В работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:
- природный, бросовый;
- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- материал для развития мелкой моторики рук;
- различные конструкторы;
На игровой площадке созданы оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.
Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.
Особое внимание в вопросах трудового воспитания детей мы уделяем взаимодействию с родителями.
Мы обмениваемся с родителями рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-передвижки, анкетирование).
Мы проводим консультации и беседы для родителей:
- приобщение к труду через познание предметного мира,
- воспитание самостоятельности у дошкольников,
- о формах организации труда дошкольников,
- о значении ручного труда для формирования личности ребенка,
- о влиянии трудового воспитания на психическое развитие ребенка.
Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей .
Однако для создания более оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников нами намечено:
1) продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;
2) оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по трудовому воспитанию;
3) обобщить и представить педагогический опыт ( мастер-класс, публикации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы музыкального руководителя по реализации комплексной программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой
Анализ работы музыкального руководителя за 2010-2011 год...
Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и бучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Группа компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста 6-го года
В анализе реализации программы выделены успехи, проблемы и пути их решения....
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Подготовила: воспитатель Швыдкина А. А....
Из опыта работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Из опыта работы«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»....
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Профессии наших родителей»...
"ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ И В СЕМЬЕ" (из опыта работы)
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ...
Формы работы с родителями и детьми по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. В детском саду жизнь детей н...