Из опыта работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа)
Из опыта работы
«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 38
г. Кузнецк.
Из опыта работы
«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Светлана
Анатольевна
Меркурьева
2019 год.
С введением Федеральных государственно – образовательных стандартов в основной программе, самая первая область «Социально – коммуникативное развитие». Одним из разделов являются следующие: «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание». Содержание данного раздела звучит так:
- Развитие навыков самообслуживания;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Воспитание культурно – гигиенических навыков.
- Формулирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желание трудиться.
- Воспитание целостного отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Человек, воспитанный искусством и трудом способен жить в гармонии с окружающим миром, познать и совершенствовать этот мир.
Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем. Разумно организованный труд, укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимание, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходиться сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями – здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.
Намечая последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда дети получают полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитывается устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолеть трудности, стремление хорошо выполнить работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируется первоначально коллективные навыки, умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Основные виды труда в детском саду – самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд, ознакомление с трудом взрослых.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективно – трудовой деятельности.
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе является актуальными.
В нашем детском саду данному направлению в работе с дошкольниками уделяют достаточно много внимания. Могу сказать, что дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое дело берутся с охотой. Большое место в трудовом воспитании дошкольников отвожу их самостоятельному труду. Режим жизни детей в группе организован таким образом, чтобы на каждом этапе были предусмотрены трудовые дела.
Самообслуживание.
Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей старшего возраста интерес к этому виду деятельности, желание все делать самим, инициативность, деловитость. Продолжаю работу по закреплению у детей привычек проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Особое внимание обращаю на то, чтобы осознанно пользоваться навыками, понимая, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо застегнул пальто – можешь простудиться, не почистил ботинки – они будут иметь неряшливый вид, плохо вымыл руки – запачкаешь полотенце.
В процессе труда по самообслуживанию у детей продолжаю формировать гуманные чувства и положительные взаимоотношения; воспитываю доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. «Будь помощником сверстников и малышей». Постоянно обращаю внимание детей на все случаи проявления внимания и заботы по отношению друг к другу.
Провожу беседы «Как мы наводим порядок в шкафу», «Каждой вещи свое место», при которых совершенствую умение поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды. Детям нравятся игры – тренинги «Шнуровка», «Башмачок»- приучаю детей держать в порядке свою обувь, не стаптывать задник, уметь шнуровать ботинки. Мы с ребятами придумали «Королеву снов», которая следит за тем, кто лучше умеет заправлять постель.
Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание все делать самим, инициативность, деловитость.
Хозяйственно – бытовой труд.
Особое внимание уделяю воспитанию навыков организации коллективного труда. Приучаю детей выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для выполнения , не отвлекаться, делать все добросовестно, правильно, аккуратно, не мешать лругим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив ее; не стесняться просить о помощи. Перед тем, как начать уборку участка предлагаю внимательно осмотреть участок и определить, что необходимо сделать – объединиться по подгруппам, затем совместно определить план работы; каждой подгруппе помогаю наметить план работы, распределить обязанности.
Во время такой формы организации труда каждый ребенок моей группы осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей. Чтобы труд по уборке листвы не казался довольно однообразным, мы с ребятами превращаем коробку привязанную за веревку в грузовик. Во время детского труда, использую веселую шутку, поговорку, пословицу, стихотворение:
Метла взяла, весь двор подмела.
Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите.
Е.Благинина.
Чаще организовываю совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщение результатов всех участников. Для общей деятельности объединяю от 3 до 6 ребят . подводя итог работы, обязательно даю оценку труда каждого ребенка.
Также даю поручения - научить выполнять ту или иную работу тех ребят, которые долго не посещали дошкольное учреждение. Стараюсь поочередно назначать детей ответственными за общие дела.
Объединяю в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных – с ребятами, не проявляющих особого рвения и интереса к труду. К каждому ребенку подхожу индивидуально. Неуверенного ребенка поддерживаю, убеждаю, что неудача временная, и если постараться, то все получится. Робких, безынициативных детей ставлю в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшего положения, проявить самостоятельность.
Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, вовлекаю в такие ситуации, в которых они оказались бы в подчиненном положении, объединяю для работы с тем, кто не только умеет трудиться, но и является хорошим организатором.
В первое время помогала детям распределять обязанности в совместном труде, разъясняла им правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорись с товарищами: если у кого – то что – то не получится, помочь; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам трудиться.
Когда дети научились трудиться вместе, слажено, дружно, поручаю им организовывать работу самостоятельно.
Для ребят привычен еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Заранее обсуждаю с ребятами, кто каким видом труда и в какой последовательности будет заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами.
Перед началом работы провожу беседы, в процессе которых ненавязчиво советую детям, как лучше организовывать работу. Включаясь в труд, показываю ребятам рациональные и экономические примеры работы, обучаю осуществлять самоконтроль, объясняю, что хорошего общего результата можно добиться, если каждый будет выполнять свою работу добросовестно, укладываясь в один и тот же отрезок времени. Обучаю детей в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только со взрослыми, но и со сверстниками, уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать.
Представляю возможность проявить свое творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. С этой целью использую такие словесные приемы, как «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам без меня», «Сделай сам по-другому», «Подумай и сделай, как хочешь», «Попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось сделать лучше». Использую метод поощрения: «Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе еще более трудное дело.
Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.
У некоторых детей данного возраста пропадает интерес к бытовому труду. Чтобы этого не происходило, учу ребенка во всякий труд, даже если он скучный и неинтересный, вносить элемент творчества, использую пример тех детей, которые выполняют работу с любовью. «Посмотрите дети, как сегодня необычно по-новому Вика расставила игрушки на полках. А вот Кирилл придумал более удобный способ хранения тазов и ведер в хозяйственном шкафу. Вношу коллективные поручения. Прошу 3-4 ребят полить песочный дворик, а на следующий день с утра взрыхлить песок.
Перед началом работы задаю нерасторопному ребенку вопросы, побуждающие его подумать о том, как он будет выполнять поручения. «Расскажи, как ты будешь выполнять задание. Что ты будешь делать сначала? Почему ты так будешь делать?»
Способствую развитию у детей самостоятельности, инициативы, заставляю активно использовать имеющий опыт.
Если у ребенка отсутствуют организаторские навыки, обращаю внимание на труд детей, владеющими этими навыками и выражаю уверенность, что у него тоже так получится.
Ставлю этого ребенка во главе группы детей, хорошо владеющими организационными навыками. Малоактивным детям даю индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда. Начинаю с более легких, неинтересных заданий, а затем перехожу к более сложным. Постепенно включаю детей в коллективный труд, чтобы они осознали себя равноправными участниками общего дела и получали от него радость. В работе с детьми 5-7 лет использую такую форму организации труда, как поручения, рассчитанные на длительный срок (1-2 недели). 2-3 ребятам поручаю следить за порядком в уголке книги.
Наряду с коллективной деятельностью детей даю индивидуальные поручения, разнообразные по трудностям и характеру, по времени выполнения: эпизодические, длительные, кратковременные.
Некоторые поручения переходят в обязанности. Все должны следить за порядком в шкафах.
Дежурства детей носят более самостоятельный характер, так как предшествующих группах, они уже приобрели определенные умения: дежурные по столовой накрывают на стол, убирают грязную посуду. По моему указанию готовят и раскладывают пособия по образовательной деятельности, а по окончании убирают их. Например, по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек, к физкультурным – готовят частично оборудование и инвентарь.
Со старшими детьми ввожу дежурства по уголку природы. Дети дежурят по двое. Импульс детей к дежурству поддерживаю за счет расширения содержания труда дежурных. Дежурные по столовой красиво раскладывают салфетки и салфетницы, помогают помощнику воспитателя принести хлеб, салат, фрукты. Дежурным по образовательной деятельности поручаю подготовить краски, предлагаю проверить в порядке ли цветные карандаши, разобрать раздаточный материал для счета.
При подведении итого оцениваю не только результаты , но и отношение детей к труду, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу.
Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей даю в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.
Провожу беседу о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности. Способствую установлению хороших взаимоотношений между детьми, развиваю умения вырабатывать общее мнение. Дети получают в труде реальную физическую нагрузку. Помогаю им понять, что всякий труд требует определенного напряжения, способствует формированию привычки к трудовому усилию. Дети моей группы способны самостоятельно устранить поломки: приклеить страничку книжки, починить куклу, машину, подклеить коробку.
Способствую активному формированию различных ручных умений и навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни. Я лишь поручаю детям отобрать подлежащие ремонту предметы, организовать место для работы. В процессе деятельности побуждаю ребят к самостоятельности в проявлении терпения, аккуратности.
Большое значение в воспитании старших детей имеет труд по оказании помощи малышам. Предлагаю детям помочь в тонировании бумаги для рисунков, изготовлении счетного материала. Дети моей группы любят, когда к ним обращаются как к взрослым: у них повышается интерес к работе, ответственность за порученное дело, за свой труд.
Труд в природе.
В процессе наблюдении за растениями ребенок узнает, что их рост и развитие зависит не только от наличия объективных условий – солнечного света, тепла, влаги, почвы, но и от ухода: овладевает определенными навыками и умениями.
Продолжаю работу по ознакомлению детей с трудом взрослых по охране природы, выращиванию продовольственных культур.
Осенью провожу наблюдения за тем, как взрослые ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, белят деревья известью, окучивают молодые плодовые деревья. Осень – благоприятное время для того, чтобы познакомить детей с трудом взрослых по подготовке к зимнему периоду.
Организовываю наблюдения за заготовкой овощей и фруктов: сушка фруктов, квашение капусты. В ходе наблюдения ребят привлекаю к оказанию посильной помощи взрослым.
Зимой показываю и рассказываю детям, как люди организовывают подкормку птиц.
Большой интерес у ребят вызывает наблюдение за весенней обрезкой деревьев и кустарников. Объясняю, что такая обрезка не вредит деревьям, а способствует их лучшему росту, формированию кроны.
С весны детей привлекаю к труду на огороде: к вторичной перекопке земли на огороде и в цветнике непосредственно перед посевом и посадкой, к рыхлению земли маленькими грабельками, разметки грядок. Заранее подготавливаю с детьми оборудование необходимое для работы, семена.
Летом детей знакомлю с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений от сорняков. Учу правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок, водой, подогретой на солнце. Показываю приемы рыхления междурядий, объясняю, что рыхлят землю для того, чтобы корням растений поступал воздух. Во время прополки учу детей отличать культурные растения от сорняков. Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка провожу в присутствии детей, сопровождая объяснениями. Работая на огороде и в цветнике весной и летом, дети получают представление о выращивании растений из семян: одновременно закрепляются знания о том, что для роста и развития растения необходим солнечный свет, тепло, влага, хорошая и питательная земля и уход. С начала учебного года дети выполняют поручения по уходу за растения уголка природы. Предварительно провожу беседу о комнатных растениях, о проблемах ухода за ними, необходимых для их роста и развития. Помогаю дежурным распределять работу «Хочешь поливать растения? Бери лейку, наливай в нее отстоявшую воду. А ты опрыскивай растения». Оказываю постоянное доброжелательное внимание к работе дежурных, поддерживаю и помогаю.
Учу дошкольников наблюдать в процессе дежурств за растениями, замечать какие изменения происходят с ними от сезона к сезону. Дети узнают, что зимой растения отдыхают, их надо поливать реже, а с наступлением весны и летом многим растениям требуется не только частый полив, но и опрыскивания.
Ежедневно рассматриваем комнатные растения, что не допустить вредителей и болезни.
Уважение к труду взрослых.
Познакомив детей с трудом взрослых, создаю обобщенное представление о том, что каждый трудиться для всех, потому что, его труд важен. Воспитываю интерес к разным видам труда, уважение к людям труда, стремление подражать взрослым, по возможности приобщаю к труду родителей. Во время экскурсии в пожарную часть, дети уточнили знания: кто такой пожарный, какие качества нужны пожарным в работе, что должен знать и уметь пожарный; кто входит в дежурный наряд, какие действия, тактика дежурного наряда на пожаре, каким оборудованием пользуется и как экипированы пожарные, как пожарные узнают о пожаре, как возникают пожары, что делать детям при пожаре. Дети расширили свое представление об устройстве пожарной машины, увидели различные виды противопожарных костюмов.
Особенно понравилось ребятам: пуск воды и возможность побывать внутри машины. У детей вызвало особый интерес с полицейским, мамой Максима. Она рассказала о нелегкой работе полицейского. Рискуя жизнью, полицейские принимают участие в операциях по захвату особо опасных и вооруженных преступников, по раскрытию серьезных краж. Всегда и везде, в любое время, в любом обществе существует необходимость в поддержании общественного порядка, соблюдении закона, в обеспечении защитой граждан и имущества. Поэтому и функции полицейского разные : можно служить в уголовном розыске, патрульно – постовой службе, службе участковых, отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Большой восторг вызвал у ребят показ настоящего боевого оружия, специальных защитных средств, примерить тяжелый бронежилет и покрасоваться в защитном шлеме. После этой встречи многим мальчикам захотелось стать полицейскими.
При знакомстве детей с трудом дедушки Ани – он пчеловод, дети узнали, что он не только присматривает за пчелами, но и ремонтирует пчеловодческий инвентарь и ульи, изготавливает рамки для новых сот, готовит пчелам корм на зимний период. Вместе с детьми придумали и смастерили костюм пасечника.
Показала значимость труда лесника для общества и природы. Лесники важные для леса люди, они охраняют лес и следят за порядком, хорошо знают всех обитателей леса, стараются помочь животным в трудное время – зимой во время бескормицы, весной в половодье, бороться с браконьерами, заботятся о лесе, берегут его от пожара, очищают лес от старых деревьев, помечают посадки новых. Также формируют у детей о сельскохозяйственных профессиях, познакомила с профессией фермера, с отраслями животноводства.
Даю детям представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. Ребенок узнает, что булочки, которые они с мамой покупают в магазине, являются результатом труда многих людей: колхозники пашут поля, засевают их пшеницей, собирают урожай: на мукомольных комбинатах рабочие превращают зерно в муку; в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб, грузчики загружают хлеб в машины, а шофера отвозят его в булочные, где потом хлеб продают продавцы. На основе этих представлений у детей формируют понятие, о том, что каждый труд почетен и необходим.
Знакомлю детей с профессиями связанными сл спецификой родного города, с трудом работников мебельных предприятий, которые включают в себя умения столяра, плотника, сборщика одновременно. Так же считаю, что необходимо знакомить детей с профессиями, которые востребованные на рынке труда в данный период времени, так же как, например программист, он участвует в разработке программ для текстовых редакторов, сайтов, игр, систем видеонаблюдения, сигнализаций. Туроператор, который планирует программу путешествия, бронирует билеты, места в гостинице, составляет программу экскурсий и развлекательный мероприятий; торговый представитель – специалист организаций, работа которого представляет собой продажу выпускаемой продукции и составление от имени организации контрактов, касающихся этих продаж. Знакомство с трудом архитектора происходит с помощью иллюстраций, изображающие различные сооружения, экскурсии, прогулки, где детей знакомлю с архитектурой нашего города. Ребята используют знания, развернутый в сюжетно-ролевой игре «Наш город», строят из имеющего материала здания, мосты, улицы города. Это очень интересная и трудная профессия.
К детям старшего возраста применяю методы опосредованного ознакомления с трудом взрослых: чтение художественной литературы, просмотр презентаций, рассказы с использованием картин о труде взрослых. Для закрепления знаний использую дидактические игры : «Угадай профессию», «Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил», «Кем я буду».
Знакомство дошкольников с многообразием профессий в обществе не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но и формирует у детей определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Для успешного решения задач помогает работа с родителями: родительские собрания, благоустройство территории, «марафон добра», встреча с интересными людьми, выставка поделок детей и родителей «Золотые ручки», «Папа может все», «Галерея природы», «Мои увлечения».
Мне кажется, в процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использование инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономичного расхода материалов.
В процессе работы дети научились проявлять настойчивость, аккуратность, умение сосредоточенно работать и доводить работу до конца, контролируя себя.
У детей сформировались представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношении в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг к другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественные полезные мотивы собственно трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения.
Думаю, что дети пронесут через свою жизнь те качества, которые у них сформировались.
Все мы знаем пословицы о труде. И сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю немного поиграть. Я буду называть начало пословицы, а вы должны продолжить.
- Меньше слов, а……больше дела.
- Глаза страшатся, а…..ручки делают.
- Хочешь жить -…..умей вертеться.
- Что посеешь, …..то и пожнешь.
- Терпение и труд- ….все перетрут.
- Поспешишь, …..людей насмешишь.
- Семь раз отмерь-……..один отрежь.
- Землю красит солнце, а…..человека труд.
- Скучен день до вечера, ……коли делать нечего.
- Пошло дело на лад,……сам ему рад.
- Кончил дело- гуляй смело.
В конце выступления я хочу закончить изречением Василия Александровича Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателей, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме " Нетрадиционное рисование как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста любви к малой Родине"
Днаанй материал поможет педагогам работать в данном направлении.Удачи!...
Обобщение опыта работы « Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, св...
Презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)
Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста....
Мой город, моя страна, моя планета. Из опыта работы по наравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Духовно - нравственное патриотическое воспитание дошкольников - одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками. Предлагаю вашему вниманию материал по нравственно - патриотическому воспитанию ст...
Сообщение из опыта работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Практическая значимость, теоретическое обоснование, личный вклад...