Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций
статья

Илюхина Татьяна Германовна

"Главный смысл и цель семейной жизни- воспитание детей. Главная школа воспитания детей- это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери"  В.А. Сухомлинский.

В этой статье говорится о необходимости поддержки родителей в условиях дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilyuhina_t.g._2.docx14.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Автор: Илюхина Татьяна Германовна Рубрика: Педагогика Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г. Дата публикации: 27.04.2017

Каждый народ имеет свои традиции, обряды и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Важную роль семейные традиции играют для всех сфер человеческой жизни: передача достижений рода, знаний, жизненного опыта. В современном мире, где реформы и многочисленные изменения затрагивают практически все сферы общества, семья как главный социальный институт для ребенка остается фундаментом, формирующим его личность. Все чаще нам приходится сталкиваться с таким понятием, прочно вошедшим в наше обиход, как «семейное неблагополучие». У этого понятия много определений, но ключевым является то, что в этих семьях игнорируются основные семейные функции, присутствуют явные и скрытые дефекты воспитания. Дошкольный возраст — время важных изменений и формирований в становлении личности. Ребенок для принятия решений и собственных выводов руководствуется наблюдениями за значимыми взрослыми, то есть за членами своей семьи. Родители — как ориентир, пример для подражания. Именно в семье усваиваются, формируются морально-нравственные ценности, духовный базис. Мировоззрение, сформированное в семье, дает возможность ребенку принимать автоматизированные решения. Будут ли они правильными или нет, зависит от того, что заложили родители. В условиях современного кризиса института семьи функцию взаимодействия с семьями, направленную на повышение педагогической культуры родителей, формирование семейных традиций, профилактику семейного неблагополучия, могут взять на себя дошкольные образовательные организации. Являясь значимым социально-функциональным механизмом интеграции современной семьи, традиции имеют огромное значение для общества в целом. Институт семьи и родительства претерпевает изменения, но традиции, трансформировавшись, сохраняют свою функцию как стабилизирующий фактор в современном мире. Семейные традиции и консервативны, и способны к развитию и изменениям одновременно. Несмотря на возрождение в обществе интереса к семейным традициям, нельзя не отметить общие тенденции отношения к институту семьи и родительства в целом. Проведенный по специально разработанной анкете опрос «Отношения к семейным традициям в современном обществе», в котором приняли участие свыше 250 респондентов, показал: в современном мире прослеживается устойчивая неблагоприятная тенденция — для личностной реализации, экономической самостоятельности, воспроизводства потомства необязательно вступать в брак. Уравниваются женская и мужская функция, в связи с этим у подрастающего поколения размыто поло-ролевое поведение. Для того чтобы вести совместное хозяйство, выжить и сохраниться как род, теперь нет необходимости проживать вместе. Мы можем говорить о том, что брак в современном мире рассматривается как взаимовыгодное сожительство или как форма сотрудничества. Таким образом, рассматривать подобный брак как фундамент общества нельзя.  Еще в свое время И. А. Ильин писал о том, что человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, — целый остров духовной жизни. Если семья этому не соответствует, она обречена на распад и разложение. С достаточной наглядностью история это показала и подтвердила: исчезновения народов и великие крушения возникают из духовно-религиозных кризисов, которые находят свое отражение в разложении семьи. Потеря исторической преемственности с прошлым, разрушение межпоколенческих связей влияет на понимание процесса воспитания ребенка. Не задаваясь вопросами собственного телесного и духовного воспитания, родители не могут передать духовно-нравственные ценности следующему поколению. Результаты опроса показывают, что существуют противоречия и неблагоприятные тенденции в виде кризиса института семьи и родительства, являющиеся лишь отражением нерешенных в свое время проблем, с которыми общество не справилось. В современном мире идет разрушение связей между поколениями, потеря исторической преемственности. Подрастающему поколению не передаются семейные традиции, утратилось понимание воспитания ребенка как целостного процесса. Иерархичный уклад традиционного русского общества позволял подрастающему поколению учиться выстраивать свою жизнь с учетом действий других людей. В условиях нуклеарной семьи такой возможности у современных детей нет. Семья — основной фактор надежности и стабильности для социума. Роль государства, образовательных организаций для формирования осмысленного отношения родительства, духовного и нравственного становления и обогащения семьи неоценима. Учитывая важность и сензитивность детей дошкольного возраста, можно говорить о необходимости поддержки родителей в условиях дошкольных образовательных организаций. Нам представляется необходимым усиление государственной политики, направленной на поддержку семьи, профилактику семейного неблагополучия в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций. Усилия должны быть направлены на популяризацию семейных ценностей, уклада, традиций, обычаев, осознанного воспитания детей. На наш взгляд, необходимо способствовать, поддерживать инициативы, направленные на ознакомление с укладом и культурой традиционной семьи, формирование культуры семейных отношений, создание условий для укрепления семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций. Возможно, именно сегодня слова Василия Александровича Сухомлинского прозвучат еще более актуально: «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Проект «Создание условий в дошкольной образовательной организации по формированию основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста» («Профессии нашей страны»)

    Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представленной в виде целевых ориентиров ...

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...

Особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в условиях современной дошкольной образовательной организации

Аннотация: в данной статье раскрыты особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в образовательных организациях, познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средст...

Технология управленческой деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации дошкольной образовательной организации

Основные задачи модернизации•повышение качества дошкольного образования•повышение профессионализма работников образования•распределения ответственности и повышения роли всех участников ...