план по региональному компоненту в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Гатина Равиля Фанисовна

перечень мероприятий с детьми подготовительной группы по ознакомлению с региональным компонентом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reg.komp_.podg_.gr_.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный комплексно-тематический план по региональному компоненту.

Подготовительная группа

Тема

Период подготовки

Развернутое содержание работы по подготовке

Формы организации образовательного процесса                                

Интеграция областей

Варианты готовых мероприятий

«Моя Республика – Башкортос-тан»

1 – 15 октября

Знакомить с названием республики, ее историей, столицей, достопримечательностями, ближайшими соседями – городами и селами.

Знакомить с географическим положением,  народами, населяющими РБ.

Знакомить с ландшафтом РБ, озерами, реками, горами, пещерами, полезными ископаемыми РБ.

Знакомить с Красной книгой РБ.

Знакомить с государственными символами – гербом, флагом, гимном Республики, гербами г.г. Уфа, Салават, Нефтекамск, Агидель  и др.

Знакомить с президентом РБ.

Знакомить с природой республики – животными, птицами, растениями, заповедниками, заказниками.

Знакомить с жилищем башкирского народа, предметами быта, традициями гостеприимства.

Знакомить с башкирским костюмом, музыкальными инструментами, играми и праздниками, национальными блюдами.  

Знакомить с башкирским декоративно-прикладным искусством,  произведениями художественной литературы.

Знакомить с национальным героем башкирского народа – Салаватом Юлаевым.

Знакомить с башкирскими композиторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами.

Знакомить со знаменитыми людьми родного края.

Познакомить с ролью человека в охране природы родного края.

1.Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайд-шоу.

2. Беседы о республике, государственной символике, географическом положении, истории и культуре народов, проживающих на территории Башкортостана.

3. Экскурсия  в городской исторический музей, библиотеку.

4. Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим).

5. Коммуникация ( развитие речи), составление рассказов по картине, из личного опыта.

6. Продуктивная деятельность(рисование, лепка, аппликация).

7. Чтение, рассказывание, заучивание произведений художественной литературы.

8. Дидактические игры.

9. Сюжетно-ролевые игры.

10. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

11. Строительные игры.

12. Подвижные игры.

13. Индивидуальная работа.

14. Исследовательский проект

 «Моя улица».

15. Конкурс рисунков «Мой край родной - Башкортостан».

16.Посещение концертов с участием артистов Башкирской Государственной филармонии.

17. Слушание  музыки и исполнение песен башкирских композиторов, национальной музыки народов Башкортостана.

18. День национального костюма.

19. Самостоятельная творческая деятельность.

1. Познание.

2. Коммуникация.

3.Социализация.

4  Безопасность

5. Художественное творчество.

6. Чтение художественной литературы.

7. Физическая культура.

8. Труд.

9. Музыка.

10. Здоровье.

Праздник «День Республики»

«Мои права»

15 ноября –

1 декабря

Знакомить с основным документом по правам ребенка «Конвенцией о правах ребенка».

Знакомить с основными правами ребенка: на имя, семью, жизнь, образование, любовь и заботу и др.

Знакомить с обязанностями человека.

Формировать представление о том, что права человека также защищает Конституция.

1.Рассматривание иллюстраций «Права ребенка».

2. Беседа о том, какие права имеет ребенок.

3. Беседа о том, что наряду с правами у каждого человека есть определенные обязанности: убирать на место игрушки после игры, заботиться о своем здоровье, вежливо разговаривать со взрослыми и сверстниками и пр.

4. Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим).

5. Коммуникация (развитие речи).

6. Продуктивная деятельность(рисование, ручной труд).

7. Чтение, рассказывание, заучивание произведений художественной литературы.

8. Слушание и разучивание музыкальных произведений.

9. Дидактические игры.

10. Сюжетно-ролевые игры.

11. Игры-драматизации.

12. Индивидуальная работа.

13. Познавательный проект «Мои права»

1. Познание.

2. Коммуникация.

3.Социализация.

4  Безопасность

5. Художественное творчество.

6. Чтение художественной литературы.

7. Труд.

8. Музыка.

Презентация познавательного проекта «Мои права».

Выставка детского творчества.

«Народная культура и традиции»

10 – 31 марта

Знакомить детей с народными традициями и обычаями.

Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов Башкортостана, России.

Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками.

Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.

Продолжать знакомить детей с башкирскими песнями, танцами, музыкальными инструментами.

Знакомить с национальными праздниками.

1. Беседы с детьми.

2.   Игры и беседы в национальном уголке группы.

3. Слушание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения.

4. Рассматривание  иллюстраций книг, журналов.  

5.Чтение, рассказывание, заучивание произведений устного народного творчества.

6. Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим).

7. Коммуникация (развитие речи).

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

9. Дидактические игры.

10. Сюжетно-ролевые игры.

11. Подвижные игры.

12. Индивидуальная работа.

13. Изготовление предметов быта, народного декоративно-прикладного искусства для уголка национальной культуры в группе.

14. Познавательный проект «Башкирское пчеловодство»

15. Самостоятельная творческая деятельность.

1. Познание.

2. Коммуникация.

3. Социализация.

4. Чтение художественной       литературы.  

5. Художественное творчество.

6.Труд.  

7. Музыка.

8. Физическая культура.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Презентация познавательного проекта «Башкирское пчеловодство»

«Мой город, моя страна, моя планета»

10 –15 мая

Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.

Рассказывать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

1. Исследовательский проект «Моя улица».

2. Познавательно-исследовательская деятельность(ознакомление с окружающим).

3. Коммуникация (развитие речи).

4. Конкурс семейных стенгазет «Широка страна моя родная!».

5. Продуктивная деятельность(рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

6. Чтение, рассказывание, заучивание произведений художественной литературы.

7. Дидактические игры.

8. Сюжетно-ролевые игры.

9. Индивидуальная работа.

10. Самост. творческая деят-сть

1. Здоровье.

2. Познание.

3. Безопасность.

4. Коммуникация

5. Социализация

6. Чтение художественной       литературы  

7. Художественное творчество

8.Труд.  

9. Музыка.

10. Физическая культура.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Развлечение, посвященное празднованию дню города. Выставка детского творчества.

Мониторинг освоения программы по региональному компоненту.

Критерии оценки уровня знаний, умений, навыков детей.

Высокий уровень: представления сформированы, ребенок дает точные, правильные ответы, полученные знания использует в самостоятельной деятельности.

Средний уровень: представления ребенка нечеткие, сформированы недостаточно, ребенок допускает неточности, отвечает по наводящим вопросам взрослого, полученные знания использует не всегда.

Низкий уровень: представления не сформированы, ответы ребенка неправильные, он не проявляет интерес к изучению, не принимает участия в мероприятиях.

Вопросы для обследования детей старшего дошкольного возраста.

  1. В какой республике мы живем? Почему она так называется? Знаешь ли ты легенду о башкирах?
  2. Какие еще народы живут в Башкортостане?
  3. Какие государственные символы Республики Башкортостан ты знаешь? Почему они нужны?
  4. Какие цвета на флаге Башкортостана (России)? Что они обозначают? Где их можно увидеть?
  5. Опиши герб Башкортостана (России).
  6. Узнай гимн РБ, России (по магнитофонной записи). Что делают люди, когда слушают государственный гимн?
  7. Что нарисовано на гербе г. Агидель? Почему?
  8. Какой город является столицей РБ? Назови достопримечательности г. Уфы. Какие театры, музеи, памятники, учебные заведения г. Уфы вы знаете?
  9. Какие города республики ты еще знаешь? В Агидели живут агидельцы, в  Бирске живут биряне, в Уфе – уфимцы, а кто живет в г. Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском? Покажи на карте г.Агидель, г. Уфу.
  10. Назови республики, соседствующие с РБ.
  11. Назови летнее жилище древних башкир. Почему строили такие дома, чем они были удобны?
  12. Чем занимались раньше башкиры – мужчины, женщины? Какие у них были орудия труда?
  13. Назови элементы мужской  (женской) башкирской, татарской, русской, марийской национальной одежды.
  14. Выбери башкирские (русские, татарские, марийские, чувашские) мужские и женские головные уборы.
  15. Какие блюда русской, башкирской, татарский, марийской кухни ты знаешь?
  16. Какие ты знаешь народные обычаи, которые выражают уважение к взрослым, показывают признаки гостеприимства?
  17. Какие народные праздники ты знаешь? Проводите ли вы их в детском саду, селе, городе?
  18. Назови сказки русского, башкирского, татарского, марийского народов. Какие народные игры ты знаешь?
  19. Узнай по звучанию музыкальные инструменты народов Башкортостана.
  20. Назови башкирские (русские, марийские) имена и фамилии.
  21. Назови башкирские и русские названия рек, озер, гор, пещер (Ак Идель – Белая река, Дим – р. Дема, Шульган-таш – Капова пещера).
  22. Какие башкирские (русские, татарские, марийские) узоры ты знаешь? Назови и нарисуй их.
  23. Каких художников, скульпторов, композиторов РБ ты знаешь?
  24. Назови известных писателей, поэтов РБ, их произведения.
  25. Каких известных людей Башкортостана, Агидели ты знаешь? Как они прославили себя, наш край? Есть ли города, села, улицы, названные их именами? Перечисли, какие памятники им воздвигнуты?
  26. Чем богата наша республика?
  27. Что ты знаешь о полезных водных источниках? Какие крупные реки и озера Башкортостана ты знаешь?
  28. Что тебе известно о горах и пещерах Башкортостана?
  29. Почему «Красная книга» так называется? Какова ее главная цель?
  30. Назови лечебные травы. При каких болезнях их можно использовать?

Диагностическая карта по ознакомлению детей старшего возраста с историей и культурой родного края

№ п/п

Ф.И. ребенка

Теоретические знания

Практические умения

С чего начинается Родина

Символика г. Агидель, г. Уфы, РБ (флаг, герб, гимн, президент)

Столица РБ г. Уфа (театры, музеи, памятники, учебные заведения)

Соседние республики

Прошлое башкирского нарда

Быт и основные занятия башкир, костюм, блюда, предметы быта

Традиции и обычаи, праздники, фольклор, игры, муз.инструменты

Декоративно-прикладное искусство

Знаменитые  люди РБ (лауреаты, герои, писатели, поэты, художники и т.д.)

Природа и экология РБ, полезные ископаемые и отрасли хозяйства

Использование фольклора в речи

Использование знаний в игровой деятельности

Продуктивные виды деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по региональному компоненту в подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

план работы по региональному компоненту Республики Башкортостан....

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Этот материал можно использовать для планирования образовательной деятельности в старшей группе...

Перспективный план по региональному компоненту в средней группе

Знакомство детей с родной культурой начинается с детского сада. Не зря говорят,- " Кто не помнит истории, тот не сможет построить будущее". предлагаю Вашему вниманию перспективный план по региональном...

Перспективный план по региональному компоненту в подготовительной группе.

Ознакомление детей подготовительной группы с родным краем...

Перспективно - тематический план по национально - региональному компоненту в подготовительной группе детского сада

Перспективно - тематический план по национально - региональному компоненту в подготовительной группе детского сада...