Консультация для педагогов: «Национально – региональный компонент в учебно – воспитательном процессе». Тема: Распределение программного материала по ФГОС.
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Политические события в современном мире заставляют задуматься об особой значимости роли воспитания подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою Родину. Актуальность регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых лет . Реализация регионального компонента направлена на достижение основной цели: Воспитание любви к Родине.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: воспитывать эмоционально положительное отношение к тому месту, где родился и живет ребенок; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни. знакомить детей с особенностями и традициями родной страны, города и края; заложить основы национальной гордости и национального самосознания.
Очень важно заложить нравственный фундамент в детях, который сделает их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Контингент детей, воспитывающихся в Доме ребенка, ограничивается диапазоном от рождения до старшей дошкольной возрастной категории. Важными условиями в реализации регионального компонента являются понятность и доступность образовательного материала, яркость и эмоциональность подачи. Реализация задач регионального компонента гармонично вписывается в доминирующие цели базовой образовательной программы.
В младенческом и первом раннем возрасте (до 2-х лет) идет процесс формирования целостной картины мира. Понимание происходящего у детей ограничено. Происходит интенсивное ознакомление с окружающим миром через восприятие . Поэтому в соответствии с базовой образовательной программой в работе с детьми важно широко использовать все виды фольклора ( потешки , заклички , сказки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. Большое место в приобщении к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Во втором раннем возрастном диапазоне (2-3 –х лет) в соответствии с базовой программой, образовательная работа по региональному компоненту проводится с опорой на лексические темы: “Мой город (знакомство с объектами города, городскими профессиями, городским транспортом”, “Животные и растения края", "Русское народное творчество (устное и прикладное )”. В младшем возрасте (3-4 года) углубляются и обогащаются знания детей по вышеперечисленным темам.
В нашем регионе до освоения нефтяных недр проживали народы Ханты и Манси, которые были вытеснены, по мере строительства городов, в таежные леса. Важно знакомить детей с самобытным укладом их жизни, закладывая зерно любви и уважения к малочисленным народностям нашего края. В младшем возрасте детям недоступно освоение подробных глубоких знаний об укладе их быта, поэтому основной задачей является первоначальное знакомство с некоторыми наиболее яркими и значимыми особенностями жизни.
Содержание регионального компонента реализуется с учетом ФГОС ДО, требований образовательной программы, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей через образовательные области «Познавательное и речевое развитие» (что включает в себя организованную образовательную деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, дидактические игры).
Также в образовательной деятельности используются лэпбуки, папки - передвижки и художественная литература по региональному компоненту.
Интегративная связь через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие» (это организация сюжетно-ролевых игр, воспитание любви и уважения к окружающим людям в течение дня в различных режимных моментах ).
«Физическое развитие» (подвижные и хороводные игры с национальным колоритом ).
«Художественно-эстетическое развитие» (проведение развлечений с русским национальным колоритом, театрализация русских народных сказок, продуктивные виды деятельности)
Использование нетрадиционных методов продуктивной деятельности: рисование цветной солью и различными крупами.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины . Воспитательно-образовательная цель работы по региональному компоненту заключается в стратегии развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту. Дети - будущее нашей страны. Если мы хотим воспитать здоровое в морально - нравственном направлении поколение, нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям и культуре.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...
Консультация на тему: "Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"
В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укреплени...
Консультация для педагогов "Реализация регионального компонента дошкольного образования в старшей группе"
Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....
Годовой план - график распределения программного материала для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год.
Годовой план - график распределения программного материаладля детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год. Задачи:Формирова...
Консультация для педагогов «Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в средней группе»
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, ...
Консультация для педагогов "Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников"
В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно – нравственном...