Консультация для педагогов «Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в средней группе»
консультация (средняя группа)
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №219» Общеразвивающего вида.
(МБДОУ «Детский сад №219»)
Консультация для педагогов
«Использование регионального компонента
в воспитательно-образовательном процессе
в средней группе»
Дата проведения: 11.10.2022г.
Воспитатель: Вареник Е.С.
Барнаул 2022
Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Малая Родина. У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет
очень многое, если не сказать — всё.
Тренинг на создание образа «Родина»
Давайте вместе с вами попробуем сейчас создать образ Родины.
- Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «Родина» (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д)
- У каждого из вас возник свой образ, у кого – то они похожи, у кого –то нет. Давайте выведем своё определение слова «Родина», исходя из наших образов.
- Давайте подберём родственные слова к слову «Родина».
(Родина, род, народ, родители, природа)
Можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. Это родовое место мы называем малой Родиной.
Слово «Родина» у каждого человека связано с представлением о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть маленькая деревенька или посёлок, город, где родился или окружающая природа с её неповторимой красотой. Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Сейчас очень часто дети имеют общие представления о своей России, могут назвать Президента страны, рассказать о флаге, гербе и не знать таких простых вещей, как название своей улицы, заслуженных людей, живущих в городе или селе, истории своей малой Родины, своего края.
Национально-региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна. Ведь именно дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной педагогики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.
Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально- регионального компонента, ведется по нескольким направлениям.
Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, народные сказки и игры.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении начинается с краеведческого уголка.
Так что же такое региональный компонент?
Региональный компонент - это часть содержания предметов
базисного плана, включающих материалы о регионе.
Национально-региональный компонент – это:
- родная природа;
- культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции;
- язык;
- обряды;
- фольклор, народные игры и др.
Проблемы современного общества
- Утрата культурных ценностей и наследия своего народа.
- Равнодушное отношение к опыту прошлых поколений, неразвитость чувств детей, эмоциональная глухота и бездуховность.
- Угасание патриотизма, нравственности у молодого поколения.
Нормативно-правовая база
Обоснование важности, актуальности заявленной темы прослеживается в ряде законодательных документов. Особенно хотелось бы остановиться на ФЗ «Об образовании в РФ», где прописаны принципы государственной политики в сфере образования, это:
- принципы гражданственности, патриотизма, (ст.3, п.1, подп.3);
- защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст.3,п.1,подп.4).
А принципы дошкольного образования, прописанные ФГОС, это:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; (1.4, п.6)
- учет этнокультурной ситуации развития детей.(1.4, п.9)
«Конвенция о правах ребенка»:
статья 29
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
Стандарт направлен на решение следующих задач:
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:
- Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.
- Познакомить детей с особенностями и традициями Алтайского края.
- Формировать представления о городе Барнаул: его истории, улицах, о профессиях людей, живущих в нашем городе.
- Познакомить с именами знаменитых земляков.
- Сформировать знания о живой и неживой природе Алтайского края.
- Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
Работа в детском саду по региональному компоненту должна проводиться по нескольким направлениям - в этот процесс должны быть включены и дети, и педагоги, родители.
В рамках работы с кадрами могут быть организованы различные формы повышения квалификации педагогов:
- педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства;
- мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо семьи» и т. д.
Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент должен реализовываться в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе способствует перспективно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как: «День города», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной культурой. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, по теме «День театра» драматизируются детьми и педагогами народные сказки.
Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Например, планируя работу по образовательным областям:
«Физическая культура» - инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомит детей с достижениями спортсменов нашего края.
«Познавательное развитие» - знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создание выставку фотографий «Достопримечательности города».
Речевое развитие – беседы («Я в семье», «Знаменитые имена в мире, стране, крае», знакомим с особенностями русского народного творчества и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).
«Чтение детям художественной литературы» - это чтение художественной литературы, изучение устного народного творчества, сказки писателей и поэтов России. Создание картотеки писателей и композиторов края, книжки - малышки «Наряды разных народов», «Национальные праздники».
«Художественно – эстетическое развитие» - музыкальные руководители разучивают с детьми национальные песни, танцы, знакомят с народными инструментами, помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.
На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской посуды и утвари, овладевают умениями рисования различных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви.
«Социально – коммуникативное развитие» - знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении нашего края и города на карте России, достопримечательностями, Символикой России и города - герб, гимн, флаг.
Семья является главным источником народных традиций.
Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:
- родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»);
-консультации для родителей («Русские народные традиции в воспитании детей», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная»);
Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего, то, что созданная единая система:
- дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;
- позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;
- дает возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе
Циклограмма календарного планирования, содержащая различные формы работы с детьми на целый день, в течение недели...
Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Использование здоровьесберегающих технологий в ...
ПУБЛИКАЦИЯ В СИПКРО НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Публикация на региональный форум педагогов "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...
Конкурс. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: 1....
Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
мастер-класс...
Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» с презентацией
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на своем мастер-классе «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ». (Слайд 2)Целью...
Семинар-практикум для педагогов "Использование ИКТ-технологий в воспитательно-образовательном процессе"
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....