Консультация для педагогов "Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников"
учебно-методический материал

В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития  уникальных  духовных  национальных  традиций и начал  русской  жизни в духовно – нравственном, культурном, патриотическом  воспитании  подрастающего поколения. 

Изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края выражается в следующем:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах Республики;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников

В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно – нравственном, культурном, патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Через приобщение к национальным истокам, мудрому и выразительному народному творчеству, изумительным русским сказкам, великой русской словесности, родным мелодиям, отечественной классике, славной истории родного края, России, красоте и искусности народного мастерства, неповторимому своеобразию декоративно – прикладного творчества возможно сохранение национального суверенитета России, национального достоинства и восстановления духовно-нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.

Таким образом, возрождение самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры - важнейшая цель современного общества, образования в России.

Определяющим направлением современного образования должно стать гуманитарное образование личности: обучение русскому языку, русской литературе, русскому искусству, отечественной истории, призванным обеспечить подъем духовности, нравственности, культуры в целом – как основы развития национального самосознания.

Духовно – национальные начала должны лечь в основу воспитания в образовательных учреждениях. Это – воспитание отзывчивости, доброты, патриотизма, бережного отношения к природным и культурным ценностям своей Родины.

«У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, и каждый народ должен питать собственные свои силы , чтобы вырастало сердце русского человека своими лучшими качествами , достоинством, теплотой, добродушием , глубиной чувств, задушевностью в отношениях, силой и стойкостью русского характера, мудростью народной , полной уважения и любви к своему народу, «Отечеству», - писал К.Д. Ушинский.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.

Важно также выделить все лучшие и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшней жизни.

Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностями культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - вот задачи, стоящие перед воспитателем.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Не допустить такого безразличия среди наших детей - одна из задач системы дошкольного образования. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами активные участники, где широко применяется наглядность.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение, для дошкольников является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, хороводы и др. )

Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Народные игры и праздники учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

В русской традиции воспитания гармонично сочетались глубокая нравственность с воспитанием существенных личностных качеств, целесообразное соотношение игры и труда, серьезное приобщение к народному ремеслу и целомудренная и ненавязчивая подготовка из мальчиков - мужчин – защитников, из девочек – женщин – матерей.

Народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

Изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края выражается в следующем:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах Республики;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы можно повторять в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Если наши дети не забудут уроков прошлого, если будут любить землю, на которой живут, сумеют сохранить все культурные ценности, то Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Региональный компонент в физическом воспитании дошкольников

Региональный компонент в физ.воспитании в доу...

Региональный компонент в физическом воспитании дошкольников

О региональном компоненте в физическом воспитании дошкольников...

Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников

Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной  и культурной среде, в то же самое  время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народо...

"Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"

международный научно-методический журнал "Образование и воспитание" №1 февраль 2022 г....