«В стране песочных игр»
статья

Данилова Любовь Петровна

Игра - важнейшая самостоятельная деятельность жизни ребенка, которая имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_strane_pesochnyh_igr.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

«В стране песочных игр»

Подготовила Данилова Любовь Петровна

                                                   воспитатель МДОУ «Детский сад п. Пробуждение»

                                  Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Самая лучшая игрушка.

Для детей – кучка песка».

К. Д. Ушинский.

        Игра  - важнейшая самостоятельная деятельность  жизни  ребенка, которая имеет большое значение для  его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования коллектива.

        Есть такая игра, которой забавлялись все поколения рода человеческого, потому что это доступно, просто, объемно, она способна передавать разнообразие природы, множество форм, дает возможность строить свой личностный мир, ощущать себя творцом-это игра с песком.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.

        Дети  с ОНР отличаются определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности.  Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний

 из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений, поэтому техника с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что  становится особенно значимо при наличии нарушений речи.  Игры с песком  незаменимый метод в работе с речевыми нарушениями у дошкольников, развитию  мелкой моторики рук.  Также песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми участками мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.  Тактильная  форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Сегодня многие детские сады имеют специальные групповые песочницы, которые используют не только в свободной деятельности, но и на занятиях, используя  различные игры и упражнения: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращая  занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в  постройках из песка. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью при помощи песочной терапии. В процессе игры важно проговаривать все действия, просить детей повторить ваши слова, обращаться к ним с вопросами. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.  

        Игры  с песком  позитивно влияют на эмоциональное состояние детей,  развивают фантазию, снимают детскую раздражительность, агрессивность,  и при этом и являются прекрасных средством для развития и саморазвития.  

        Одним из самых необычных способов творческой деятельности считается рисование песком на стекле. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает пространственные и временные понятия. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны.  Предлагая поиграть в игру “Город волшебных букв”, рассказать о том, что у  нас чувствительные руки и гибкие пальцы. Мы уже много построили из песка. Теперь зная   звуки самое время научиться самим,  создавать буквы - лепить их и... писать,  создавая слоги и читая слова. Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: “Я-вылеплю букву, а ты - выкопай ее”. Или: “Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Ю...”

  С помощью построений на песке  развивается наглядно-образное мышление, восприятие и память.  Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.  

Дети очень любят  путешествовать, предложить им побывать в разных уголках нашей планеты. Это могут быть познавательные темы:

  • Игры на знакомство с окружающим миром
  • Географические игры
  • Фантастические игры
  •  Исторические игры
  • Игры-экскурсии по городу

 Дети  с проблемами развития надолго запоминают материал, проигранный в подобных играх.

         Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит  дольше сохранить работоспособность ребенка, когда мы используем  педагогические приёмы: сюрпризные моменты, познавательные беседы, игры, проблемные ситуации, стихотворные “разминки”. 

        Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент, умение нормально общаться.

 Песок раскроет  много своих секретов, с помощью которых  можно творить чудеса.

Литература

 Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. СПб: «Детство-Пресс», 2002.

 Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Проект «Путешествие в  песочную страну»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста»)...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми ви...

Проект : «Волшебная песочная страна.Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»

В основе данного проекта лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка....