Самообразование
учебно-методический материал (младшая, старшая группа)
Тема самообразования Адаптация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ | 212 КБ |
консультация для родителей по адаптации | 20.03 КБ |
Самообразование 2024-2025 | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Бердникова О.М.
2017 г.
Оглавление
Введение________________________________________________________3
1. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению._____________________________________4
2. Использование игр в адаптационный период._______________________8
Литература______________________________________________________10
Приложение_____________________________________________________11
Введение
Адаптация - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым для него условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? Такие проблемы стоят перед родителями и воспитателями, принимающими в свою группу новичков. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.
Установлено, что в раннем возрасте адаптация происходит дольше и труднее, часто сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода), и его дальнейшее развитие.
В адаптационный период особенно важно создать атмосферу доброжелательных взаимоотношений, обогащающих чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмоциональный комфорт.
Учитывая, что в адаптационный период ребенка в ДОУ общение с взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития, в своей практике мы старались обогатить положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии.
- Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Опираясь на требования программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, я поставила перед собой задачи: способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально - положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представление об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения; помочь нашим детям в адаптационный период разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и окружающими; раскрыть детям мир чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний человека, воспитывать добрые чувства к животным и растениям.
Основными структурными единицами целенаправленной и систематической работы по реализации этих задач являются:
целостная и мотивирующая деятельность как основа всей жизни ребенка в детском саду («Утреннее приветствие», «Давайте познакомимся», др.).
Насыщение эмоциональным и нравственным содержанием игр и занятий по другим разделам программы (занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес», «В гостях у зайки») игры с элементами театрализованной деятельности «Пошел котик на Торжок», «Репка».
Работа с семьей по выработке единых подходов к проблеме
обеспечения эмоционального благополучия детей и навыков личностно -
ориентированного общения, построение отношений.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты и внимания в группе.
Для своей педагогической практики отобрала ряд доступных и эффективных методик, но в качестве основного метода педагогической оценки эмоционального благополучия детей в группе использую наблюдение. Я вижу ребенка каждый день, имею возможность наблюдать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах, режимных моментах, в организационной деятельности и свободной, игре в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками. Кроме того, наблюдение происходит в соответствии с распорядком жизни детей в группе и не предполагает создания каких-либо специальных экспериментальных ситуаций. Я имею возможность наблюдать жизнедеятельность ребенка в любой момент адаптационного периода.
При проведении наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности (игра, манипулирование с предметами, самообслуживание) опиралась на следующие показатели:
- эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка);
- характер деятельности (подражание, игровые действия);
- отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное); особенности речи, содержание потребности в общении.
В адаптационном периоде эмоциональное благополучие детей раннего дошкольного возраста в целом зависит от развития его личности и в большей степени определяется его отношениями со сверстниками и взрослыми. В минуты вечернего времени, в индивидуальной работе интересуюсь, как ребенок чувствует себя дома, в семье.
Я провожу игры, направленные на сближение детей друг с другом: «Найди друга», «Мой друг, кто ты? », «Давайте познакомимся», «Приходи ко мне в гости, я буду угощать». В цикл занятий с детьми включаю также игры на познавательное развитие, релаксационные упражнения, пальчиковая и
дыхательная гимнастики, игры с крупами, водой и песком.
Создавая у ребенка положительное отношение к различным видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечиваю решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряю и облегчаю протекание адаптационного процесса.
Работая по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, я стараюсь создать условия для охраны и укрепления здоровья детей. В результате я стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде детского сада на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Важно отметить, что процесс адаптации управляем.
Я стараюсь, чтобы детский сад стал для ребенка местом, где ему уютно, хорошо, весело: для этого создаю спокойную обстановку, веду индивидуальную работу с каждым ребенком, проявляю доверие, любовь и
уважение.
На основании работы в группе раннего возраста, я пришла к выводу, что, если ребенок чувствует доброжелательное отношение взрослого, который рядом, процесс адаптации протекает успешнее. Известно, что в раннем возрасте малыш больше реагирует на невербальные сигналы. Как же передать свое позитивное внимание, дать почувствовать, что он любим и защищен в незнакомой для него ситуации? Конечно же, в этом помогут ласковый взгляд, прикосновение. Но все это, на мой взгляд, должно быть облечено в игровую форму, так как позволяет одновременно и успокоить, и заинтересовать малыша, отвлечь его от мыслей о маме, о доме, хотя бы на короткий срок.
Именно поэтому, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. У детей раннего возраста в период адаптации наибольшую роль играет уровень их социализации в коллективе, в частности наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками.
Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры, С ней связанно возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих. Игра- это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.
Неоценимую услугу оказывает мне в этом включение в педагогический процесс с детьми раннего дошкольного возраста коммуникативных игр.
Поэтому я решила использовать коммуникативную игру, как средство, облегчающее привыкание ребенка к детскому саду.
На мой взгляд, когда малышам одиноко в новой непривычной обстановке, именно игра в «общение» может скрасить первое время пребывания в детском саду («Давайте познакомимся», «Кто в домике живет?», «Чей голосок?»).
Кроме того, привыкание детей к новым условиям жизни я решила облегчить с помощью совместных коммуникативных подвижных игр, которые позволяют позабавить ребят, развеселить их пребывание среди незнакомых людей.
Начала с таких игр, как «Мы скачем по дорожке», «Большие ноги», «Прыгай побыстрей», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Воздушные шары».
Они являются самыми простыми, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.
Затем использовала более сложные для трехлетних ребят игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Куклы пляшут», «Подарки» и другие. Дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушки и активную, привлекательную роль. Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей. Во время игр инициатором была сама, старалась заразить детей своей увлеченностью, весельем.
Так же в своей работе использовала игры забавы: «Разноцветный зонт», «Курочка и цыплята», «Раз грибок, два грибок», «Лошадки», «Спрячемся в домик». Эти игры имеют неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Мне эти игры помогли завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения.
Очень радуют детей совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой. Это прибаутки («Ладушки - ладушки», «Догонялки», игры с пальчиками «Сорока - сорока»).
В игре «Ладушки» я использую имена всех детей; «... маслом поливала, детям давала: Саше два, Маше два, Кате два...» При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, тактильный контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Стеснительным и замкнутым детям эти игры помогают быстрее преодолеть внутренний барьер и пойти на контакт со взрослыми и сверстниками.
Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и специальные игры- занятия. Они могут быть разнообразными по содержанию и направленными не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и на умение общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Для таких игр занятий рекомендую использовать набор сюжетных игрушек; куклы девочки, мальчики и др.
Используя знакомые куклы, в виде инсценировок можно показать, как дети обращаются друг к другу с просьбой, с вопросами к воспитателю, учат, как пригласить сверстника в игру, предложить поиграть своей игрушкой.
Полученные на занятиях знания и представления дети переносят в самостоятельную игровую деятельность, воспроизводят увиденное в игре.
Особенность игр - занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
2.Использование игр в адаптационный период
Для закрепления коммуникативных навыков у детей моей группы, я предлагаю родителям использовать вышеуказанные категории игр дома.
Использование игр на общение, пальчиковых, подвижных игр, игр - забав в адаптационный период убедило меня в правильности выбора. А в дальнейшем это явилось базой для развития сюжетно - ролевой игры, а так же способствовало общению детей друг с другом и налаживанию речевого контакта со взрослым.
Ещё провожу игры, для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. Предлагаемые игры постепенно усложняются.
«Приветствие»
Дети садятся на ковер, вытянув ноги вперед под парашют, и держат его.
Поднимая парашют как можно выше, говорим друг другу «привет», «доброе утро».
«Волны».
Дружно держась за парашют, дети поднимают и опускают его быстрыми, затем медленными движениями, создавая «волны» (чередуем спокойное море и бурные волны.)
«Карусель».
Дружно держась за парашют, дети двигаются по кругу и произносят слова.
«Еле - еле, еле-еле закружились карусели» (дети двигаются медленно).
«А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом» (темп нарастает и переходит в бег).
«Побежали, побежали, побежали, побежали!»
«Тише – тише, не спешите, карусель остановите» (дети постепенно останавливаются).
«Раз – два, раз-два, повернулась детвора!» (берутся другой рукой за
парашют, направление движения меняется).
«Передай другому»
Все дети держатся за парашют (выполнять можно сидя, можно стоя), перебирая ткань руками, пытаемся передать "крыло" другому.
«Зайцы и медведи»
Из парашюта надо сделать «берлогу», набросив его на стулья.
Ребенок (сначала вместе с взрослым) - медведь сидит и дремлет в своей берлоге (под парашютом). Дети – зайцы прыгают вокруг и дразнят его:
Мишка бурый, мишка бурый,
От чего такой ты хмурый?
Медведь, вылезая из берлоги, отвечает (воспитатель):
Я медком не угостился,
Вот на всех и рассердился.
Раз, два, три, четыре, пять – начинаю всех гонять!
На последнем слове медведь ловит зайцев и отводит их в берлогу.
«Дракон кусает свой хвост»
Парашют свернут в жгут. Дети встают друг за другом. Первый ребенок – голова, последний – хвост. Дети держатся за парашют – жгут правой рукой, первый ребенок пытается дотронуться до последнего, а последний старается увернуться.
«Салют»
Дети набирают как можно больше мягких игрушек, либо мячей и кладут их на парашют. Затем берут парашют за края и медленно поднимают и опускают на счет «раз, два, три». После слова «три» бросают вверх. Игра повторяется.
«Дождь и солнце»
Дети садятся на ковер, вытянув ноги вперед под парашют. Взрослый говорит «солнце» или «дождь». Когда светит солнце, все вместе поднимаем парашют как можно выше. Когда идет дождь, ладошками стучим по парашюту.
«Ветерок»
Это просто отдых, завершение игр с парашютом. Предложить детям лечь под парашют лицом вверх. Взрослые поднимают и опускают парашют и
«обдувают» лежащих детей ветерком.
После данных игр провожу пальчиковую гимнастику, упражнения на мышечную релаксацию, мимическую гимнастику, которые способствуют снижению напряжения, формированию состояния релаксации, закреплению положительных эмоций от работы на занятии. Обязательно после каждого занятия хлопаем в ладоши.
Воспитатели также являются активными участниками процесса
повышения адаптационных возможностей детей.
Важно, что играя наравне с детьми, я поддерживаю интерес к игре, эмоционально заряжаю детей весельем, учу культуре проявления эмоций: радостно приветствовать друг друга, улыбаться друг другу, организую совместную, согласованную игру детей, воспитываю потребность и способность к сотрудничеству.
3.Отчет по самообразованию «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОО»
Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к. до поступления в наш детский сад, мне не приходилось работать с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.
Цель: повышение своего теоретического уровня, компетентности по данной теме и профессионального мастерства.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. На протяжении двух лет адаптационный период постоянно являлся предметом моего внимательного и детального изучения.
Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (заболеваемость, сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность, гиперактивность детей и пр., лежат именно в раннем детстве.
Работая с детьми раннего возраста возраста, я пришла к выводу, что только своим душевным участием, терпением, в добром взаимоотношении с родителями можно достичь положительного результата.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
Жердеева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) Изд. 3 Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.
Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие, 2 издание, М., Айрис – пресс, 2006 г.
«Санитарно-эпидемилогическое требование к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ, утвержденные от 15 мая 2013 года №26
Электронные ресурсы: портал maam.ru
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным – это:
-- сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.
-- оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
-- формировать единый стиль воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
-- окружить ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы – это создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
Создание условий для адаптации детей раннего возраста к детскому саду;
Алгоритм работы ДОУ в адаптационный период;
Планирование работы в адаптационный период;
Календарное планирование воспитательно - образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Диагностика степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду;
Работа с родителями.
Повышение личной компетентности в данном вопросе.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• Первичная консультация для родителей по адаптации ребенка к дошкольному учреждению
• Анкета для родителей
• Информация о здоровье вновь пришедших детей
• Адаптационный лист
• Анализ адаптации детей
• Планирование работы в адаптационный период
• Создание комфортных условий для пребывания детей в группе
• Оформление картотек игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждений, релаксационных упражнений
Работая по теме, я разработала планирование с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей раннего возраста.
Также я использовала такие игры как «Ладонь на ладонь», Ласковое имя» и т. д., которые способствуют сближению и доверию к воспитателю, засыпание с любимой игрушкой, пение перед сном, создание положительных установок на предстоящие режимные процессы, подвижные игры, игры на развитие речевой активности, пальчиковые игры, сказкотерапия, музыкотерапия, телесная терапия «Обними меня», беседы о группе, изготовление коллажа «Я в детском саду». В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Семья», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. В период адаптации в группе было проведено наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка, поведением ребенка в момент расставания и встречи с родными, отношением к предметному миру и игрушкам, речевой активностью, двигательной активностью, аппетитом ребенка, взаимодействием со взрослыми, взаимодействием с детьми.
Данные наблюдений фиксировались в индивидуальных листах адаптации.
Для снижения рисков дезадаптпации с детьми работал педагог – психолог по программе А. С. Роньженой «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей:
-- несоответствие режимов (домашнего и группового);
-- несформированность культурно-гигиенических навыков;
-- незнание слов-запретов, помогающие избегать травмирующие ситуации;
-- отсутствие навыков правильного и эффективного общения;
-- неумение занять себя.
Актуальной является задача обучения родителей различным формам поддержки ребенка. Для родителей была предоставлена стендовая и печатная информация (буклеты, памятки, анкетирование родителей, велась просветительская и консультативная работа, проводилось родительское собрание, индивидуальные беседы по итогам дня, где они могли получить рекомендации, которые помогли, быстрее адаптировать их малыша, повышалась педагогическая компетентность родителей.
В ходе реализации программы адаптационного периода решались следующие задачи:
1. Снятие у детей раннего возраста психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.
2. Укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми в период адаптации.
3. Развивать доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми.
Итоги адаптации детей 1 младшей групп «Задоринка».
64% - имеют высокий уровень адаптированности
29% - имеют средний уровень адаптированности
7% - имеет низкий уровень адаптированности
Таким образом, изучая материал по данной теме, мне удалось пополнить свой педагогический опыт и более компетентно и профессионально организовать свою работу, а тесное содружество с родителями в предадаптационный и адаптационный периоды дали положительные результаты в сохранении психического, физического развития и здоровья детей раннего возраста.
План самообразования
«Адаптация детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над самообразованием поможет мне:
- выявить значение народного творчества в воспитании детей
- приобщать детей к русскому фольклору, заинтересовать сюжетами.
- познакомить детей с малыми формами фольклора;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Этапы работы
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной проблеме: 1.Адаптация ребенка к детскому саду. ( Советы педагогам и родителям). 2.А.В.Найбауэр «Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду». Творческий Центр Сфера.
3.Дошкольное воспитание , «Фольклор для маленьких» журнал № 12 1990 год, стр 42. 4.К.Р.Овсепян «Я иду в детский сад» для чтения родителями детям, стр3. 5.Дошкольное воспитание , «Фольклор для маленьких» журнал № 4 1990 год, стр 43 6.Н.Д. Ватутина «Ребенок поступает в детский сад», Пособие для воспитателей доу., Москва Просвещение 1983 год.,стр 30 7.Е.Л. Иванова, Н.А.Гусева «Не хочу в детский сад!», программа для мамы, Санкт-Петербург, 2008 год 8.Е.О.Смирнова «Дети раннего возраста в детском саду» , дистационный курс повышения квалификации, лекции 1-8., Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2010 год. 9.Е.Бурак, С.Полетаева «Потешки и песенки для малышей», Москва, Санкт-Петербург., 2015 год Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Югорское детство», Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
| В течение года |
2. | Практический этап |
|
2.1. | Тема: Использование колыбельных песен, пестушек
Работа с детьми: Использование народного творчества в свободной деятельности, в игре, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми
| Сентябрь
В течение года
|
2.2 | Тема: Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста
Работа с детьми: Разучивание потешек, песенок
Работа с родителями: Консультация «Роль фольклора в развитии детей». | Октябрь
Сентябрь–октябрь |
2.3. | Тема: Сказки в воспитании детей.
Работа с детьми: 1. Применять потешки в режимных моментах. 2. Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок»
Работа с родителями: 1. Создание библиотеки красочных книг с потешками. 2. Консультация «Потешки помогут справиться с детским непослушанием» | Ноябрь
Ноябрь-декабрь
Ноябрь-декабрь
|
2.4. | Тема: Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности детей
Работа с детьми: 1.Чтение русских народных сказок 2.Участие во всероссийских интернет – конкурсах: Работа с родителями: 1.Консультация «С какими книгами можно дружить» 2. Участие во всероссийских интернет – конкурсах: | Декабрь
В течение года
Декабрь
|
2.5. | Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием народного творчества | Январь |
2.6. | Тема: Влияние сказки на психологию ребенка.
Работа с детьми: 1. Дидактическая игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»
Работа с родителями: 1. Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами. 2. Приобрести в группу раскраски по русским сказкам. | Февраль |
2.7. | Тема: Театрализованные игры как средство развития речи детей.
Работа с детьми: 1. Учить детей обыграть знакомые сказки.
Работа с родителями: 1. Пополнить театральный уголок в группе | Март |
2.8. | Тема: «Особенности произведений устного народного творчества, их значение в развитии ребенка-дошкольника | Апрель |
2.9. | Конкурс совместных творческих работ детей и родителей на тему «Моя любимая сказка». | Май |
3. | Список литературы |
Литература
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -
Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 111 с.
2. Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. - 2- е изд. - М.: Линка-пресс, 2000. -
139 с.
З. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
4. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).
-М.: Линка-пресс, 1999. - 72 с.
5. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года
до трех лет: пособие для работников ДОУ и родителей. - М.: АРКТИ,
2000. - 89 с.
6. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,
диагностика, рекомендации/ авт. - сост. Н. В. Соколовская. - Волгоград:
Учитель, 2008.-188 с.
Приложение 1
Коммуникативные игры для детей раннего возраста
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:
- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
- чутко отзываются на любое действие сверстника;
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
В целях развития общения детей взрослый:
- организует совместные игры детей;
- учит доброжелательному общению;
-поощряет повышению внимания к сверстникам, называние по имени, ласковыми словами, и т.п.
Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Игра «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
Игра «У птички болит крылышко»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
Игра «Вместе играем»
Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).
Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
Игра «Кто лучше разбудит»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково.
Игра «Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.
Игра «Листочек падает»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.
Игра «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.
"Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс". После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух - чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
Игра «Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.
Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
Приложение 2
Анализ адаптации
Всего поступивших детей 15
Прогноз адаптации
Готовы к поступлению – 8 человек – 54%
Условно готовы – 4 человека – 26%
Не готовы – 3 человека – 20%
Течение адаптации
Легкая адаптация – 10 человек – 68%
(от 8 до 16 дней)
Адаптация средней тяжести – 4 человека 26%
(до 30 дней)
Адаптация тяжелая – 1 человек – 20%
(свыше 30 дней)
Прогноз адаптации:
- готовы к поступлению – 8 человек – 54%
- условно готовы – 4 человека – 26%
- не готовы – 3 человека – 20%
Начало года
Течение адаптации:
- легкая адаптация – 10 человек – 68%
- средняя адаптация – 4 человека – 26%
- тяжелая адаптация – 1 человек – 6%
Конец года
Приложение 3
Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать детский сад.
- Привести домашний режим в соответствие с режимом группы.
- Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион
питания малыша новые для него блюда.
- Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к ровесникам, оставаться ночевать у
бабушки и т.п.
- По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании.
- Отправлять ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров.
Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет. - Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с
воспитателями группы, куда он скоро придет.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание.
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка
в детский сад.
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
- Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье,
щадить его ослабленную нервную систему.
- Сократить просмотр телевизионных передач.
- Сообщить мед. сестре и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
- Не наказывать ребенка за детские капризы.
Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Приложение 4
Анкета для родителей №1
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И.О. ребенка___________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие
_______________________________________________________________ (указать)
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет
Анкета для родителей №2
Ф.И.О._____________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Домашний адрес, телефон
__________________________________________________________________
Мать:
Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________________________________________
Год рождения___________________________________________________
Образование, специальность, место работы
______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец:
Ф.И.О.___________________________________________________________________________________________________________________________
Год рождения______________________________________________________
Образование, специальность, место работы
______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи (кто проживает ребенком?)
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними?_____________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
К кому из членов семьи ребенок больше привязан?
______________________________________________________________
Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные виды игр и занятий дома?
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие игрушки любит, кто их убирает?
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- с детьми своего возраста да нет
- с детьми старшего возраста да нет
- с незнакомыми взрослыми да нет
- с родными да нет
Каким вы считаете своего ребенка (подчеркните):
спокойным; мало эмоциональным; очень эмоциональным
Что умеет делать ребенок самостоятельно?
______________________________________________________________
Выполнение, каких режимных моментов доставляет вам больше всего трудностей дома? (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление,
Укладывание спать, другое (допишите)
Какой аппетит у вашего малыша? (нужное подчеркнуть) хороший, ест все, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке.
Как Вы его кормите дома? (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
Как засыпает ребенок дома? (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Приложение 5
Наименование проекта: «Идем в детский сад»
Описание проблемы, на решение которой направлен проект:
Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению?
Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи проекта
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Сроки реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года.
Критерии эффективности проекта
1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.
4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.
5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Аннотация
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.
Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.
Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Содержание проекта
- Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
- Цели проекта
- Ожидаемые результаты реализации проекта
- Механизм реализации проекта
- Этапы и содержание проектной деятельности
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап - План образовательной работы с детьми и родителями
- Мониторинг проекта
- Перспективы деятельности к завершению проекта
Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
В нашем детском саду воспитываются часто болеющие острыми респираторными заболеваниями дети, дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалисценции, бронхиальной астмой вне обострения. Здесь много уделяется именно здоровью ребенка. Ведь, к сожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть, иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружение становится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытывает дискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему просто необходима.
В детском саду для комплексного оздоровления детей оборудованы разнообразные помещения: физиотерапевтический кабинет, ингаляционный кабинет, физкультурно-музыкальный зал, который совмещен с залом ЛФК, «волшебная» сауна для развития и оздоровления воспитанников детского сада.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд, наиболее эффективным является выставление информации (папки-передвижки) на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».
Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.
Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:
1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);
2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
3. релаксационные игры (песок, вода) ;
4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
2. постепенное заполнение группы;
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;
6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра) ;
7. протекание адаптации (медицинская сестра).
В нашем учреждении работают группа кратковременного пребывания, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
4. Беседы.
Цели проекта
Для реализации проекта я определила его общую цель:
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Цели проекта конкретизируются решением следующих задач:
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
2. позитивное развитие отношений в детском коллективе;
3. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
4. снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
6. активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
7. формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.
Механизм реализации проекта
Изучив сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация к детскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
План образовательной работы с детьми и родителями
Месяц | План работы с детьми | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ |
|
|
ОКТЯБРЬ |
|
|
НОЯБРЬ |
|
|
Мониторинг проекта
При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 17 детей, средняя степень тяжести у 2 детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
Почему ребенок так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?
1.В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери.
2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери.
3. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании; при этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Кому легко, а кому трудно.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога. Кому адаптироваться легче:
- Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".
- Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Детям, чей режим близок к режиму сада. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Чем могут помочь родители?
Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность. Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
- Познакомьтесь с меню детского сада и введите в рацион питания малыша новые для него блюда,
- Обучите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
- Расширьте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
- Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
- Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему. Дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
- Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
- Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций не является обязательным. Но выполнение их поможет Вашему ребенку безболезненно пройти период адаптации.
Спокойное утро.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Придумайте свой ритуал прощания (поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Типичные ошибки родителей.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
- Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
- Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Помощь нужна еще и родителям.
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают. Чтобы помочь себе, нужно поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи:
• совершенствовать диалогическую форму речи;
• -развивать монологическую форму речи;
• -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
• -учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
• -развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность работы :
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Развитие связной речи способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно, грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
Проблема развития связной речи является одной из актуальных, потому что
1. Связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
2. От уровня развития связной речи зависит
- умение общаться с людьми,
- общее интеллектуальное развитие,
- интеллигентность и культура человека.
3. Сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа. Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет:
- давать развернутые ответы на сложные вопросы;
- аргументировано и логично излагать свои мысли;
- авторитетно отстаивать свое мнение;
- воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- писать изложения и сочинения.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Образовательная область: «Развитие речи»
Ожидаемый результат:
• совершенствование образовательного процесса;
• активизация речевой деятельности дошкольников;
• улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;
• достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
• повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
План работы на 2023-2024 учебный год
1 этап. Подготовительный
1. Изучить и проанализировать - сентябрь-май
1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
2. Лебедева Л. В. Козина И. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008
3. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007).
2. Изучение материалов на сайтах для педагогов - сентябрь-май
2 этап. Практический
1. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам - сентябрь
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
2. Консультация для родителей «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой» - октябрь
3. Работа над пересказами с использованием опорных схем - октябрь
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
4. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста - октябрь-апрель
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.
5. Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. - ноябрь
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.
6. Памятки для родителей по обучению связной речи. - декабрь
7. Разучивание стихов на тему «Зима» - январь
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима»
8. «В мире загадок» - февраль
Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
9. Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» - февраль
10. Обучение сочинению сказок - март
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
11. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок» - май
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
3 этап. Обобщающий
1. Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений, сюжетных картин, составление библиографии по данной теме - сентябрь-май
2. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах - сентябрь-май
3. Подобрать материал и разработать консультации для родителей - октябрь-ноябрь
4. Подведение итогов. Оформление результатов и распространение своего педагогического опыта - май
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...