Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Ивановой Марины Николаевна
методическая разработка (старшая группа)
План по самообразованию, на тему "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 33»
Индивидуальный план профессионального
развития воспитателя
Ивановой Марины Николаевны
(воспитателя группы компенсирующей
направленности)
Тема: «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»
г.Ачинск 2019г.
«Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному»
(Я.А.Каменский).
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.
По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей с ОВЗ. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны. Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.
Поэтому моя цель помочь ребёнку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие). И нетрадиционные: рисование пластилином, свечой, витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупа, декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация, изонить. Применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой терапии. Он неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в детском саду нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна.
В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Моя специфика работы в детском саду заключается в том, что я работаю с детьми ОВЗ различной тяжести. Поэтому мне приходится подбирать направления и формы работы индивидуально к каждому ребёнку.
Почему я применяю направления развития творческой деятельности декоративно- прикладное творчество, потому что в нём можно выбирать разные направления и методы и приёмы. В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, папье-маше, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи, поделки из ниток (изинить). Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019-2020 год
Цель и задачи самообразования по теме «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»
Тема: «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»
Цель: «Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей с ОВЗ через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»
Задачи:
- Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
- Изучить процесс развития творческого воображения.
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Подготовить диагностику на начало и конец года.
- Раскрыть особенности творческого воображения детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей.
- Разработать комплексную методику диагностики и развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Определить возможные пути развития творческих способностей детей в процессе изодеятельности.
- Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.
11.Провести консультацию для педагогов на тему: «Развитие творческих
способностей у детей с ОВЗ через нестандартные методы декоративно-
прикладного творчества»
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
Тема | Содержание работы | Сроки | Методы и формы | ||
Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации | 1.ФГОС дошкольного образования 2. Список литературы. | Сентябрь-Ноябрь | Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды | ||
Работа с педагогами | |||||
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования | 1.Подготовить консультацию для педагогов. 2.Выступление на педагогическом часе. | По плану ДОУ | Консультация Использование ИКТ (презентация) | ||
Представление опыта работы по теме | Проведение мастер-класса для педагогов | По плану ДОУ | Мастер-класс | ||
Предоставление консультаций по данной теме | 1.Подготовить консультацию для педагогов | В течение года | Консультация | ||
Работа с родителями | |||||
Предоставление данной консультации по данной теме | Буклеты, консультации, открытое мероприятие | В течение года | Консультация | ||
Совместное оформление выставок | 1.Творческий отчет 2.Выстовка работ | Апрель | Выставка | ||
Совместное участие в конкурсах |
| В течение года | Конкурс | ||
Работа с воспитанниками | |||||
Диагностика детей | 1.Проведение диагностики творческих способностей у детей с ОВЗ 2.Проведение диагностики на реализацию воображения и фантазии. 3.Проведение диагностики на развитие детского экспериментирования. | Сентябрь-май | Диагностика | ||
Перспектива:
Продолжить работу по освоению новых нестандартных методов декоративно-прикладного творчества.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/06/picture-623337-1504725015.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-1067110-1539625660.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 1 "Бэлэкэч" Воспитателя Кукаркиной Оксаны Олеговны
Цель:- повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность, формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;- внедрять в работу новые методы и направле...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-886041-1487524729.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Бэлэкэч»» Воспитателя Гилфановой Венеры Маратовны
Методическая тема: «Гендерное воспитание дошкольников»Цель:повышение профессионального уровня по теме, развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями и ста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269010-1600259218.jpg)
Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя Маненковой Татьяны Николаевны
Карта индивидуального образовательного маршрута профессиональной компетентности Маненковой Т.Н....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/30/picture-775241-1459329943.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Шмелевой Марины Геннадьевны на 2022 – 2027 уч.г.
Цель профессионального развития — систематическое повышение педагогом своего профессионального уровня.Задачи профессионального развития: 1) совершенствование теоретических знаний, пед...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-1464930-1679380638.jpg)
Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя Беленковой Светланы Николаевны
Карта индивидуального образовательного маршрута профессиональной компетентности...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/19/picture-1513078-1708321481.jpg)
Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя Чекуновой Натальи Николаевны
Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя...