"ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ"
статья
Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_obshchechelovecheskim_tsennostyam.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ
Воспитатель Кочеткова Татьяна Юрьевна
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека»
К.Д. Ушинский.
Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте
В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности. Дошкольное детство – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем его многообразии.
Основные показатели и результаты деятельности в части приобщения к общечеловеческим ценностям
Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте.
Этот важный этап жизни формирует детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогает человеку определиться в жизни. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, и людям, которые сопровождают ребёнка в первые годы жизни, к родному месту, где он живёт, детскому саду, городу, посёлку. В этот период начинают развиваться черты характера, которые незримо связывают ребёнка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, среди которых живёт.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека».
Главной целью в работе с детьми дошкольного возраста мы считаем приобщение их к общечеловеческим ценностям. Реализация этой цели шла по нескольким направлениям: работа с детьми, с родителями, с социумом.
Приоритетными принцами являются:
- принцип гуманизации воспитательной работы, который ориентирует родителей на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребёнка и взрослого, его свободу и достоинство, а также на формирование у ребёнка любви к семье, родному краю, и отечеству;
- принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе знакомства этнокультурного компонента Белгородской области, национальной культуры, быта, традиций;
- принцип целостности и полноты педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития;
- принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей;
- принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениям
Были определены основные задачи:
- создание воспитательной модели, обеспечивающей всестороннее духовное развитие детей;
- воспитание основы социально – нравственной сферы чувств, представлений, отношений;
- побуждение в детях любви к родной земле, чертам национального характера;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, обычаям, традициям, обрядам.
Поставленные задачи решаются через введение новых форм работы с детьми.
Ведущей формой в работе по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям является театрализованная деятельность, которая помогает решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении впечатлений от произведений искусства и окружающего мира.
Работу по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с создания развивающей среды:
- подборке произведений социально – нравственного содержания;
- подборке иллюстраций, ауди и видео записей;
- изготовления различных видов театра (театр картинок, кукольный, теневой, пальчиковый…); подготовке костюмов, декораций, атрибутов.
В ходе работы используется рассматривание альбомов, просмотр диафильмов, чтение и беседы по содержанию произведений; вместе с детьми совершаются экскурсии в историю: старин6ные народные костюмы, обычаи, традиции и быт.
Театральная тематика удивительно богата и разнообразна. Основу детского творчества, конечно, составляет устное народное творчество. Через неё ребёнок овладевает родным языком, получает первое представление о культуре и обычаях своего народа, о правилах поведения.
Особое место занимают русские песни разных жанров: игровые («Петушок», «Заинька, попляши), песни – байки («Жили у бабуси два весёлых гуся», «Жил – был у бабушки серенький козлик»), хороводные игры и плясовые («На горе – то калина», «Во поле берёза стояла»). Все песни включаются в театральные разминки, вызывают у детей интерес и радость, укрепляют возникшие впечатления.
Важное место занимают произведения с социально – нравственной направленностью
(В. Осеева «Плохо», «Кто наказал его?», «Просто старушка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Л. Пантелеев «Трус», «Честное слово», Л. Толстой «Старик сажал яблоню»).
Для удобства работы над художественным материалом, спектаклем тексты строятся в форме диалога.
Через них ребёнок пытается понять характер героя и разобраться в его поступках. Здесь происходит знакомство с различными эмоциями: интерес, радость, удивление, гнев, горе, страх, отвращение, стыд, вина…
Каждую эмоцию ребёнок «примеряет на себя», как новую одежду, и чувствует, уютно ему или нет.
Особое внимание уделяется организации праздников и развлечений: календарных, фольклорных, обрядовых.
Они являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками. Родители помогают подготовить костюмы, атрибуты, принимают активное участие в праздниках, развлечениях, где читают стихи, поют песни, играют роли, участвуют в играх.
Взаимодействие с социально – культурными институтами детства является очень важным при организации данной работы. Это тесная работа с Домом культуры, библиотекой, музыкальной школой через посещение детьми занятий театральной, хореографической, художественной студий.
В библиотеке организуются встречи с интересными людьми, тематические выставки, проводятся конкурсы рисунков («Как нельзя поступать», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мой родной дом»…).
Таким образом, театрализованная деятельность помогает накопить социальный опыт, который отражается дошкольниками в отношении к жизненным явлениям, расширяет и углубляет, обогащает внутренний мир ребёнка новыми идеями, чувствами, представлениями.
Вариативные формы, методы, способы и средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:
— Проект «Дети — волонтёры»
— Социально значимые, благотворительные акции
— Нормативный проект «И учение, и игра»
— Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности
— Участие детей в конкурсах по безопасности жизнедеятельности
— Экологическая акция «Сохраним город чистым!»
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках:
— Реализация образовательной авторской программы «Мы живём в Санкт-Петербурге» Цель: формирование первичных представлений о малой родине, формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному и историческому наследию своего народа.
— Педагогические проекты:
«Мастера и рукодельницы»
«Красной Пасхи дни святые»
«Рождество»
— Проекты, образовательные ситуации, праздники патриотической направленности «Дни воинской славы»
— владение речью как средством общения и культуры:
— Фестиваль чтецов.
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы):
— Взаимодействие с социальными партнёрами:
— Театр кукол
— Детская библиотека
— Городская станция юных натуралистов
Таким образом, идет не только приобщение детей к общечеловеческим ценностям, но и привитие любви к нашей истории, к нашему народу и нашим корням.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основной духовно-нравственного воспитания
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества...
ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ.
В материале раскрываются вопросы по приобщению ребенка к ценностям: семье, Родине, быту, традициям и т.п. через театрализованную деятельность....
"Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с использованием шедевров отечественной мультипликации".
В современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультфильмов, могут являться настоящими учителями оптимизма, помогающими решать разли...
Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....
Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям через фольклор
Неоценимую роль в воспитании детей оказывает русский народный фольклор. Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении.Фольклор в восп...
Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры
Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции....