Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям через фольклор
статья ( группа) на тему
Неоценимую роль в воспитании детей оказывает русский народный фольклор. Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе.
Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и духовно- нравственного развития детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям через фольклор
Н.В.Лытнева
Время движется вперед, набирая темпы, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по-иному, что – то для себя открываем и переоцениваем заново. Интерес к прошпому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человечп мн и общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять, настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши деды и прадеды, - забыли культуру своего народа.
В современном мире проблема формирования нравственной культуры подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и этических чувств.
Неоценимую роль в воспитании детей оказывает русский народный фольклор. Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе.
Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и духовно- нравственного развития детей.
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый парод не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные флдиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического лица и самобытности.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фоньклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развитии детой.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. Качества эти взаимосвязаны.
Поэтому, в нашем дошкольном образовательном учреждении в течение нескольких лет ведется работа по развитию у детей духовно- нравственной культуры. В работе с детьми используется программа Князевой О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Эта программа разработана на основе русского народного фольклора. Она помогает реализовать поставленные цели и задачи по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников, способствует приобщению детей к общечеловеческим ценностям.
В ходе работы по формированию духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста были выделены принципы:
- систематичность работы по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям;
- взаимосвязь с занятиями (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, музыкальное воспитание);
- свободная и игровая деятельность детей;
- сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Исходя из вышеизложенного были выбраны следующие
приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
. Широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким - то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим истчником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной
жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Основной формой учебно-воспитательной работы являются:
Занятия. Например «Котинька-коток» (младшая группа).
Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями: формировать познавательную активность; воспитывать гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».
Развлечения. Например: «Русские Потешки» (старшая группа).
Цель: знакомить детей с русским народным фольклором - потешками, повышать познавательный интерес к народному фольклору. Активизировать в речи детей русские потешки. Закреплять знания детей об утвари русской избы. Активизация словаря: изба, зыбка, коромысло. Развивать подвижность, ловкость, коллективизм, доброжелательное отношение друг к другу в проведении игр.
Праздники. Например: Осенины (старшая группа).
Цель: воспитывать у детей интерес к народному творчеству, гордость за свою Родину. Пробуждать у детей активный интерес и любовь к народному фольклору, знакомить их с разнообразными народными песнями, развивать музыкальное восприятие
Индивидуальная работа с детьми.
Уделяя большое внимание использованию фольклора в работе с детьми можно сделать вывод:
- Фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в её прошлом и настоящем. Знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
- С помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, скрепленных в культуре народа. О поведенческих нормах, сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.
. С помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.
• Фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребёнок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своём творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ.
В материале раскрываются вопросы по приобщению ребенка к ценностям: семье, Родине, быту, традициям и т.п. через театрализованную деятельность....
Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»
Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»...
"Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с использованием шедевров отечественной мультипликации".
В современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультфильмов, могут являться настоящими учителями оптимизма, помогающими решать разли...
Презентация " Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через фольклор"
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через фольклор...
"ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ"
Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в д...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям»
Воспитатель - это первый, после мамы, человек, педагог, который встречается детям на их жизненном пути. ...
Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине
Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине...