Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры
консультация на тему
Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.
В.Чивилихин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_natsionalnoy_kulture.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «ЦИМОМОУ
Лямбирского муниципального района РМ»
«Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры»
Выступление на районной предметной секции воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Лямбирского района
Подготовила:
воспитатель
Тумайкина В.Н.
Лямбирь
2016
Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры».
Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Сегодня перед педагогами стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым.
Отстоять и приумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.
Дошкольный возраст является сензитивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому - все это воплощено в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
. В уголке есть игрушки: богородские, филимоновские, дымковские, матрёшкиОпыт работы показывает, что создание атмосферы национального быта,
оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе для этого отведён уголок, в котором есть: альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка». «Моя Мордовия», куклы в национальной одежде. Раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями, игры, куклы-скрутки, сделанные детьми.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей.
Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Именно в музее для каждого ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. . Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов.
Первые посещения музея начинаются с младшей группы. Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для занятий, развлечений. На свои занятия я часто для детей «приглашаю» куклу Дуняшу. Дети всегда с радостью её встречают.
Также особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры своего народа через язык. В этом огромную помощь оказывает народный фольклор: сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи, загадки . Ведь именно в них как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое.
В фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
В своей работе использую произведения декоративно-прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы.. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт? », «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, дымковских игрушек, а затем раскрашивать их.
Разнообразные игровые ситуации, рассказы воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Приобщение дошкольников к национальной культуре идет и через музыкальные занятия, на которых музыкальный руководитель использует слушание народной музыки, пение народных песен, как русских, так и мордовских. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В детском саду стало доброй традицией включать в сценарии праздников и развлечений песни и танцы русского, татарского, мордовского Народов в исполнении детей.
Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Нами разработана картотека народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.
В нашем детском саду стало традицией проводить такое мероприятие как «Неделя национальной культуры в детском саду» .
В течении недели на всех занятиях изодеятельности дети готовили поделки, рисовали по мотивам народного( русского, татарского, мордовского) прикладного искусства . На занятиях физической культуры и в свободное время играли в народные игры. ВО время экскурсии в районную детскую библиотеку дети познакомились с фольклором русского, татарского и мордовского народов. Педагоги детского сада подготовили и показали спектакль «Сестры» по мотивам татарской народной сказки, «Куйгорож»- мордовскую народную сказку. Особым интересом дети ждали день национальной кухни так как им представилась возможность попробовать многие блюда татарского и мордовского народов.(домашняя лапша, азу, алка, пшенные блин, суп с салмами). Проведение такого мероприятия, безусловно , способствует воспитанию у детей интереса к народному искусству.
И хочется закончить свое выступление словами В.Г.Белинского «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
Литература.
1.Красная изба. С-П «Детство» 2000г.
2.Татарские народные игры и праздники. Я. Хайбеков, Казань, 1990г.
3.Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.
4.Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.
5.Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ РМ (автор: Исайкина А.И.)
6.Программа обучения детей татарскому языку. (сост. Батршина В.Р.)
7.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
8.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
9.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основной духовно-нравственного воспитания
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
"Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как основа духовно- нравственного и патриотического воспитания"
Работа МАДОУ ЦРР ДС "Бэпембэ" с. Акъяр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...