Страна чудес или наш маленький - "Большой театр"
методическая разработка

В рамках проекта " Театрализованная деятельность для самых маленьких".

Теоретическое обоснование информационно-творческих занятиий, включающих различные виды деятельности и двигательной активности (динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры), которые построены на основных требованиях дошкольной дидактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13

общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого

развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

 «Страна чудес – или наш маленький - «Большой театр»

В рамках проекта «Театрализованная деятельность для самых маленьких»

Подготовили:

Музыкальный руководитель Ильина Анна Владимировна

Санкт-Петербург

2019

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-творческий, занятия проводятся в игровой форме, включая различные виды деятельности и двигательной активности (динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры).

Тип проекта: игровой, информационно-творческий, построенный на основных требованиях дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Продолжительность: долгосрочный, сентябрь 2019 – август 2020

Участники проекта: воспитатель группы, музыкальный руководитель сада, дети раннего возраста, родители.

Актуальность проекта

Театральное искусство, театрализация играют огромную роль в формировании развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы. Театральное искусство близко и понятно детям. Ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности, и фокусирует в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее «в какой степени способен ее выразить». Потребность в игре детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или белочек, бегающих за своими мамами. Они с удовольствием перевоплощаются в любых зверюшек, роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Нам легче всего представить себя кошкой, зайцем и т.д., так уж устроен человек. Действия детей всегда подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и поэтому несут в себе большой положительный заряд. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы не только вводим детей в мир прекрасного, но и развиваем сферу чувств, будим соучастие, сострадание, развиваем способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

В данном проекте особое внимание уделяется не на внешней стороне обучения ребенка, а на анализе его внутренних процессов – сенсорных, мыслительных, эмоциональных, психических, а также подвижности этих процессов. Театрализованной деятельностью надо заниматься не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков. Чтобы у детей была возможность самостоятельного, творческого поиска решений и ответов на вопросы: почему? Зачем? Для чего? Как? Тогда каждый ребенок будет развиваться в том темпе, в каком он может.

В раннем возрасте детям ближе всего куклы. Известно, что дети любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, к творческому самовыражению уже с раннего возраста. Важно, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, непонимании взрослых и т.д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее. Обыгрывая детскую игрушку, и простейшие действия с ней постепенно можно перейти к небольшим сюжетам, все больше подчиняясь заранее обдуманному замыслу. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты. Особо нужно остановиться на роли музыки во время занятий. Не только записи произведений, но и «живая» музыка в исполнении взрослых и детей помогает решать задачи не только эстетического воспитания ребенка, но и помогает в создании того или иного образа, характера героя, создания настроения.

   Главным условие в работе - это последовательность, систематичность, опора на истинные ценности, прошедшие испытание временем и понятные, близкие в своей основе детям, эмоциональный настрой и разнообразие приемов.  

В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Проблема:

В нашем телевизионно-компьютеризированном мире потребность людей в творческом выражении огромна, но условий и возможностей для этого практически нет. А дети нуждаются в ежедневных творческих упражнениях для развития чувств, воображения, образного мышления и творческого действования. У детей мало опыта взаимодействия с театрализованной игрушкой, мало опыта перевоплащения. Помимо этого, у маленьких детей есть много проблем – это и трудности в речевом общении, и неуверенность в себе, и проблемы в непонимании взрослых и т.д. А взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным и чем раньше начать заниматься театральной деятельностью, тем меньше маленьких детей придется впоследствии выводить из тупиковых ситуаций.

Цель: гармонизация отношений ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний. Главное – формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи:

  • Установление эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребёнком в процессе театрализации.
  • создание между взрослым и ребенком отношение доброты, сердечности и любви.
  • Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности (мимика, выразительные движений и интонации).
  • обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  • Учитывать индивидуально-социально-психологические особенности ребенка
  • Развивать умение согласовать свои действия с другими детьми.
  • Развивать чувств ритма и координацию движений.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формирование навыка кукловождения.
  • Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
  • Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

- определения уровня знания детей о взаимодействии с игрушкой, театральной куклой, (наблюдения, беседы, вопросы, рассматривание книг, иллюстраций, самостоятельное взаимодействие с игрушкой).

- создание необходимых условий для реализации проекта (подбор наглядного материала и литературы для совместной организованной деятельности с детьми).

- оснащение предметно-развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей.

- перспективное планирование проекта

  1. Основной этап (практический)

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта

  1. Заключительный этап

Спектакль силами взрослых и детей ко «Дню театра»

Презентация на педагогическом совете.

Формы работы с детьми:

1.Образовательная деятельность: занятия. В структуру занятия входят:

  • двигательная разминка, цель которой привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
  • Игры-упражнения на внимание: «Кто позвал?», «У кого сегодня красная юбочка?», «Кто сегодня самый веселый?», «Кто тебя обнял?» и т. д.
  • Игровые упражнения на развитие мелкой моторики
  • Простейшие игровые упражнения на развитие и активизацию речи детей, в том числе артикуляционные гимнастики. (Например: «Путешествие язычка») Речевые игры, упражнения являются эффективным средством развития интонационного слуха. Именно из речи ребенок черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковой характеристикой. Для музыкального воспитания речевые игры и упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. У них общие средства выразительности – и для речи, и для музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Все это доступно в использовании в работе с детьми самого раннего возраста.
  • Игры фонемами (рифмованные, ритмизованные фонемы, звуки, слоги великолепно развивают фонематический слух, артикуляционный аппарат).
  • Ритмопластические упражнения, что дает возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действия воспитателя. (Например: как двигаются медведи, зайчики, кошечки и т.п.)
  •  Общение: Упражнения включают в себя обмен ролями партнеров по общению. Такие упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры, развивает у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно их переживать.
  • Простейшие пантомимические загадки, представления, задания. Их задача -   изобразить элементарные эмоциональные состояния. (Например: «кукла танцует», «коза сердится», «ветер кружит снежинки» и т.п.)
  • сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, театрализованные игры и т. д., в которых с помощью взрослых дети воспроизводят           знакомые литературные сюжеты, а это активирует их мышление, тренирует память     и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, активизирует речь.
  • Особо нужно остановиться на роли музыки во время занятий. Запись музыкальных произведений и «живая» музыка помогает решать задачи не только эстетического воспитания ребенка, но и помогает в создании того или иного образа, создания настроения.
  • Также в структуру занятия входят: песенное творчество, танцевальная ритмика, игровые упражнения на развития чувства ритма, элементарное музицирование
  • Игровые упражнения, в которых совершенствуются умения ребенка в управлении куклами, театральной атрибутикой.

Уточнение:

Необходимо уточнить, что все театрализованные моменты входят не в одно занятие и сочетаются между собой в зависимости от темы и замысла педагога.

2.Исследовательская деятельность

3.Наблюдения

4.Чтение художественной литературы,

5.Беседы

Форма работы с родителями:

- Консультации (размещение информационного материала на сайте группы)

-Проведение совместных мероприятий («Семейный клуб общения», «Посиделки» в   рамках «Школы молодой семьи»)

- Участие в оснащении предметно-развивающей среды по теме проекта.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие», «Элементы театральной деятельности»

Предполагаемый результат проекта:

- пополнить представление детей об игрушках, в том числе о театральных игрушках, о их видах.

- пополнить представление детей о взаимодействии артистов и кукол

- приобрести опыт взаимопонимания, согласовывая свои поступки и действия с другими детьми

- активизация речи ребенка

- осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно их переживать

- использование игры-драматизации, театрализованной игры как ступеньки, которая в итоге выведет на более высокий уровень театрального творчества, когда в уже более старшем возрасте дети начнут принимать участие в создании театрального спектакля.

Учебно- перспективный план

Познавательное развитие

Занятия – в группе

Занятия – в муз. зале

Речевое развитие

Артикуляционные гимнастики

Речевые игры и упражнения

Игры фонемами

Словесные игры

Чтение художественной литературы Разучивание стихов

Артикуляционные гимнастики

Игры фонемами

Игры на развитие чувства ритма, тембра, темпа, звуковысотности, элементарное музицирование

Социально-коммуникативное развитие

Создание ситуации общения

Сюжетно-ролевые игры

Настольные игры

Сюжетно-ролевые упражнения и игры, танцы

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций

Инсценировки-диалоги

Инсценировки сказок (с использованием различных видов театральных кукол, игрушек, элементов театральных костюмов, различной атрибутики)

Песенное творчество

Инсценировки-диалоги

Инсценировки сказок (с использованием различных видов театральных кукол, игрушек, элементов театральных костюмов, различной атрибутики)

Элементарное музицирование

Физическое развитие

Игры на развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры

Подвижные игры

Хороводные игры

Физ.минутки

Игровые упражнения на попеременные расслабления и напряжения основных групп мышц

Музыкальные игры на развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры

Упражнения на освоение базовых движений (ритмическая ходьба, бег)

Подвижные игры

Хороводные игры

Ритмопластика

Игровые упражнения на развитие выразительности жестов

Игры на развитие ориентировки в пространстве

Игровые упражнения на попеременные расслабления и напряжения основных групп мышц

Игровые упражнения на развитие выразительности жестов

Игры на развитие ориентировки в пространстве

Игровые упражнения на попеременные расслабления и напряжения основных групп мышц

Учить реагировать на музыку: начинать движение с музыкой и заканчивать движение с ее окончанием.

Танцы игровые, сюжетные, парные. Общие пляски,

Танцы с использованием атрибутики, в том числе театральной атрибутики

Театральная игра

Игры на развитие зрительного и слухового внимания.

Игры на развитие памяти

Развивать умение реагировать на команду

Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

Разыгрывание театральных сценок – «диалоги в лицах»

Обучение кукловождению

Разучивание и разыгрывание русских народных сказок (эпизодами)

Музыкальные игры на развитие зрительного и слухового внимания.

Игры на развитие памяти

Развивать умение реагировать на музыку, ее характер, динамику

Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

Обучение кукловождению

Разыгрывание театральных сценок – «диалоги в лицах» (с использованием ритма – звучащие жесты и муз.инструменты, музыки)

Разучивание и разыгрывание русских народных сказок (эпизодами)

Основы театральной культуры

Знакомить детей с театральной терминологией: зрители, артисты, сцена.

Знакомить с правилами поведения во время спектакля.

Знакомить детей с видами театральных кукол, кукольными спектаклями – просмотр в видеозаписи

Знакомить детей с театральной терминологией: зрители, артисты, сцена.

Знакомить с правилами поведения во время спектакля.

Знакомить детей с видами театральных кукол, кукольными спектаклями – просмотр в видеозаписи

Список используемой литературы:

Губанова Губанова Н.Ф «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада» М.: Мозаика – Синтез, 2012

Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий» М.:Мозаика – Синтез, 2008

Ефанова З.А. «Познание предметного мира. Комплексные занятия, первая младшая группа» Волгоград. Учитель, 2013

Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки. Развивающие игры для детей раннего возраста. Конспекты занятий» М.: УЦ «Перспектива», 2013

Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» Санкт-Петербург. 2003

Т.Э. Тютюнникова «Песенки-бусинки» Москва. 2004

Т.Э. Тютюнникова «Материалы семинаров: I – IV» Москва. 2004 - 2008

С. Коротаева «Здравствуй, музыка!» (Первые шаги) Санкт-Петербург. 2008

Н.Н. Яковлева «Использование Фольклора в развитии дошкольника»

Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2011

О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской, народной культуры» Санкт-Петербург. «Акцидент». 1997

Т.А. Боровик «Таря-Маря» Гродно. БелАПДИ – «Открытые двери». 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"

Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....

Проект "Маленькая страна чудес"

В данном проекте представлен опыт работы детского сада по благоустройству и озеленению территории....

Презентация "Маленькая страна чудес"

Проект  по созданию предметно-пространственной развивающей среде"Маленькая страна чудес"...

«Маленький «артист» в мире большого театра». Воспитание основ театральной культуры в условиях детского сада.

Представленный опыт работы по театрально - игровой деятельности будет полезен педагогам ДОУ.  Представляю разработку педагогического  алгоритма воспитания основ театральной культуры детей ст...

Большой театр - национальное достояние страны

Материалы докладов воспитанников ДОУ Республики Башкортостан на Республиканской научно-практической конференции "Я гражданин и патриот России"...

«Путешествие в страну чудес» по мотивам произведения Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».

В данном конспекте продемонстрированы возможности использования настольных игр для достижения развивающих и психокоррекционных задач в работе с детьми в ДОУ....