Страна чудес или наш маленький - "Большой театр"
методическая разработка
В рамках проекта " Театрализованная деятельность для самых маленьких".
Теоретическое обоснование информационно-творческих занятиий, включающих различные виды деятельности и двигательной активности (динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры), которые построены на основных требованиях дошкольной дидактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatr.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13
общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого
развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Страна чудес – или наш маленький - «Большой театр»
В рамках проекта «Театрализованная деятельность для самых маленьких»
Подготовили:
Музыкальный руководитель Ильина Анна Владимировна
Санкт-Петербург
2019
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-творческий, занятия проводятся в игровой форме, включая различные виды деятельности и двигательной активности (динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры).
Тип проекта: игровой, информационно-творческий, построенный на основных требованиях дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь 2019 – август 2020
Участники проекта: воспитатель группы, музыкальный руководитель сада, дети раннего возраста, родители.
Актуальность проекта
Театральное искусство, театрализация играют огромную роль в формировании развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы. Театральное искусство близко и понятно детям. Ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности, и фокусирует в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее «в какой степени способен ее выразить». Потребность в игре детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или белочек, бегающих за своими мамами. Они с удовольствием перевоплощаются в любых зверюшек, роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Нам легче всего представить себя кошкой, зайцем и т.д., так уж устроен человек. Действия детей всегда подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и поэтому несут в себе большой положительный заряд. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы не только вводим детей в мир прекрасного, но и развиваем сферу чувств, будим соучастие, сострадание, развиваем способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
В данном проекте особое внимание уделяется не на внешней стороне обучения ребенка, а на анализе его внутренних процессов – сенсорных, мыслительных, эмоциональных, психических, а также подвижности этих процессов. Театрализованной деятельностью надо заниматься не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков. Чтобы у детей была возможность самостоятельного, творческого поиска решений и ответов на вопросы: почему? Зачем? Для чего? Как? Тогда каждый ребенок будет развиваться в том темпе, в каком он может.
В раннем возрасте детям ближе всего куклы. Известно, что дети любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, к творческому самовыражению уже с раннего возраста. Важно, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, непонимании взрослых и т.д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее. Обыгрывая детскую игрушку, и простейшие действия с ней постепенно можно перейти к небольшим сюжетам, все больше подчиняясь заранее обдуманному замыслу. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты. Особо нужно остановиться на роли музыки во время занятий. Не только записи произведений, но и «живая» музыка в исполнении взрослых и детей помогает решать задачи не только эстетического воспитания ребенка, но и помогает в создании того или иного образа, характера героя, создания настроения.
Главным условие в работе - это последовательность, систематичность, опора на истинные ценности, прошедшие испытание временем и понятные, близкие в своей основе детям, эмоциональный настрой и разнообразие приемов.
В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
Проблема:
В нашем телевизионно-компьютеризированном мире потребность людей в творческом выражении огромна, но условий и возможностей для этого практически нет. А дети нуждаются в ежедневных творческих упражнениях для развития чувств, воображения, образного мышления и творческого действования. У детей мало опыта взаимодействия с театрализованной игрушкой, мало опыта перевоплащения. Помимо этого, у маленьких детей есть много проблем – это и трудности в речевом общении, и неуверенность в себе, и проблемы в непонимании взрослых и т.д. А взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным и чем раньше начать заниматься театральной деятельностью, тем меньше маленьких детей придется впоследствии выводить из тупиковых ситуаций.
Цель: гармонизация отношений ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний. Главное – формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи:
- Установление эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребёнком в процессе театрализации.
- создание между взрослым и ребенком отношение доброты, сердечности и любви.
- Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности (мимика, выразительные движений и интонации).
- обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
- Учитывать индивидуально-социально-психологические особенности ребенка
- Развивать умение согласовать свои действия с другими детьми.
- Развивать чувств ритма и координацию движений.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Формирование навыка кукловождения.
- Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
- Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
- определения уровня знания детей о взаимодействии с игрушкой, театральной куклой, (наблюдения, беседы, вопросы, рассматривание книг, иллюстраций, самостоятельное взаимодействие с игрушкой).
- создание необходимых условий для реализации проекта (подбор наглядного материала и литературы для совместной организованной деятельности с детьми).
- оснащение предметно-развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей.
- перспективное планирование проекта
- Основной этап (практический)
Комплексно-тематическое планирование по теме проекта
- Заключительный этап
Спектакль силами взрослых и детей ко «Дню театра»
Презентация на педагогическом совете.
Формы работы с детьми:
1.Образовательная деятельность: занятия. В структуру занятия входят:
- двигательная разминка, цель которой привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
- Игры-упражнения на внимание: «Кто позвал?», «У кого сегодня красная юбочка?», «Кто сегодня самый веселый?», «Кто тебя обнял?» и т. д.
- Игровые упражнения на развитие мелкой моторики
- Простейшие игровые упражнения на развитие и активизацию речи детей, в том числе артикуляционные гимнастики. (Например: «Путешествие язычка») Речевые игры, упражнения являются эффективным средством развития интонационного слуха. Именно из речи ребенок черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковой характеристикой. Для музыкального воспитания речевые игры и упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. У них общие средства выразительности – и для речи, и для музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Все это доступно в использовании в работе с детьми самого раннего возраста.
- Игры фонемами (рифмованные, ритмизованные фонемы, звуки, слоги великолепно развивают фонематический слух, артикуляционный аппарат).
- Ритмопластические упражнения, что дает возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действия воспитателя. (Например: как двигаются медведи, зайчики, кошечки и т.п.)
- Общение: Упражнения включают в себя обмен ролями партнеров по общению. Такие упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры, развивает у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно их переживать.
- Простейшие пантомимические загадки, представления, задания. Их задача - изобразить элементарные эмоциональные состояния. (Например: «кукла танцует», «коза сердится», «ветер кружит снежинки» и т.п.)
- сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, театрализованные игры и т. д., в которых с помощью взрослых дети воспроизводят знакомые литературные сюжеты, а это активирует их мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, активизирует речь.
- Особо нужно остановиться на роли музыки во время занятий. Запись музыкальных произведений и «живая» музыка помогает решать задачи не только эстетического воспитания ребенка, но и помогает в создании того или иного образа, создания настроения.
- Также в структуру занятия входят: песенное творчество, танцевальная ритмика, игровые упражнения на развития чувства ритма, элементарное музицирование
- Игровые упражнения, в которых совершенствуются умения ребенка в управлении куклами, театральной атрибутикой.
Уточнение:
Необходимо уточнить, что все театрализованные моменты входят не в одно занятие и сочетаются между собой в зависимости от темы и замысла педагога.
2.Исследовательская деятельность
3.Наблюдения
4.Чтение художественной литературы,
5.Беседы
Форма работы с родителями:
- Консультации (размещение информационного материала на сайте группы)
-Проведение совместных мероприятий («Семейный клуб общения», «Посиделки» в рамках «Школы молодой семьи»)
- Участие в оснащении предметно-развивающей среды по теме проекта.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие», «Элементы театральной деятельности»
Предполагаемый результат проекта:
- пополнить представление детей об игрушках, в том числе о театральных игрушках, о их видах.
- пополнить представление детей о взаимодействии артистов и кукол
- приобрести опыт взаимопонимания, согласовывая свои поступки и действия с другими детьми
- активизация речи ребенка
- осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно их переживать
- использование игры-драматизации, театрализованной игры как ступеньки, которая в итоге выведет на более высокий уровень театрального творчества, когда в уже более старшем возрасте дети начнут принимать участие в создании театрального спектакля.
Учебно- перспективный план
Познавательное развитие | Занятия – в группе | Занятия – в муз. зале |
Речевое развитие | Артикуляционные гимнастики Речевые игры и упражнения Игры фонемами Словесные игры Чтение художественной литературы Разучивание стихов | Артикуляционные гимнастики Игры фонемами Игры на развитие чувства ритма, тембра, темпа, звуковысотности, элементарное музицирование |
Социально-коммуникативное развитие | Создание ситуации общения Сюжетно-ролевые игры Настольные игры | Сюжетно-ролевые упражнения и игры, танцы |
Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание иллюстраций Инсценировки-диалоги Инсценировки сказок (с использованием различных видов театральных кукол, игрушек, элементов театральных костюмов, различной атрибутики) | Песенное творчество Инсценировки-диалоги Инсценировки сказок (с использованием различных видов театральных кукол, игрушек, элементов театральных костюмов, различной атрибутики) Элементарное музицирование |
Физическое развитие | Игры на развитие мелкой моторики Пальчиковые игры Подвижные игры Хороводные игры Физ.минутки Игровые упражнения на попеременные расслабления и напряжения основных групп мышц | Музыкальные игры на развитие мелкой моторики Пальчиковые игры Упражнения на освоение базовых движений (ритмическая ходьба, бег) Подвижные игры Хороводные игры |
Ритмопластика | Игровые упражнения на развитие выразительности жестов Игры на развитие ориентировки в пространстве Игровые упражнения на попеременные расслабления и напряжения основных групп мышц | Игровые упражнения на развитие выразительности жестов Игры на развитие ориентировки в пространстве Игровые упражнения на попеременные расслабления и напряжения основных групп мышц Учить реагировать на музыку: начинать движение с музыкой и заканчивать движение с ее окончанием. Танцы игровые, сюжетные, парные. Общие пляски, Танцы с использованием атрибутики, в том числе театральной атрибутики |
Театральная игра | Игры на развитие зрительного и слухового внимания. Игры на развитие памяти Развивать умение реагировать на команду Учить согласовывать свои действия с другими детьми. Разыгрывание театральных сценок – «диалоги в лицах» Обучение кукловождению Разучивание и разыгрывание русских народных сказок (эпизодами) | Музыкальные игры на развитие зрительного и слухового внимания. Игры на развитие памяти Развивать умение реагировать на музыку, ее характер, динамику Учить согласовывать свои действия с другими детьми. Обучение кукловождению Разыгрывание театральных сценок – «диалоги в лицах» (с использованием ритма – звучащие жесты и муз.инструменты, музыки) Разучивание и разыгрывание русских народных сказок (эпизодами) |
Основы театральной культуры | Знакомить детей с театральной терминологией: зрители, артисты, сцена. Знакомить с правилами поведения во время спектакля. Знакомить детей с видами театральных кукол, кукольными спектаклями – просмотр в видеозаписи | Знакомить детей с театральной терминологией: зрители, артисты, сцена. Знакомить с правилами поведения во время спектакля. Знакомить детей с видами театральных кукол, кукольными спектаклями – просмотр в видеозаписи |
Список используемой литературы:
Губанова Губанова Н.Ф «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада» М.: Мозаика – Синтез, 2012
Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий» М.:Мозаика – Синтез, 2008
Ефанова З.А. «Познание предметного мира. Комплексные занятия, первая младшая группа» Волгоград. Учитель, 2013
Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки. Развивающие игры для детей раннего возраста. Конспекты занятий» М.: УЦ «Перспектива», 2013
Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» Санкт-Петербург. 2003
Т.Э. Тютюнникова «Песенки-бусинки» Москва. 2004
Т.Э. Тютюнникова «Материалы семинаров: I – IV» Москва. 2004 - 2008
С. Коротаева «Здравствуй, музыка!» (Первые шаги) Санкт-Петербург. 2008
Н.Н. Яковлева «Использование Фольклора в развитии дошкольника»
Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2011
О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской, народной культуры» Санкт-Петербург. «Акцидент». 1997
Т.А. Боровик «Таря-Маря» Гродно. БелАПДИ – «Открытые двери». 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"
Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....
Проект "Маленькая страна чудес"
В данном проекте представлен опыт работы детского сада по благоустройству и озеленению территории....
Презентация "Маленькая страна чудес"
Проект по созданию предметно-пространственной развивающей среде"Маленькая страна чудес"...
Конспект вечера развлечений "Путешествие в страну чудес" по мотивам произведения Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес"
конспект вечера развлечений с использовнием ИКТ....
«Маленький «артист» в мире большого театра». Воспитание основ театральной культуры в условиях детского сада.
Представленный опыт работы по театрально - игровой деятельности будет полезен педагогам ДОУ. Представляю разработку педагогического алгоритма воспитания основ театральной культуры детей ст...
Большой театр - национальное достояние страны
Материалы докладов воспитанников ДОУ Республики Башкортостан на Республиканской научно-практической конференции "Я гражданин и патриот России"...
«Путешествие в страну чудес» по мотивам произведения Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».
В данном конспекте продемонстрированы возможности использования настольных игр для достижения развивающих и психокоррекционных задач в работе с детьми в ДОУ....