Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Как живут в деревне? Добрые избы?"
методическая разработка (аппликация, лепка, старшая группа) на тему

Буйко Юлия Андреевна

Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представление об избе, учить детей изображать « лицо» рубленной избы с помощью мазка – брёвнышка, украшать её оконцами.

Задачи:

Воспитательные:

Прививать интерес к русской культуре. Создавать атмосферу добра, сопричастия к жизни народа на Руси. Приучать слушать русские народные песни.

Развивающие:

Развивать образное мышление, внимание, воображение, мелкую моторику.

Развивать умение работать в коллективе.

Образовательные:

Дать представление о рубленой бревенчатой избе. Учить употреблять в разговорной речи русские народные пословицы. Учить конструировать сруб избы. Пополнять словарный запас словами – названиями деталей русской избы: «ставни», «наличники», «конек».

Материалы и оборудование:

Изображение русской деревни, избы. Русская народная музыка. Бумага для рисования, краски, клей, заготовки окон, вода, ножницы, большой лист ватмана.

Ход работы

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в гости в русскую деревню. Кто из вас был в деревне? Какие там дома? (Ответы детей)

Издавна на Руси дома строились из дерева, из бревен. Как вы думаете, почему? Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.

Дерево на Руси - материал особый. Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека.

Рассматривание иллюстраций с изображением деревни.

- Посмотрите, избы стоят рядышком, как сестры прижались друг к другу. Как им хорошо вместе! Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу: "Дом построить - не шапку на голову надеть"? (Ответы детей)

Да, красивый, прочный, добротный дом построить  трудно, строили его не один день, люди оживляли свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу, была "лицом" избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у "лица" дома).

Дом смотрел на мир окнами - глазами. Через них в избу входил солнечный свет, новости деревенской жизни.

Называли их ласково - оконца и украшали наличниками. Почему они называются "наличники"? (Находятся на "лице" дома)

Были у окошек и ставенки, ставни - их закрывали на ночь.

Как вы думаете, почему крыша была со скатом (показываю), а не прямая? (Чтобы вода стекала и снег скатывался.)

Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшал конь (конек). Люди верили,что он охраняет домашний очаг.

Вот это резная доска, которая украшает дом, называется "полотенце". Какие узоры на ней? (Круги, точки, капли)

Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?

Как вы думаете, какие люди строили такие красивые дома? (Добрые,любящие работящие)

Физкультминутка: Что увидел я в деревне?

Видел, как травы косят.

Раз, два, три, четыре -

Вот как дружно мы косили.

Видел, как кладут стога,

А стога - под облака.

Раз, два, три, четыре -

Наклонились, распрямились.

Вот по полю скачут кони -

Даже ветер не догонит.

Раз, два, три, раз, два, три -

Вот веселые прыжки,

Прыг-скок. Прыг-скок -

Приземлятся на носок.

Вот колодец, там вода

И вкусна, и холодна.

Низко кланяется ей

Деревянный журавель.

Хорошо в деревни жить,

За грибами в лес ходить!..

Но приехал паровоз

И меня домой увез.

А сейчас мы с вами построим каждый свою избу. Подумайте, какого цвета будут стены, бревна, крыша, украшения.

Беседа с детьми о том, как можно построить избу.

- Строить избу будем из чего? Из бревен.

Кладу бревна друг на друга. Один мазок - бревнышко. Когда сруб готов, что надо строить? Крышу. Какую? (Чтобы был скат.)

Для этого найдем самую верхнюю точку крыши, нарисуем скат - для чего?

Достраиваем крышу мазками-бревнышками. Украсим ее чем? - полотенцем и коньком. На "лице"у избы чего не хватает? Оконцев с наличниками. Нарисуем их. А сейчас сами нарисуем избу, в которой вам хотелось бы жить или погостить.

В ходе работы поощрять интересные украшения "полотенца", наличников. В конце занятия - рассказ детей о том, что на Руси семьи были большие. Вместе жили дедушка, бабушка, папа, мама и детишки (их было по 5-10 человек).

- Как вы думаете, почему люди сложили пословицы: "Семья крепка ладом", "Вся семья вместе, так и душа на месте". (Ответы детей.)

Когда работы подсохнут, вырезать их и повесить (ближе, дальше), выстроив деревню с избами. Наклеить на подмалевок в окружении зимней природы. Итог работы.

Посмотрите, получилась у нас деревня?

Молодцы, настоящая русская деревня выросла прямо на наших глазах.

Кого не хватает в нашей деревне? (жителей)

Русь деревянная - края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста "Русь колокольная"

Цель:                   Дать представление о колокольных звонах, колоколах Программное  содержание: ...

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Путешествие на речном трамвайчике». Область "Социально-коммуникативное развитие""

Уважаемые коллеги! Представляю свою разработку открытого мероприятия, посвящённую Дню рождения Санкт-Петербурга. В увлекательной игровой форме дети закрепляют знания о роном городе, формируют чувство ...

Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».

Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Виват, Петербург»

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Виват, Петербург»...

Конспект открытого занятия для старшего дошкольного возраста на тему "Что мы Родиной зовем".

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, ориентировано на развитие у детей нравственных и патриотических чувств и любви к малой родине....