Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_russkaya_stronka.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Малиновский детский сад»
Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе
Тема: «ЭТО - РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО- РОДИНА МОЯ!»
Воспитатель:
Шмакова Елена Петровна
Ачинский район
п. Малиновка
2019 год
«ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»
(занятие для детей старшего дошкольного возраста в мини-музее)
Цели:
— воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;
— продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси;
— формировать интерес к русскому фольклору.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление с картой и глобусом, пословицами и поговорками, оформление альбома «Это Родина моя».
Словарная работа: изба, горница, косоворотка, атласный.
Оборудование: картины, предметы быта, куклы в русских костюмах, игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель и дети входят в мини-музей детского сада.
Воспитатель:
Мать моя, нежная светлая
Родина.
Сколько тобой передумано, встречено,
Милая Родина, жизнь
моя вечная.
Здесь родились все мы,
Здесь я и песню пою
Оттого всей душою
Я Россию люблю.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: О Родине, России.
Воспитатель: Как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Как называют людей, живущих в России?
Дети: Россияне, русские.
Воспитатель: В России живут и другие народы, но больше всего русских, поэтому мы сегодня с вами поговорим о русском народе. Скажите, чтобы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас?
Дети: Как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались.
Воспитатель: Ребята, обо всем, что вас интересует, мне помогут рассказать наши гости.
Воспитатель обращает внимание на кукол в русских костюмах (три куклы — мальчик в русском костюме и две девочки в праздничной и будничной одежде).
Давайте знакомиться, Маша, Ваня и Настя — они в русских костюмах. Сначала рассмотрим одежду Маши, что на ней надето?
Дети: Синий сарафан, белая кофточка с небольшой вышив-
кой, платочек, в косе синяя лента, на ногах лапти.
Воспитатель: Во что одет Ваня?
Дети: На нем штаны, рубашка-косоворотка, поясок.
Воспитатель: В такой одежде русские люди ходили на работу, сидели дома. Для праздников у них была другая одежда, нарядная, яркая, как у Насти. Посмотрите на нее и расскажите о ее одежде.
Дети составляют описательные рассказы об одежде. Воспитатель закрепляет их знания, используя стихотворения.
Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный ... (сарафан).
С давних пор краса девицы
Не румяна, не ресницы.
Всюду русская краса —
С лентой длинная ... (коса).
Ходит девица с косой,
С непокрытой головой,
Красоте помощник —
Расписной ... (кокошник).
На Руси с давних пор
Головной носят убор.
Платки для женщин — украшенье.
Носят их они с уменьем.
Ворот вышит, а застежка
Сбоку подбородка.
Всем наряд известен этот
Как ... (косоворотка).
Шиты золотом сапожки
русские,
Блестят на солнышке
носочки узкие... Идет красавица, плывет
лебедушкой,
И все любуются ее красой!
Воспитатель подводит детей к картине, на которой изображена старинная русская деревня: дети и взрослые в русских костюмах, избы.
Воспитатель: Ребята, найдите на этой картине детей, одетых в русские костюмы. Почему вы так решили?
Дети отвечают. Воспитатель обращает внимание детей на русские избы.
Воспитатель: Теперь посмотрите, в каких домах жили русские люди раньше. Как назывались эти дома?
Дети. Избами.
Воспитатель. Изба была необычная, строилась из бревен, с резными ставнями и карнизами, высоким крыльцом. Каждый хозяин придумывал избе свое украшение, и когда идешь по улице с такими избами, то кажется, что в сказку попал. Многие красивые избы сохранились до сих пор, их вы видели, когда ездили на экскурсию.
Воспитатель проходит с детьми в уголок, оформленный в стиле русской старинной кухни.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядит изба внутри. (В середине стоит длинный стол.) Как вы думаете, почему стол такой длинный?
Дети: Раньше были большие многодетные семьи.
Воспитатель: Что стоит возле стола?
Дети: Длинные лавки.
Воспитатель: Ребята, на чем ваша мама готовит пищу? Может, кто-то из вас знает, на чем раньше готовили пищу?
Дети рассматривают печь.
Воспитатель: Такие печи называли русскими, на них готовили пищу, можно было погреться и даже спать. Русские печи сохранились в деревнях до сих пор.
В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей. Красивое русское слово — горница!
Воспитатель обращает внимание детей на другой уголок русской избы.
Воспитатель: В горнице стоят кровать, украшенная подзорником, с подушками, сложенными горкой, стол с вышитой скатертью, на окнах висят кружевные занавески, на полу лежат домотканые половики. Многие вещи сохранились и до сих пор, мы их с вами видим в нашем музее.
У кого дома есть вышитые полотенца, скатерти, кружевные занавески, нарядные половики? Вот здесь в уголке стоят предметы, изготовленные руками русских людей, из чего они сделаны?
Дети: Из глины и дерева. Воспитатель. Как вы думаете, почему они сохранились до сих пор?
Дети читают стихотворения и показывают предметы с этой выставки.
Деревянный чурбачок
Завертелся, как волчок.
Из станка струятся стружки,
Получаются игрушки.
Вот русская красавица:
Для соли, для чая,
Для всякого случая,
На сахар, на мед,
На все пойдет!
А вот ложка —
Хлебай понемножку!
А вот молоток —
На мелкий зубок!
А вот матрешки —
Три штучки в одной кучке:
Дочь Матрена, дочь Елена,
Сама третья — целая семья.
Воспитатель: А сколько русский народ сложил сказок, загадок, посло-
виц и поговорок! Давайте вспомним русские сказки.
Дети называют.
А теперь вспомним русские пословицы и поговорки.
Дети называют.
Сей музей мы покидаем,
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живет русская душа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики "Морские глубины" старшая группа
развиваем творческую активность детей, мелкую моторику рук.путешествуем по морю....
Конспект интегрированного занятия со специалистами (МУЗО, ИЗО, ФИЗО) в старших группах. Тема: "Путешествие к волшебному дереву".
Предлагаю Вашему вниманию интересный конспект....
конспект ООД "Экскурсия в мини-музей "Русская изба" в старшей группе
о предметах быта русской зиме...
конспект занятия по познавательному развитию " Русская изба" в старшей группе
Конспект занятия по позавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...
Конспект организации и проведения ООД по познавательному развитию Тема: Беседа-экскурсия в мини - музее « Русская изба» в старшей группе
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому Задачи:Образовательные: Познакомить детей с избой жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.О...
Открытое занятие по познавательному развитию «Русская изба» в старшей группе.
Открытое занятие по познавательному развитию «Русская изба» в старшей группе....