Методическая разработка для начинающих воспитателей «Адаптация в ДОУ младших дошкольников»
методическая разработка

Анна Кузнецова
Как же молодому специалисту разрулить ситуацию, не упав в грязь лицом, ведь зачастую у юного воспитателя нет почти никакого личного опыта общения с детьми?
 
Пережив когда-то подобную ситуацию попытаюсь предложить свой подход к данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodraz.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

«АДАПТАЦИЯ В ДОУ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Задачи:

1. Помочь сформировать нравственные качества у начинающих воспитателей.

2. Поддержать начинающего воспитателя на пути вхождения в мир детского дошкольного учреждения.

Когда мы пользуемся термином «адаптация» - то подразумеваем под этим словом приспособление к условиям окружающего мира. Что же происходит в ДОУ в этот период? Однозначно можно сказать, что стрессу подвержены не только дети впервые «оторванные» от мамы, но и молодые воспитатели и родители.

Дети нервничают, потому что рядом нет мамы, родители переживают, т.к. наслушавшись средств массовой информации настороженно относятся к незнакомому воспитателю т.к. не знают, что можно от него ожидать, молодой воспитатель нервничает, так как не знает, чем его могут «обрадовать» родители, его пугает количество детей, их плач, и не всегда адекватное поведение.

Как же молодому специалисту разрулить ситуацию, не упав в грязь лицом (ведь зачастую у юного воспитателя нет почти никакого личного опыта общения с детьми)?

Пережив когда-то подобную ситуацию, попытаюсь предложить свой подход к данной проблеме.

Итак, дети должны пожаловать к Вам 1 сентября.

1. Все насущные вопросы постарайтесь решить с родителями на кануне (прим.: что должно лежать в шкафчике, сведения о родителях и ребенке, вопросы об аллергиях и прочем, и не забудьте обязательно узнать у родителей, что ещё они дополнительно хотели бы сообщить воспитателю: например, ребенок левша или любит чтобы штаны были заправлены в носки и т.д.…). Это сократит время расставания с родителей с ребенком и соответственно даст возможность не наращивать стресс у ребенка.

2. Заручитесь поддержкой няни, как своей правой руки. В то вовремя когда Вы принимаете детей она занимается теми, кто уже зашел в группу, развлечь их можно проведя краткую экскурсию (показав туалет, полотенце, игрушки).

3. Заранее подготовьте нечто, что может временно заинтересовать группу детей которых развлекает няня. Я, например использую «волшебный мешок» т.е. красивый мешочек из бархата, в котором находится коллекция разнообразных игрушек из киндер сюрпризов.

4. Договоритесь с родителями на кануне, что начинать ходить в сад они будут постепенно. Сначала попробуют оставить ребенка на 1 час, потом на 2 часа и так далее, до полного привыкания.

5. В последующие дни адаптационного периода, почаще используйте в режимных моментах веселую детскую музыку, а в совместной деятельности куклы би-ба-бо (для снятия напряжения).

6. Уместно пока дети привыкают к режиму привлекать их внимание каким-то шумовым предметом. Я использую «веселый колокольчик».

7. Очень важно особенно в период адаптации, использовать только положительные эмоции и интонации, а так же шутки, прибаутки, потешки.

8. Важно заострить внимание на громкости голоса воспитателя, давно известно, что дети — это маленькие «подслушки» поэтому не следует напрягать голосовые связки и стараться до кого-то «докричаться». Необходимо помнить, для ребенка привыкшего к небольшому кругу общения, Ваша речь на первых порах будет звучать как иностранная, он должен привыкнуть к её тембру, ритму и прочим просодическим компонентам. Еще мой педагог по вузу Титова Т.А. всегда говорила, что с детьми необходимо говорить довольно медленно, т.к. их «звукозаписывающее устройство» находится только в стадии формирования.

9. По моим наблюдениям и мнению опытных коллег, сегодняшние дети в основном не умеют играть, а всегда ждут некого аниматора. Поэтому одной из наиважнейших задач будет научить детей играть. Конечно в приоритете здесь будут простейшие ролевые игры. Здесь для воспитателя важно проявить весь вой артистизм: гудите вместе с машинами, пыхтите с паровозами, плачьте вместе с куклами, дети это сторицей оценят.

10. Используйте и в начале и в дальнейшем для сплочения маленького коллектива играть в хороводные игры. Делать упор на положительные эмоции при встрече и во время совместной деятельности напр: «Мы к друг-другу повернулись, и конечно улыбнулись».

11. Во время адаптационного периода разрешите ребенку принести какую-то любимую игрушку из дома, так ему легче будет привыкнуть к новой обстановке. В дальнейшем можно объяснить родителям, что ребенок адаптировался и уже оставить дома мишку ждать его хозяина.

12. Привыкая к посещению детского сада, дети следуя за воспитателем часто спрашивают по 100 раз: «Когда придет мама?», не будьте резки с ребенком, 100 раз ответьте ему, что мама уже едет (первый день на машине, второй на автобусе, третий на трамвае…и т.д.) не сомневайтесь, когда ребенок привыкнет и поймет, что в садике ему ничего не угрожает он и сам перестанет задавать эти вопросы.

13. Важно превратить родителей в своих союзников и единомышленников. Необходимо объяснить, что всем будет приятно если спокойный ребенок, с радостью бежит в сад. И на пути к всеобщему благоденствию надо попросить родителей не обсуждать то, что возможно не приглянулось в детском саду или насторожило в воспитателе при ребенке. Все взрослые участники адаптационного процесса должны, как мантры повторять, как хорошо в детском саду и проч., что дома сидят только малыши с сосками, а все большие взрослые дети ходят в садик. Дети лучшие психологи, они очень быстро понимают отношение родителей к воспитателю.

14. Используйте родительское собрание, как возможность заработать дополнительные балы уважения (несмотря на возраст). Продемонстрируйте свою компетентность в вопросах педагогики, покажите свою заинтересованность в жизни детей и родители обязательно это оценят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Детский сад как фактор социализации личности младшего дошкольника»

как сформировать у младших дошкольников социальные нормы, научить различать плохие и хорошие поступки.......

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы «Наш друг — светофор»

Тема: «Наш друг — светофор»          Цель:  формирование представления о безопасности пешеходов на дороге....

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий «Грамотный пешеход»

Данный конспект занятия составлен для детей 2 младшей группы по ознакомлению с правилами дорожного движения. Цель: Формирование представлений о безопасном поведении на улице. Задачи: Закреплять предст...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми первой младшей группы «Венок для весны»

Формировать представление детей о характерных признаках весны. Посредством здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий. В игровой, наглядной, словесной и дидактической иг...

Методическая разработка для начинающих воспитателей «Адаптация в ДОУ младших дошкольников»

адачи:1. Помочь сформировать нравственные качества у начинающих воспитателей.2. Поддержать начинающего воспитателя на пути вхождения в мир детского дошкольного учреждения.Когда мы пользуемся термином ...

Методическая разработка для начинающих воспитателей "Адаптация в ДОУ младших дошкольников".

Помошь и поддержка начинающим воспитателям на пути вхождения в мир детского дошкольного учреждения....

Методическая разработка «Рекомендации молодого воспитателя по вовлечению детей младшего дошкольного возраста в трудовую деятельность»

Трудовое воспитание малышей 3-4 лет – трудоемкий процесс, занимающий массу времени. Начинать его можно с бесед и рассматривания картинок, рассказов о нелегком, но полезном труде, говорить о том ...