Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе "Непоседы"
учебно-методический материал (старшая группа)
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремимся создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развивающая предметно-пространственная среда | 587 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы «Непоседы».
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремимся создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО, принятым в 2013 году и общеобразовательной программой ДОО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование), которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей; экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности;
– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таких как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
РППС меняется в зависимости от периода обучения. Предметный мир, окружающий ребёнка, при необходимости пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, которая служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности.
Наша группа оснащена: материалами и оборудованием для игровой деятельности, для продуктивной деятельности, для познавательно-исследовательской деятельности, для двигательной активности. Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе в теплое время года и в приёмной, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Направление: «Художественно-эстетическое развитие»
В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и рисунков. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
В игровой зоне располагается театрально-музыкальный уголок, стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления речи детей, игры по звуковой культуре речи.
Направление: «Речевое развитие»
Центр: «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Направление: «Познавательное развитие»
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные дидактические игры экологической направленности, серии картин, календарь природы, плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные», фигурки животных, поделки из природного материала, муляжи овощей и фруктов.
Центр опытно-экспериментальной деятельности, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
В Центре «ИКТ» размещены телевизор, DVD-плеер, магнитофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор.
Центр «Строительный» (конструктивный), хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Направление: «Социально-коммуникативное развитие»
Центр «Сюжетно-ролевой игры» Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные,театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья», «Кафе». Основываясь на требованиях ФГОС, в старшей группе были добавлены такие сюжетно-ролевые игры как «Детский сад, «Зоопарк», «Школа», «Почта». Для всех игр приготовлены костюмы, пособия, материалы, оборудование, для повышения интереса детей к играм.
Центр «дежурства» большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
Центр «безопасности» включает в себя разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно печатные игры.
В «Патриотическом» Центре имеется государственная символика родного города Южно-Сахалинска и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно прикладного искусства.
Направление: «Физическое развитие»
В Центре «Физического развития» имеются картотека с комплексом утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадок о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками: кегли, скакалки, обручи, мячи разных размеров (резиновые, пластмассовые, тряпичные), бадминтон; для утренней гимнастики – кубики, ленты, флажки, веревочки; игра «Поймай рыбку», настольная игра «Бадминтон», массажные мячи, коврики для профилактики плоскостопия; игры детский дартс, мишени для метания, «Городки», «Кольцеброс», настольно-печатная игра «Виды спорта». Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
Таким образом РППС в старшей группе «Непоседы» создана с учётом ФГОС ДОО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....