проект "Перелетные птицы"
проект (подготовительная группа)
Краткосрочный познавательно-творческий проект "Перелетные птицы" предназначен для детей 6-7 лет. Данный проект включает в себя различные формы работы с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pereletnye_ptitsy.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Звёздочка» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области |
140003, Московская обл., г. Люберцы, 3-е почтовое отделение, д. 29 А Телефон: 8-495-567-41-47
ПРОЕКТ
в подготовительной группе
на тему:
«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
Выполнили: воспитатели высшей квалификационной категории Корчагина Т.Ю.
г. Люберцы
Оглавление
Принципы решения задач проекта 7
План работы с детьми 6 – 7 лет 9
Введение
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в период дошкольного детства ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
В настоящее время взаимоотношение человека с природой и её обитателями довольно актуальный вопрос. Большинство современных детей редко общается с природой. Чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, необходимо с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Актуальность
Первые представления о родном крае, которые получает ребёнок в детском саду, должны включать в себе все сведения о природе той местности, того края, где он живёт. Окружающая нас природа богата и разнообразна, она, по-своему притягательна своей красотой, неповторимостью, яркостью красок в разные времена года. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами делает человека чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. Наблюдая за детьми нашей группы, пришли к выводу, что дети имеют знания о родном крае, но не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно. У ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также не умеют заботиться о птицах. Вследствие этого, было решено реализовать проект «Перелётные птицы».
Вид проекта: познавательно-творческий
Объект проекта: дети 6-7 лет
Предмет проекта: перелётные птицы
Цель проекта:
- Формировать у детей на основе экологических знаний бережное и созидательное отношение к миру птиц.
- Формировать у детей гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
Образовательные: Расширить знания и представления детей о перелётных птицах, особенностях их жизни;
Создать развивающую среду для формирования представлений об окружающей действительности и развития связной речи путём использования средств ИКТ, подборки познавательной энциклопедической литературы;
Формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);
Развивающие: Развивать познавательную активность, желание узнать новое, поделиться своими знаниями с другими воспитанниками;
Воспитательные: Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Участники проекта: дети 6 – 7 лет, воспитатели, родители.
Методы и приемы
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные.
Информационно-рецептивный метод: рассматривание иллюстраций, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом в процессе художественно-эстетической деятельности, устные инструкции по выполнению работы, слушание голосов птиц.
Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, совместное действие педагога с детьми.
Исследовательский метод: самостоятельная работа детей.
Формы работы
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- коллективно-творческая работа;
- работа с родителями.
- игра;
- оформление выставок.
Принципы решения задач проекта
- Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребенка)
- Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
- Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о птицах с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей.
Продолжительность проекта: 5 дней (краткосрочный)
Ожидаемые результаты: Дети получат знания о перелетных птицах, смогут рассказать об образе их жизни. У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе, бережное отношение к объектам природы.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; анализ и организация предметно-развивающей среды в группе | – ознакомление детей с художественной литературой на тему «Перелетные птицы»; – проведение бесед по теме; − рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию; − работа с родителя (разработка рекомендаций); − проведение ООД; −проведение открытого мероприятия; − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; − рисование с детьми на тему «Пернатые друзья»; − создание и презентация. | –анализ результатов проекта. |
План работы с детьми 6 – 7 лет
группа «Волшебная»
Форма работы | Цели и задачи |
Понедельник Беседа: «Птицы – кто они?» ООД Познание: «Пернатые друзья» Дидактические игры: «Назови перелётную птицу»; «Кто улетел?»; ООД Художественное творчество. Рисование: «Утка» | Закрепить знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок, ласточка. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизировать словарь по теме. Развивать речевую активность, внимание, мышление, методику. Совершенствовать грамматический строй речи Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам. Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображения из составных частей; Учить детей рисовать птицу в движении; Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы; Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом; Развивать навыки рисования цветными карандашами; Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков. Учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц; показать красоту перелетных птиц и их птенцов; |
Вторник Дидактические игры: «Улетает – не улетает»; «Четвертый лишний» (какая птица лишняя) ООД Художественное творчество Оригами «Журавль» | Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме; учить читать схему, понимать условные обозначения; учит придерживаться предположенной в схеме последовательности выполнения поделки; учить украшать поделку, «оживлять» с помощью рисования или аппликации; развивать интерес к искусству оригами. |
Среда Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Филин и пташки» Пальчиковая гимнастика «Летят лениво журавли» ООД Художественное творчество Рисование «Снегирь» | Формировать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, увертываться от водящего, быстро убегать, занимая свое место; Формировать умение детей двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движений, скорость реакции на сигнал; Способствовать повышению двигательной активности детей; Расширять представления о повадках и способах передвижения птиц посредством подвижных игр; Воспитывать желание заботиться о пернатых. |
Четверг Наблюдение за птицами на участке детского сада ООД. Речевое развитие: «Перелётные птицы». Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Десять птичек – стайка» Загадывание загадок о перелётных птицах; ООД Коммуникация Пересказ рассказа о ласточке | Продолжать наблюдение за птицами на участке, прилетающих к кормушке, их повадками; Формировать умение узнавать птиц по внешнему виду, умение сравнивать перелетных и зимующих птиц, выявлять отличительные особенности, характерные особенности; Расширять представления об отличительных особенностях питания зимующих и перелетных птиц; Расширять знания о жизни птиц в зимний и весенний период; Расширять представления об особенностях гнездования перелетных птиц; Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам зимой; Вызывать интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас; развивать любознательность, связную речь, логическое мышление, память, внимание. Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов |
Пятница ООД Познание «Перелетные птицы» ООД Коммуникация чтение художественной литературы: Х.К. Андерсен «Гадкий утёнок» ООД Художественное творчество Аппликация «Жар-птица» | Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Расширять представления детей о многообразии художественной литературы о зимующих и перелетных птицах познавательного характера. Уточнить знания детей об отличительных особенностях птиц через ознакомление с художественной литературой. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через ознакомление с литературой. Развивать связную речь, память, образное мышление, слуховое восприятие, интерес к произведениям художественной литературы. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Учить создавать рисунок оперения птиц с помощью аппликации. Учить правильно создавать композицию. |
Диагностика
Для диагностики уровня развития знаний о перелетных птицах у старших дошкольников в группе были поставлены следующие задачи:
Определить уровень знаний о птицах, их питании, причины отлета.
Определить знание таких понятий как перелетные и зимующие птицы.
Высокий уровень: Ребенок без особого труда называет перелетных птиц, их питании и строении. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Правильно определяет причину, по которой птицы улетают осенью и возвращаются весной. Проявляет интерес к объектам природы.
Средний уровень: Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названиях перелетных птиц. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет причину, по которой птицы улетают осенью и возвращаются весной. С помощью взрослого рассказывает о жизни птиц.
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы.
Низкий уровень: Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать перелетных птиц. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Ребенок неправильно определяет причину, по которой птицы улетают осенью и возвращаются весной. Затрудняется рассказать о жизни птиц. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, словарь ограничен.
Низкий уровень: 1 – 3 баллов
Средний уровень: 4 – 6 баллов
Высокий уровень: 7 – 9 баллов
Для исследования была взята группа детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в форме беседы воспитателя с ребенком. Ребенку предлагались следующие вопросы:
- Что означает название «перелетные птицы»?
- Какие птицы улетают от нас, а потом возвращаются к нам осенью?
- Каких перелетных птиц ты знаешь?
- Чем питаются птицы?
- Как мы можем помочь птицам?
- Для чего нужны птицы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....