проект "Перелетные птицы"
проект (подготовительная группа)

Татьяна Корчагина

Краткосрочный познавательно-творческий проект "Перелетные птицы" предназначен для детей 6-7 лет. Данный проект включает в себя различные формы работы с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pereletnye_ptitsy.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 2 «Звёздочка»

муниципального образования Люберецкий муниципальный район  Московской области

                                         140003, Московская обл., г. Люберцы, 3-е почтовое отделение, д. 29 А    Телефон:  8-495-567-41-47

                                               

                                             

                                                                                                             

ПРОЕКТ

в подготовительной группе

на тему:

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Выполнили: воспитатели высшей квалификационной категории         Корчагина Т.Ю.

г. Люберцы

Оглавление

Введение        3

Актуальность        4

Цель проекта:        5

Задачи проекта:        5

Методы и приемы        6

Формы работы        6

Принципы решения задач проекта        7

Содержание проекта        8

Этапы реализации проекта        8

План работы с детьми 6 – 7 лет        9

группа «Волшебная»        9

Диагностика        13

Введение

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в период дошкольного детства ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

В настоящее время взаимоотношение человека с природой и её обитателями довольно актуальный вопрос. Большинство современных детей редко общается с природой. Чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, необходимо с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность

Первые представления о родном крае, которые получает ребёнок в детском саду, должны включать в себе все сведения о природе той местности, того края, где он живёт. Окружающая нас природа богата и разнообразна, она, по-своему притягательна своей красотой, неповторимостью, яркостью красок в разные времена года. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами делает человека чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. Наблюдая за детьми нашей группы, пришли к выводу, что дети имеют знания о родном крае, но не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно. У ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также не умеют заботиться о птицах. Вследствие этого, было решено реализовать проект «Перелётные птицы».

Вид проекта: познавательно-творческий

Объект проекта: дети 6-7 лет

Предмет проекта: перелётные птицы

Цель проекта:

  • Формировать у детей на основе экологических знаний бережное и созидательное отношение к миру птиц.
  • Формировать у детей гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи проекта:

Образовательные: Расширить знания и представления детей о перелётных птицах, особенностях их жизни;

Создать развивающую среду для формирования представлений об окружающей действительности и развития связной речи путём использования средств ИКТ, подборки познавательной энциклопедической литературы;

Формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);

Развивающие: Развивать познавательную активность, желание узнать новое, поделиться своими знаниями с другими воспитанниками;

Воспитательные: Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Участники проекта: дети 6 – 7 лет, воспитатели, родители.

Методы и приемы

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные.

Информационно-рецептивный метод: рассматривание иллюстраций, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом в процессе художественно-эстетической деятельности, устные инструкции по выполнению работы, слушание голосов птиц.

Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский метод:  самостоятельная работа детей.

Формы работы

  • беседы;
  • чтение художественной  литературы;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями.
  • игра;
  • оформление выставок.

Принципы решения задач проекта

  • Принцип позитивного центризма  (отбор знаний, актуальных возрасту ребенка)
  • Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.

  • Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о птицах с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

  • Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей.

Продолжительность проекта:  5 дней (краткосрочный)

Ожидаемые результаты: Дети получат знания о перелетных птицах, смогут рассказать об образе их жизни. У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе, бережное отношение к объектам природы.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; анализ и организация предметно-развивающей среды в группе

– ознакомление детей с художественной литературой на тему «Перелетные птицы»;

– проведение бесед по теме;

− рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию;

− работа с родителя (разработка рекомендаций);

− проведение ООД;

−проведение открытого мероприятия;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

− рисование с детьми на тему «Пернатые друзья»;

− создание и презентация.

–анализ результатов проекта. 

План работы с детьми 6 – 7 лет

группа «Волшебная»

Форма работы

Цели и задачи

Понедельник

Беседа:

«Птицы – кто они?»

ООД Познание: «Пернатые друзья»

Дидактические игры:

«Назови перелётную птицу»;

«Кто улетел?»;

ООД Художественное творчество. Рисование: «Утка»

Закрепить знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок, ласточка.

 Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизировать словарь по теме.

Развивать речевую активность, внимание, мышление, методику. Совершенствовать грамматический строй речи Воспитывать чувство любви к родной природе,    бережное отношение к птицам.

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображения из составных частей;  Учить детей рисовать птицу в движении; Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы; Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом;  Развивать навыки рисования цветными карандашами; Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

Учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц; показать красоту перелетных птиц и их птенцов;

Вторник

 Дидактические игры:

 «Улетает – не улетает»;

«Четвертый лишний» (какая птица лишняя)

 ООД Художественное творчество Оригами «Журавль»

Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов

Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме; учить читать схему, понимать условные обозначения; учит придерживаться предположенной в схеме последовательности выполнения поделки; учить украшать поделку, «оживлять» с помощью рисования или аппликации; развивать интерес к искусству оригами.

Среда

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Филин и пташки»

Пальчиковая гимнастика «Летят лениво журавли»

ООД Художественное творчество Рисование «Снегирь»

Формировать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, увертываться от водящего, быстро убегать, занимая свое место;

Формировать умение детей двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движений, скорость реакции на сигнал;

Способствовать повышению двигательной активности детей;

Расширять представления о повадках и способах передвижения птиц посредством подвижных игр;

Воспитывать желание заботиться о пернатых.

Четверг

Наблюдение за птицами на участке детского сада

ООД. Речевое развитие: «Перелётные птицы».

Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Десять птичек – стайка»

Загадывание загадок о перелётных птицах;

ООД Коммуникация Пересказ рассказа о ласточке

Продолжать наблюдение за птицами на участке, прилетающих к кормушке, их повадками; Формировать умение узнавать птиц по внешнему виду, умение сравнивать перелетных и зимующих птиц, выявлять отличительные особенности, характерные особенности;

Расширять представления об отличительных особенностях питания зимующих и перелетных птиц; Расширять знания о жизни птиц в зимний и весенний период;

Расширять представления об особенностях гнездования перелетных птиц;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам зимой;

Вызывать интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас; развивать любознательность, связную речь, логическое мышление, память, внимание.

Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов

Пятница

ООД Познание «Перелетные птицы»

ООД Коммуникация чтение художественной литературы:

Х.К. Андерсен «Гадкий утёнок»

ООД Художественное творчество Аппликация «Жар-птица»

Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий.

Расширять представления детей о многообразии художественной литературы о зимующих и перелетных птицах познавательного характера.

Уточнить знания детей об отличительных особенностях птиц через ознакомление с художественной литературой.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через ознакомление с литературой.

Развивать связную речь, память, образное мышление, слуховое восприятие, интерес к произведениям художественной литературы.

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Учить создавать рисунок оперения птиц с помощью аппликации.

Учить правильно создавать композицию.


Диагностика

Для диагностики уровня развития знаний о перелетных птицах у  старших дошкольников в группе были поставлены следующие задачи:

Определить уровень знаний о птицах, их питании, причины отлета.

Определить знание таких понятий как перелетные и зимующие птицы.

Высокий уровень: Ребенок без особого труда называет перелетных птиц, их питании и строении. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Правильно определяет причину, по которой птицы улетают осенью и возвращаются весной. Проявляет интерес к объектам природы.

Средний уровень:  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названиях перелетных птиц. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет причину, по которой птицы улетают осенью и возвращаются весной. С помощью взрослого рассказывает о жизни птиц.

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы.

Низкий уровень:  Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать перелетных птиц. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Ребенок неправильно определяет причину, по которой птицы улетают осенью и возвращаются весной. Затрудняется рассказать о жизни птиц. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, словарь ограничен.

Низкий уровень: 1 – 3 баллов

Средний уровень: 4 – 6 баллов

Высокий уровень: 7 – 9 баллов

Для исследования была взята группа детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в форме беседы воспитателя с ребенком. Ребенку предлагались следующие вопросы:

  1. Что означает название «перелетные птицы»?
  2. Какие птицы улетают от нас, а потом возвращаются к нам осенью?
  3. Каких перелетных птиц ты знаешь?
  4. Чем питаются птицы?
  5. Как мы можем помочь птицам?
  6. Для чего нужны птицы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....