Педагогический проект: «Познание окружающего мира через экспериментальную деятельность»
материал (младшая, средняя группа)
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt_15_06.docx | 74.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №28 «Огонёк»
Педагогический проект:
«Познание окружающего мира через экспериментальную деятельность»
Автор: воспитатель
первой квалификационной категории
Леус Ю.Х.
группа №7 «Бабочки»
г. Бердск 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Краткая аннотация проекта.
2. Постановка проблемы.
3. Цель и задачи проекта.
4. Методы реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта.
6. Календарный план реализации проекта.
7. Результаты проведённой работы.
8. Список литературы.
9. Приложения.
Краткая аннотация проекта
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Вид проекта: долгосрочный, групповой, исследовательско - игровой.
Срок реализации проекта: сентябрь 2017 по май 2019 г (долгосрочный).
Участники проекта:
- Дети второй младшей и средней группы;
- воспитатель группы №7 «Бабочки» Леус Ю.Х.;
- родители воспитанников.
Актуальность проекта
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.
Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).
Еще одна из задач проекта - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Я предлагаю, организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Постановка проблемы
Работая воспитателем, я заинтересовалась проблемой: как развить познавательный интерес дошкольников, отвечающий современным требованиям. В начале моей работы с детьми было проведено диагностическое исследование познавательных способностей детей и было выявлено, что у детей качественно снижены показатели логического мышления. Дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления, испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.
Чтобы заинтересовать детей и научить анализировать, формулировать свои мысли, проявлять активность в познании окружающего мира путем экспериментов, проб и ошибок, я решила ввести экспериментальную деятельность в процесс обучения.
Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребенка лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Поэтому данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цель и задачи.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования и проведения опытов.
Задачи проекта:
- Создание условий для детского экспериментирования детей младшего и старшего дошкольного возраста, предметно-развивающей среды;
- Расширять представления детей второй младшей и средней групп об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать процесс познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности;
- Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Исследовать эффективность системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
- Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
- С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Методы реализации проекта
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание условий для детского экспериментирования;
- Развитие мышления, связной речи детей дошкольного возраста;
- Умение анализировать процесс познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности;
- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
- Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Методы реализации проекта
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как к средству развития познавательной активности детей, я спроектировала свою работу в следующих видах деятельности:
- непосредственная образовательная деятельность (ФЦКМ, ФЭМП, коммуникация, лепка, рисование);
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность взрослого и детей, а также детей друг с другом.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
- Особенностями изучаемого явления;
- Наличием свободного времени;
- Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности;
- Если дети устали, эксперимент прекращаем раньше задуманного срока, если же, интерес к работе не иссекает, его можно продолжить сверх запланированного времени.
Экспериментальную деятельность провожу в различных формах:
- с группой детей;
- по подгруппам;
- парами;
- индивидуально;
- спонтанно, как ответ на вопрос ребенка.
Экспериментальной деятельностью занимаюсь практически ежедневно.
Структура проведения игры–экспериментирования:
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?)
- ситуация выбора.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный)
I этап – основной
III этап – итоговый (обобщающий)
План поэтапной реализации проекта:
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
I этап. Подготовительный (Организационный) | |||
1 | Изучить и проанализировать методическую литературу по теме | Сентябрь 2017г. | Воспитатель: Леус Ю.Х. |
2 | Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта | Сентябрь 2017г. | Воспитатель: Леус Ю.Х. |
3 | Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности | Сентябрь 2017г. | Воспитатель: Леус Ю.Х. |
II этап. Основной | |||
1 | Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности | Сентябрь 2017г. - Май 2019г. | Воспитатель: Леус Ю.Х.. |
2 | Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей | Сентябрь 2017г. - Май 2019г. | Воспитатель: Леус Ю.Х. |
III этап. Обобщающий | |||
1 | Определить эффективность проведённой работы | Май 2018 г, Май 2019г. | Воспитатель: Леус Ю.Х. |
2 | Провести анализ полученных результатов | Май 2019г. | Воспитатель: Леус Ю.Х. |
3 | Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, в СМИ | 2018г - 2019г. | Воспитатель: Леус Ю.Х. |
I этап. Подготовительный (организационный)
На этом этапе, в сентябре 2017 года, мною была проведено диагностическое исследование в второй младшей группе «Бабочки». Целью было определение у детей уровня развития познавательного интереса с использованием методики «Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» Л.Н. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой (Приложение 2.2.1). Результаты данного исследования показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. 31% детей имели низкий уровень, 54% – средний уровень, и лишь 15% детей имели высокий уровень. Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.
После этого изучалась и анализировалась методическая литература. Разработан мною программа кружка по экспериментальной деятельности «Отчего и почему?» для детей второй младшей группы
и для детей средней группы
А так же составлены подборки и картотеки опытов и экспериментов по ознакомлению с окружающим миром,
которые представлены на моей странице сайта nsportal.ru:
- Картотека опытов и экспериментов https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/05/19/kartoteka-opytov-i-eksperimentov;
- Познавательные опыты для детей https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/05/12/poznavatelnye-opyty-dlya-detey;
- Карточки помощники по ознакомлению с окружающим миром https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/05/12/kartochki-pomoshchniki-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim;
- Опыты на кухне http://dou-28.ru/ot-vospitateley-dou/opyityi-na-kuhne.html;
- Составление картотек дидактических игр по формированию познавательной деятельности для разных возрастов дошкольников. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/05/26/kartoteka-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-poznavatelnoy.
- Картотека опытов «Космос» https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/06/08/kartoteka-opytov-kosmos.
- Карточки помощники «Как растет живое» https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/06/08/kartochki-pomoshchniki-kak-rastet-zhivoe.
- Опыты с водой для дошкольников https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/06/08/opyty-s-vodoy-dlya-doshkolnikov.
Был разработан перспективный план на 2018-2019 учебный год https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/10/21/rabochaya-programma-kruzhka-po-eksperimentalnoy.
В ходе занятий кружка используются различные дидактические пособия, одно из них – планшет «Логико - малыш».
В группе была создана предметно-развивающая среда. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/05/12/nasha-laboratoriya.
2 этап. Основной.
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как к средству развития познавательной активности детей, я спроектировала свою работу в следующих видах деятельности:
- непосредственная образовательная деятельность (ФЦКМ, ФЭМП, коммуникация, лепка, рисование);
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность взрослого и детей, а также детей друг с другом.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
- Особенностями изучаемого явления;
- Наличием свободного времени;
- Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности;
- Если дети устали, эксперимент прекращаем раньше задуманного срока, если же, интерес к работе не иссекает, его можно продолжить сверх запланированного времени.
Экспериментальную деятельность провожу в различных формах:
- с группой детей;
- по подгруппам;
- парами;
- индивидуально;
- спонтанно, как ответ на вопрос ребенка.
В нашу лабораторию часто приходят сказочные герои, которым мы помогаем ответить на многие вопросы. Провожу в группе следующие мероприятия:
- посвящение в «юных исследователей»;
- открытие научной лаборатории;
- познавательное развлечение «Хозяйка медной горы»;
- познавательное развлечение «Космическое приключение».
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрпризный момент;
- педагогическая или проблемная ситуация;
- познавательный момент (почему так?);
- ситуация выбора.
На занятии у детей стараюсь вызвать интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. А затем в совместной деятельности закрепляли на практике полученные ранее знания и представления.
Работу провожу по принципу от простого к сложному. Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
Предлагая детям поставить опыт, я сообщала детям цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и последовательности эксперимента.
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, то есть оформление в рисунках, схемах.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и другие. Словесные игры: «Что лишнее?», «Плавает-тонет», «Это кто к нам пришёл?», «Вкусно-невкусно», «Тепло-холодно» и другие, которые развивают у детей внимание, воображение, повышают уровень знаний об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему строить тоннели лучше когда песок мокрый, а не сухой; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или в песке; почему растениям нужно солнце, каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Также на этом этапе ведется активная работа с родителями:
- Анкетирование родителей;
- Проведение консультаций о роли экспериментальной деятельности в развитии познавательного интереса, а также консультации по проведению опытов и экспериментов дома;
- Проведение эксперимента в домашних условиях детей вместе с родителями;
- Индивидуальные беседы с рекомендациями каждому конкретному ребенку;
- Привлечение родителей к активной помощи в оформлении уголка по экспериментированию;
- Фотоотчет «Ученые в лаборатории» https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/05/11/kak-my-eksperimentirovali-i-provodili-opyty
- 3 этап. Обобщающий
В конце учебного года было проведено диагностическое исследование познавательных способностей детей по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы по интегративным областям (Приложение 2.1.1). Результаты данного диагностического исследования показали, что только 4% воспитанников имеют низкий уровень развития познавательных способностей, 19% – средний уровень и 77% детей имеют высокий уровень.
По результатам диагностики Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности», к концу учебного года 52% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности (Приложение 2.2.1), результаты увеличились в 6,5 раз по сравнению с результатами первоначального обследования.
Календарный перспективный план взаимодействия с родителями при реализации проекта для второй младшей группы
(2017-2018 г.)
Время проведения | Работа с родителями |
НОЯБРЬ | Предложить провести игру «Что относится к жидкостям?». Предложить рассмотреть с ребенком сосульки, выяснить, откуда они появились. Предложить придумать сказку « Приключения Воздушного шарика». |
ДЕКАБРЬ | Привлечь родителей к оформлению развивающей среды группы. Изготовление вертушки в домашних условиях. Предложить придумать сказку о растениях. |
ЯНВАРЬ | Выставка литературы на экологическую тему. Привлечение родителей к подбору материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности |
ФЕВРАЛЬ | Оформление информационного материала для родителей «Это интересно». Предложить рассмотреть с ребенком форму его носа, носов мамы и папы; найти в них сходства и различия. Дидактическая игра «Угадай на вкус» Дидактическая игра «Найди и промолчи» |
МАРТ. | Организация проведения «Дня открытых дверей». Изготовление книжек «Береги свое здоровье». Привлечение родителей к проведению развлечения «Приключения солнечных зайчиков». |
АПРЕЛЬ. | Выставка поделок из бумаги. Дидактическая игра «Найди одинаковые по фактуре ткани». Дидактическая игра «Назови все пластмассовые предметы». Дидактическая игра «Назови резиновые предметы». |
МАЙ | Оформление информационного материала для родителей «Это интересно». Предложить придумать сказку «История одной свечи». Анкетирование родителей «Экспериментальная деятельность в группе» |
Календарно тематическое планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста | |||
Месяц |
Тема |
Задачи |
Материалы и оборудование. |
Ноябрь | 1.«Почему песок хорошо сыплется?» | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). | Песок, глина, емкости, лупа, ширма, сито «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» |
2 «Глина, ее качества и свойства». Опыт № 4 «Глиняные игрушки» | Формировать представления о свойствах глины (моется, бьется, размокает) | Глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечки для работы. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» | |
3. «Ветер», | Выявлять изменения свойства песка при взаимодействии с ветром и водой | Песок, глина, прозрачные емкости, закрытые крышками; полиэтиленовые | |
4. «Свойства и качества воды» (Окрашивание | Ознакомить детей со свойствами воды; Формировать у детей | Вода, молоко, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» | |
Декабрь | 1.«Откуда берется | Ознакомить детей с одним из состояний воды —паром Ознакомить детей с процессом конденсации | Кипяток, термос (емкость с кипятильником) Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 5-6; Папка с опытами |
2.«Замерзание | Ознакомить детей с различными жидкостями; помочь выявлению различий в процессах замерзания различных жидкостей. | Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло, ёмкости, алгоритм деятельности «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» | |
3. «Где теплее?», | Познакомить детей со свойствами теплого и холодного воздуха | Горячая вода, два термоса, чайник | |
4. «Ветер в комнате» | Формировать представления детей об образовании ветра | Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить) Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 85; Папка с опытами | |
Январь | 1.«Наши помощники — органы | Познакомить детей с органами чувств и их названиями; формирование потребности в уходе за органами чувств | Лимон, яблоко, сахар, вода, «чудесная коробочка» (с дырочками), коробочка с бубном, «чудесный мешочек», непрозрачный чайник «Ребёнок познаёт мир» Смирнова Т.В, стр.91«ОО-ЭР в ДОУ», стр 72 |
2.«Язычок-помощник» | Познакомить детей со строением и значением языка. | Набор разнообразных продуктов питания (горьких, сладких, кислых, соленых), схематичное изображе | |
3. «Глаза — орган | Познакомить детей с органами чувств — глазами, их назначением, правилами ухода и охраны | Вода, непрозрачный чайник «Ребёнок познаёт мир» Смирнова Т.В, стр.99; | |
Февраль
| 1. «Ухо — орган слуха», | Познакомить детей с органом чувства —ухом, его значением, | Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки запрещающие действия, которые могут приводить к «Ребёнок познаёт мир» Смирнова Т.В, стр.80; |
2. «Как распространяется звук?», опыт №1 | Познакомить детей со способом распространения звука, с понятием «звуковые волны» | Вода, камешки, стол с ровной поверхностью, емкости, шашки (монеты) Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 11; Папка с опытами | |
3 «Спичечный телефон», | Познакомить детей с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии | Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички | |
4 «Бумага, «Древесина, ее качества и свойства» | Познакомить детей со свойствами бумаги (мнется, рвется, режется, горит) и | Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 16; Папка с опытами | |
Март | 1.«Ткань, | Обучить детей узнавать вещи из ткани, определение ее качества и свойства (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | Образцы тканей, вода, ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 17; Папка с опытами |
2 «Мы — фокусники!» | Формировать у детей умения выявлять выявлять материалы, взаимодействующие с магнитами | Вода, растительное масло, кусочек ткани, деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка материалы, взаимодействующие с магнитами | |
3 «Почему все опыт №1 | Формирование у детей представления о том, что Земля обладает силой притяжения | Предметы из дерева и пластмассы, пух, бумага, вода, песок Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 10; Папка с опытами | |
4. «Солнечные зайчики» | Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков» | Зеркала по количеству детей, источник света. | |
Апрель | 1. «Что в коробке?» | Познакомить детей со значение света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь. Фонарик, лампа. |
2. «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды» | Выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука. | Две одинаковые луковицы, два стаканчика (один наполненный водой, другой – пустой). Опыт отсрочен по времени 2-3 недели | |
3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды» | Выделить фактор внешней среды - воду – как существенную необходимость для роста и развития семян. Наглядный: показ, наблюдение; словесный: беседа, рассказ | Семена кабачка или гороха, два блюдца, небольшие кусочки марли, стакан воды. Опыт отсрочен во времени 1 – 2 недели | |
4. «Игры с воздушным шариком и соломинкой» | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | Два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий, воздушные шарики, емкости с водой – для каждого ребенка | |
Май | 1.«Нарисуем свой портрет» | Познакомить детей со строение тела человека и пространственным расположением его частей | Маркеры, губки, зеркала – большие и маленькие, салфетки, кисти, клей. |
2. «Что в пакете?» | Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве. | Полиэтиленовые пакеты по количеству детей | |
3.«Надувание мыльных пузырей» | Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь | Тарелка (подночс0, стекланная воронка, соломинка, палочка с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости. | |
4. «Как очаровать червя? | Дать детям знания о том, что черви любят дождь (они берегут кожу от высыхания, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель. | Лужайка (клумба) со слегка влажной почвой; вилы лопата, лейка с водой; бубны. |
Календарный перспективный план взаимодействия с родителями при реализации проекта для средней группы
Взаимодействие с родителями
- Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- Буклеты для родителей.
- Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы»
- Фоторепортажи о кружковой работе.
- Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях
- Выступления на родительских собраниях.
- Открытый показ кружковой работы.
Календарно тематическое планирование работы
с детьми среднего дошкольного возраста
№ | Месяц | Тема | Занятия |
1 | Сентябрь | Противоположность – превращение. Задачи: - познакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоить их значение; - развивать умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово; - учить детей находить и различать противоположности; - развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «Был – стал (станет)»; - познакомить со схемами «превращения». |
|
2 | Октябрь | Песок и глина. Задачи: - познакомить со свойствами и качествами песка и глины: сыпучести, способности сохранять форму, впитываемости, особенности взаимодействия с водой и т.д. |
|
3 | Ноябрь | Человек. Задачи: - формировать представление о некоторых органах человека; - развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. |
|
4 | Декабрь | Свойства воды. Задачи: - формировать представления о свойстве и качестве воды. |
|
5 | Январь | Солнечный свет. Задачи: - расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света; - познакомить с тем, как образуется тень. |
|
6 | Февраль | Свойства воды Задачи: - формировать представление о свойстве и качестве льда и воды. |
|
7 | Март | Жизнь растений. Задачи: - подвести к пониманию того, что растение живое, т.е. растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения; - учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять, и устанавливать их причину. |
|
8 | Апрель | Предметы. Задачи: - создать условия для формирования умения характеризовать предметы; - способствовать определению материала, из которого сделан предмет; - развивать умение определять признаки и свойства материалов. |
|
9 | Май | Воздух. Задачи: - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. |
|
Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. |
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка».
Основное оборудование и материалы:
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов (совместно с детьми разработанные условные обозначения);
- дидактические игры;
- книги познавательного характера, атласы, энциклопедии;
- карточки - подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
- оборудование (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
- природный материал (камешки, семена, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, шишки);
- увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокли;
- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки);
- бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет;
- технические материалы: гайки, винты, болтики;
- разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки;
- контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Результаты проведенной работы
Работа с данной группой детей велась мною два года с сентября 2017 по май 2019, начиная со второй младшей группы. В течение этого времени было незначительное колебание количества детей в группе и вновь прибывших детей.
На начальном этапе результаты были такими:
- на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (32 %),
- на втором месте рисование (24 %),
- на третьем месте – конструирование(20 %),
- на четвертом месте – чтение (12 %),
- на пятом месте – детское экспериментирование (8 %),
- на шестом труд в уголке природы (4%).
По результатам итогового обследования, представленным в сводной таблице видно, что количество выборов экспериментальной деятельности детьми увеличилась в 6,5 раз, по сравнению с первоначальным этапом.
По результатам мониторинга на конец 2019 учебного года:
- 58% (15) с высоким уровнем развития;
- 40% (10) со средним уровнем развития;
- 0% с низким уровнем развития.
Таким образом можно сделать вывод, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми, второй младшей и средней группы дошкольного возраста, экспериментальной деятельностью.
Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям - экспериментам. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
Проанализировав результаты итоговой диагностики, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Список литературы:
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и экспериментальной деятельности в подготовительной группе « В гостях у гномиков».
Занятие поможет формированию у детей осознанного правильного отношения к природе, ее явлениям и объектам, основанным на чувственном их восприятии, эмоциональном отношении и полученных в результа...
«Мир вокруг нас».Ознакомление детей с окружающим миром посредством экспериментальной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие», одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интер...
Ознакомление с окружающим миром средствами экспериментальной деятельности в 1 младшей группе " Игры с водой"
Большое значение в жизни каждого ребёнка играет экспериментальная деятельность .С её помощью дети знакомятся с окружающим миром,узнают новое о свойствах предметов, их качеств....
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром через экспериментальную деятельность»
в материале представлен план работы по экспериментированию...
Ознакомление с окружающим миром средствами экспериментальной деятельности "В гостях у Снегурочки"
Воспитание познавательного интереса к окружающему миру...
Программа "Развитие у детей самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, через экспериментальную деятельность"
Программа разработана для работы с детьми 4-5 лет. В программе представлены последовательная работа с детьми направленая на развитие самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, чер...
«Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через экспериментальную деятельность»
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную ...
- Мне нравится (1)