«Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через экспериментальную деятельность»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада в дошкольном образовании, а далее и учителем начальной школы на первом этапе обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_mart_2022.docx | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия №1 города Рузы»
«Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через экспериментальную деятельность»
Подготовила воспитатель
Первой квалификационной категории
Баловнева А.В.
23 марта 2022год
г.Руза
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада в дошкольном образовании, а далее и учителем начальной школы на первом этапе обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся.
Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе, взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы, положительное отношение к детям, понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения.
Но именно в процессе дошкольного образования закладывается и ведется целенаправленное педагогическое воздействие на детей, в ходе которого закладываются основы экологического воспитания - осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, которые являются их непосредственным окружением в данный период жизни. Знакомство с объектами неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. В самой программе дошкольного образования заложено требование , что создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявления скрытых свойств объектов. Эксперименты - это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.
Основная задача формирования познания окружающего мира дошкольников и младших школьников — обеспечить становление личности ребенка, выявить его способности. На этом возрастном этапе обучение должно иметь интегрированный характер и давать первое общее представление о природе ( живой и неживой), обществе, человеке, их взаимодействии через экспериментирование.
Сегодня очень важно не столько сформировать знания, сколько развить человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.
И снова обратимся к программе, в которой так же прописаны требования :
- предметное окружение- формировать понимание того, что человек создал себе все сам, что не дала ему природа; вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы;
-природное окружение- поддерживать интерес к миру природы, создавать условия для проявления инициативы и творчества в ее познании, формировать желание самостоятельно добывать знания ( экспериментируя, рассматривая иллюстрации , наблюдая за природными объектами и явлениями);
-неживая и живая природа- учить обобщать и систематизировать представления о временах года, расширять представления о погодных условиях, развивать представления детей о растениях, дать представление о том, что растения – живые существа, или как говорят ученые, это одно из царств живой природы ,подводить детей к умению делать элементарные выводы и умозаключения; так же касаемо и животного мира;
- экологическое воспитание- формировать элементарные экологические представления;
-социальное окружение- расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности.
Одним словом определены требования, каким ребенок выходит из образовательного процесса. Точнее сказать ,мы видим портрет ребенка дошкольника, выпускника детского учреждения.
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через экспериментальную деятельность начинается с предметно пространственной среды нашей группы. Выделено место для центра экспериментирования, в котором находятся объекты для исследований в действии, образно-символический, нормативно-знаковый материал.Так же в группе проведение экспериментов стало нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяли объединить все виды деятельности все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределялась равномерно между воспитателем и детьми.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
- Для организации детского экспериментирования в нашей группе созданы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников: «Научная мини – лаборатория», «Картотека экспериментов дошкольников», коллекции объектов и предметов окружающей действительности.
- Научная мини-лаборатория способствует самостоятельному приобретению опыта в процессе детского экспериментирования.
- Картотека опытов и экспериментов позволяет систематизировать естественно-научные эксперименты для детей.
- Коллекции объектов и предметов окружающей действительности способствуют формированию представлений об их особенностях, свойствах и качествах.
Практика показывает, что в повседневной жизни дети самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. В детском саду эксперимент должен отвечать следующим условиям: доступность приборов и правил обращения с ними, безопасность действия приборов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в проведении эксперимента.
В нашей группе экспериментирование занимает одно из ведущих форм образования. Дети, начиная с младшей группы, экспериментируют в уголке природы. Наблюдают за растениями,погодой. Напримере пословиц и примет о природе и погоде:«Длинные сосульки — к долгой весне. Купаются воробьи ранней весной — к скорому теплу. Когда кукушка кукует на сухом дереве — это к морозу. Если грачи летят прямо на свои старые гнезда, то весна будет теплой. Когда гуси летят низко, то и воды будет мало, а когда высоко то жди много воды. Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — лето будет сухое. Коли прилетели дрозды, значит морозов уже не будет.»
Дети с интересом наблюдают за приметами, делают выводы. В уголке природы отмечают признаки погоды. Сначала совместно с воспитателем, постепенно дети начали раб самостоятельно.
Но хочу заметить, что экспериментирование не занимает все количество времени дошкольника, темы опытов прописаны в календарно-тематических планах.
Вашему вниманию хочу показать фрагмент видео экспериментирования встаршей группе: Опыт «Неперемешиваемые жидкости» и фрагмент видео экспериментирования в подготовительной группе «Опыты с водой»
Что бы понять, насколько экспериментирование в детском саду важно и необходимо ,на конечном этапе проводится анализ и обработка полученных результатов работы, среди детей ,а так же их родителей.(приложение 1)
В Результате обработки данных в ходе повторного проведения диагностического обследования по методике Т.М.Бондаренко «Диагностика педагогического процесса по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» было выявлено:
Итоговые показатели уровня овладения
Кол-во детей: 19 человек – 100%
Годы | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2019-2020. г. Средняя | 10% | 57.5 % | 33.5% |
2020-2021г Старшая гр. | 27,5% | 52% | 20,5% |
2021-2022уч. г. Подготовительная | 39.2% | 45,8% | 15% |
Проведение повторного мониторинга позволило определить уровень овладения экологическими, познавательными, знаниями каждого ребенка.
Сделала вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе дошкольного образования.
Результаты диагностики позволяют констатировать закономерное увеличение с возрастом средне групповых показателей, характеризующих уровень владения знаниями по всем разделам программы.
Проведенная работа по экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы показала положительный результат:
- Наблюдалось повышение уровня развития любознательности, познавательной активности.
- Развились исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- Обогатился словарный запас детей различными терминами, закрепились умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умения
- поисковые вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь.
- Развились творческие способности детей, проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими, самостоятельно проводить опыты, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.
- Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Лаборатория», «Экологи», «Исследователи» рисование и лепка из мокрого песка, глины.
- У детей повысился показатель соблюдения мер безопасности при проведении опытов.
- Изменилось отношение к природным объектам, явлениям природы Дети стали замечать их красоту, необычность, любуются ,наблюдают, сравнивают.
- В сознании детей отложилось точное и ясное представление, что в природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда неразрывное целое, что все подчинено определенным законам.
Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективном использовании экспериментирования для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).
Приложение 1
Анкета для родителей
"Экологическое воспитание в семье"
- Что такое экология?
- Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
- Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
- Посадили ли Вы дерево?
- Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
- Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
- Смотрит ли Ваш ребенок журналы, фотографии, телепередачи о природе?
- Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
- Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
- Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
- Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
- Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
- Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным,
растениям?
14.Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском
саду?
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание детей»
ФИО
Возрастная группа
- Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
- Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания
детей?
- Интересует ли Вас лично данная проблема?
- Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому
воспитанию?
В чем это проявляется?
- Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
- Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?
- Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию
дошкольников?
В чем это проявляется?
- Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть),
- Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?
Нужно ли это делать?
- В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать
животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...)
- Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу?
- Ваши предложения, пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о физических свойствах окружающего мира средствами детского экспериментирования
По мнению психолога Н.Н.Поддьякова, детское экспериментирование является одним из главных механизмов развития творчества ребенка. Оно способствует формированию познавательного интереса, развивает набл...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ образовательном процессе дошкольного учреждения учебное э...
Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире в процессе экспериментирования
Поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий....
План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""
Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»...
«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее ...