Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.
статья
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chteniya_lipetsk-_2018_dokladslaydy.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.
Лопандина Надежда Павловна,
Преподаватель православной культуры
МБДОУ Детский сад №3, МАДОУ детский сад №7
г.Лебедянь
Слайд 2 «Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Слайд 3 Основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Слайд 4 В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче сильнее, чем мы всегда гордились».
Слайд 5 С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Слайд 6 В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении , основанного на культурных ценностях родной культуры.
Слайд 7 Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Слайд 8 Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, духовные ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Слайд 8 Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.
Слайд 9 С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.
Слайд 10 Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В ней много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, она бодрая и жизнерадостная вызывает у ребенка восторг. Многие игрушки – это подлинная сказка.
Слайд 11 Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике.
Слайд 12 Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.
Слайд 13 А ведь многим известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка – это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.
Слайд 14 Сегодня почти невозможно увидеть ребенка, играющего народной игрушкой. Народная игрушка ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Хотя еще не так давно народной игрушкой в России играли и наследники престола, и крестьянские дети.
Слайд 15 Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)).
Слайд 16 Народная игрушка не просто предмет, а она несет определенный смысл, характер и помощь в развитии ребенка.
Слайд 17 Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.
Слайд 18 Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
Слайд 19 В дошкольных учреждениях №3 и №7 г. Лебедянь создаётся музей народной игрушки. Игрушки собираем совместно с родителями воспитанников в разных городах России.
Слайд 20 Коллекцию нашего музея представляет дымковская игрушка, филимоновская, богородские резные медведи (г.Богородск, Сергиево – Посадский район), гжель, игрушки городецкой росписи, хохлома, каргопольские игрушки.
Слайд 21 – 22 Цели и задачи программы
Слайд 23 Посмотрите, что за вещи нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское.
Слайд 24 Так при знакомстве дошкольников с житием преподобного Сергия Радонежского, на занятии идёт знакомство с богородской игрушкой.
Слайд 25 Символом богородской игрушки является медведь. В житии преподобного Сергия описывается случай, когда дикий зверь приходил к святому и не причинял ему вреда.
Слайд 26 Народный промысел богородской игрушки зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.
Слайд 27 Ещё в XVII веке в стенах Троице-Сергиева монастыря существовало резное дело. Это не могло не повлиять на располагавшиеся поодаль деревеньки, которые и занялись игрушечным промыслом.
Слайд 28 Сначала богородские кустари изготавливали лишь отдельные части и переправляли в Сергиев Посад, где игрушка приобретала законченный вид. богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.
С помощью игрушек рассказывают сказки.
Сказка.
Жили – были дед и баба. Показ деда с бабой. «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, и были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, а вот помощников у них не было. Как – то раз наловил дед в реке рыбы, а порубить сил нет.
Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь.
Пришли три медведя. Михайло Потапыч помог деду рыбу рубить, топориком стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. (показ игрушки медведь топориком стучит).
А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка).
Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой.
А вечером к вечерней колокола зазвонили, дед с бабой к службе пошли.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Слайд 29
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская матрешка.
Слайд 30 Русская Матрешка – традиционный русский подарок. Символ русского народа. Матрешка – это неразделимое составляющее, объединяющее огромное количество различных матрешек.
Сергиево – Посадские или Загорские матрёшки используются при знакомстве с темой «Моя семья». Дети создавали сюжет росписи своей матрёшки.
Слайд 31 Очень интересными стали занятия с детьми при знакомстве с игрушкой «колокольчик». Дети узнают о роли колокольчика в жизни человека: извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.
Слайд 32 С использованием колокольчика проводились беседы: «Храм – дом Божий», «Для чего нужны колокола?», «Откуда колокол пришел?», «Какие бывают колокольчики?». И в результате совместной деятельности с родителями работы в музее «Русская изба» ДОУ появилась выставка «Русь колокольная».
Слайд 33 Ой, свистулечка какая,
Петушок полосатенький!
Необычный, смешной
И чуть-чуть пузатенький!
– Подожди минуточку,
Ты откуда, петушок?
Петушок свистит мой:
– Филимоновский я!
В музее и на занятиях дошкольники знакомятся с филимоновской игрушкой. Игрушки в селе Филимоново (г.Одоев, Тульская область) получаются смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и др.
Слайд 34 При знакомстве детей с историей праздника Покрова Пресвятой Богородицы и традициями празднования на Руси, дети знакомятся с хохломской росписной посудой.
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
Слайды 35 – 36 - 37
Слайд 37 Итогом занятий является расписывание филимоновской игрушки.
Дымковская игрушка представляет блестящую страницу в истории русского народного творчества.
Слайд 38 В нашем музее живут игрушки замечательных мастеров.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы – простой узор,
Но отвести не в силах взор
Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).
Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, нравится детям, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки – это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц, барышень, кавалеров, офицеров.
Слайд 39
При знакомстве дошкольников с житием и подвигами святых защитников Руси используются деревянные игрушки: палица, щит, меч, гусли.
Слайд 40 Народная игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.
Список литературы
1.Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. – М., 2001.
2.Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. – Л.: Просвещение, 1988. – 334с.
3.Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.
4.Дорофеева А. Каргополь. Народная игрушка. Мир в картинках: наглядное дидактическое пособие: для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 8с.
5.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.
6.Кто подарил нам матрешку?//Вокруг света. – 2004. - №12. – С.92.
7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 2000. – 231с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. ...
Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"
Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"...
Авторская программа по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности
"Волшебный мир театра"...
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музыкальной и театрализованной деятельности»
Основная работа направлена на развитие эмоций у детей дошкольного возраста посредством интеграции музыкальной и театрализованной деятельности, для этого используются педагогические проекты в том числе...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театральной деятельности»
Сообщение для выступления на РМО...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного..."...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора"
Презентация опыта работы...