Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие) по теме
Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.
из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№12 Карпенко Ольги Владимировны.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции ( способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Актуальность выбранной мной темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная украинская мудрость.
Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
2. Активизация познавательной деятельности детей.
3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, беседы- концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные.
«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.
На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны.
Я подготовила и провела цикл интегрированных занятий по теме «Лица кубанских национальностей». Целью этих занятий являлось знакомство детей с историей, культурой, обычаями и бытом украинцев, армян, адыгейцев, татар, дагестанцев, проживающих на территории Краснодарского края. Воспитание интереса, уважения, толерантности к людям другой национальности путем разучивания песен, танцев, игр, игры на музыкальных инструментах, а так же изучения национального костюма, жилища, других видов прикладного искусства. Благодаря этим занятиям ребята подготовительной группы стали с пониманием относиться к тому, что их сверстники Тигран и Махмуд испытывая затруднения с русским языком, стали им помогать и поддерживать. А ребята, Софият и Эрнест, которые за труднялись выполнять «ковырялочку», почувствовали себя уверенно в импровизированном танце под музыку зажигательной «Лезгинки». В дошкольной среде не существует проблемы межнациональных отношений, но фундамент доброжелательности и добрососедства закладывается уже сейчас.
Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий. Помимо интегрированных и типовых, провожу тематические, доминантные и сюжетные. Но каким бы по виду занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.
Слушание.
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:
- художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);
- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);
- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);
- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).
Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.
Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.
С раннего возраста, начиная с ясельной группы (2-3года), на своих музыкальных занятиях я обращаюсь к «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край-
Придет серенький волчок;
Схватит Таню за бочок.
А…. Баю-бай-бай!
Усни…
Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др.; М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».
Перед слушанием музыки я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Танца Феи Драже» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Ярким, выразительным словом я стремлюсь создать в представлении детей образ доброй феи - легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи, пруды, фонтаны, тенистые рощи. Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз.
На моих музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делаю на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном - на проясняющем слове.
Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения – переживания окружающего мира в доступной детям форме (наблюдение за сменой времен года, поводками животных, сочувствие людям, пережившим наводнение и т.д.)
Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и тревоги. Применяемый мной метод контрастного сопоставления облегчает восприятие произведений музыкального искусства. Внимание детей направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния, помогает разобраться в положительных и отрицательных эмоциях, что формирует музыкальное и интеллектуальное мышление.
Беседуя о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так они узнают, что композитор- это человек, который сочиняет музыку, вальс- это танец, наездник- человек, скачущий на лошади, шарманка- это старинный музыкальный инструмент, а полонез- старинный танец.
Детский словесный запас обогащается новыми словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Играя в игру «Кто больше?», дети подбирают к веселой музыке слова: радостная , солнечная, задорная, смешная; к грустной - печальная , задумчивая, нежная, плавная. Пополняется словарь музыкальных терминов: «темп», «длительность», «вступление», «запев», « припев», «динамика», «пауза», и т.д.
Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки, я использую информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала. Дети с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего содержания, видео фрагменты балетов, опер, сказок.
Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Уделяя внимание развитию певческих навыков и певческой установке, ставлю следующие задачи:
- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
-эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
- воспитание музыкального вкуса, обогащение музыкальных впечатлений детей;
- умение слышать себя и товарищей;
- умение петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая, бодрая, героическая и т.д.). и Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Я ответственно отношусь к выбору песенного репертуара. Изучая творчество В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, я открыла для себя много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом полюбила наша детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, что бы попеть. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. В таких песнях как: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева ; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Есть такое человеческое качество- тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов, тексты
разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.
Музыкально- ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.
Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. Помимо основных программных задач по музыкально-ритмической деятельности детей, я ставлю следующие задачи:
- воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе);
- воспитание дружеского взаимоотношения в играх, умения подчинять свои интересы интересам всего коллектива;
- воспитание любви и гордости за свою Родину и, столицу нашей Родины - город Москва, Армию, уважение к ее воинам; любви к матери, бабушке.
Тщательно отобранный репертуар способствует решению этих задач:
«Ходьба различного характера» муз. И. Дунаевского «Песня о Родине», «Упражнение на перестроение», муз. О. Газманова «Москва», «Идет солдат по городу», муз. В. Шаинского; игры: «Будь ловким!» муз. Н. Ладухина, «Наша Армия» муз. М. Красева, «Ловкие джигиты» муз. Р. Шумана, «Плетень», «Гори ясно» р.н.м., обр. С. Бодренкова, «Ищи!» муз. Т. Ломовой и др.; хороводы: «К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен, «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой, «Дружат дети всей земли», муз. Д. Львова –Компанейца, сл. В. Виктороваи др.; парные и народные пляски: «Детский краковяк» муз. Т. Ломовой, «Кадриль» р.н.м., обр.Е. Туманян, «Сударушка» р.н.м., обр. Ю. Слонова, «Бульба» б.н.м., обр. Т.Ломовой и др.
Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, я использую следующие методы и приемы:
- выразительное исполнение музыки;
- художественное слово;
- показ движения;
- образное сравнение;
- игра, подговорки;
- творческое задание, импровизация.
Методы и приемы я варьирую в зависимости от используемого материала , его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важное место при разучивании музыкально-ритмических движений, я отвожу подговоркам.
Подговорка – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название:
Носок-пятка, перетоп,
Носок-пятка, перетоп.
Вот такие молодцы-
Мы танцоры-удальцы!
Припадаем, припадаем,
Русский танец начинаем,
Как лебедушки плывем,
Хоровод мы наш ведем!
Учитывая индивидуальные особенности детей, текст подговорки мы произносим в разных темпах. С одними – более сдержанно, с другими- более подвижно. Но в конечном итоге я стремлюсь к тому, чтобы все дети выполняли танцевальные движения в одном темпе.
Из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.
Список используемой литературы:
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании .-М. 1956.
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе).-Воронеж,1998.
Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду.М,2008.
Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение.М, 1984.
Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь.М.1988.
Журнал «Музыкальный руководитель».№2,2004.
Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
На праздниках затрагивается несколько тем: «Прощание с детским садом», «Добро и зло», «Любовь к Родине». В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.
Многолетней традицией нашего детского сада стали экскурсии в дом-музей Е. Ф. Степановой, к памятнику Епистинии Федоровны и «Вечному огню» в городской мемориальный сквер, к памятникам воинам-интернационалистам и жертвам Чернобыльской трагедии, организация и проведение внутри садовских мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. На эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса - пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В праздничных литературно-музыкальными композициями принимают участие и взрослые и дети.
Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Спас» с участием настоятеля …………..храма отца , родителей и сотрудников детского сада. Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказываю пословицы и поговорки, играют в игры. Тема прославления нашего русского, родного, кубанского является приоритетной в нравственно-патриотическом, духовном и эстетическом воспитании наших воспитанников. Для каждой возрастной группы я подобрала интересный и доступный фольклорный материал. Игры «Зайчик», «Золотые ворота», «Вышел Ваня погулять», «Гори ясно» дети с удовольствием используют в самостоятельной игровой деятельности, на прогулках и дома.
Кроме того я являюсь руководителем кружков: «Петрушка», «Соловушка» и «Каблучок». Разрабатывая образовательные программы к которым, я опиралась на обучающие, развивающие и воспитательные задачи, соответствующие современным духовно-нравственным потребностям детей.
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.
из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№12 Карпенко Ольги Владимировны.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции ( способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Актуальность выбранной мной темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная украинская мудрость.
Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
2. Активизация познавательной деятельности детей.
3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, беседы- концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные.
«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.
На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны.
Я подготовила и провела цикл интегрированных занятий по теме «Лица кубанских национальностей». Целью этих занятий являлось знакомство детей с историей, культурой, обычаями и бытом украинцев, армян, адыгейцев, татар, дагестанцев, проживающих на территории Краснодарского края. Воспитание интереса, уважения, толерантности к людям другой национальности путем разучивания песен, танцев, игр, игры на музыкальных инструментах, а так же изучения национального костюма, жилища, других видов прикладного искусства. Благодаря этим занятиям ребята подготовительной группы стали с пониманием относиться к тому, что их сверстники Тигран и Махмуд испытывая затруднения с русским языком, стали им помогать и поддерживать. А ребята, Софият и Эрнест, которые за труднялись выполнять «ковырялочку», почувствовали себя уверенно в импровизированном танце под музыку зажигательной «Лезгинки». В дошкольной среде не существует проблемы межнациональных отношений, но фундамент доброжелательности и добрососедства закладывается уже сейчас.
Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий. Помимо интегрированных и типовых, провожу тематические, доминантные и сюжетные. Но каким бы по виду занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.
Слушание.
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:
- художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);
- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);
- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);
- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).
Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.
Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.
С раннего возраста, начиная с ясельной группы (2-3года), на своих музыкальных занятиях я обращаюсь к «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край-
Придет серенький волчок;
Схватит Таню за бочок.
А…. Баю-бай-бай!
Усни…
Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др.; М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».
Перед слушанием музыки я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Танца Феи Драже» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Ярким, выразительным словом я стремлюсь создать в представлении детей образ доброй феи - легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи, пруды, фонтаны, тенистые рощи. Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз.
На моих музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делаю на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном - на проясняющем слове.
Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения – переживания окружающего мира в доступной детям форме (наблюдение за сменой времен года, поводками животных, сочувствие людям, пережившим наводнение и т.д.)
Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и тревоги. Применяемый мной метод контрастного сопоставления облегчает восприятие произведений музыкального искусства. Внимание детей направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния, помогает разобраться в положительных и отрицательных эмоциях, что формирует музыкальное и интеллектуальное мышление.
Беседуя о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так они узнают, что композитор- это человек, который сочиняет музыку, вальс- это танец, наездник- человек, скачущий на лошади, шарманка- это старинный музыкальный инструмент, а полонез- старинный танец.
Детский словесный запас обогащается новыми словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Играя в игру «Кто больше?», дети подбирают к веселой музыке слова: радостная , солнечная, задорная, смешная; к грустной - печальная , задумчивая, нежная, плавная. Пополняется словарь музыкальных терминов: «темп», «длительность», «вступление», «запев», « припев», «динамика», «пауза», и т.д.
Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки, я использую информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала. Дети с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего содержания, видео фрагменты балетов, опер, сказок.
Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Уделяя внимание развитию певческих навыков и певческой установке, ставлю следующие задачи:
- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
-эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
- воспитание музыкального вкуса, обогащение музыкальных впечатлений детей;
- умение слышать себя и товарищей;
- умение петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая, бодрая, героическая и т.д.). и Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Я ответственно отношусь к выбору песенного репертуара. Изучая творчество В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, я открыла для себя много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом полюбила наша детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, что бы попеть. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. В таких песнях как: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева ; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Есть такое человеческое качество- тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов, тексты
разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.
Музыкально- ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.
Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. Помимо основных программных задач по музыкально-ритмической деятельности детей, я ставлю следующие задачи:
- воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе);
- воспитание дружеского взаимоотношения в играх, умения подчинять свои интересы интересам всего коллектива;
- воспитание любви и гордости за свою Родину и, столицу нашей Родины - город Москва, Армию, уважение к ее воинам; любви к матери, бабушке.
Тщательно отобранный репертуар способствует решению этих задач:
«Ходьба различного характера» муз. И. Дунаевского «Песня о Родине», «Упражнение на перестроение», муз. О. Газманова «Москва», «Идет солдат по городу», муз. В. Шаинского; игры: «Будь ловким!» муз. Н. Ладухина, «Наша Армия» муз. М. Красева, «Ловкие джигиты» муз. Р. Шумана, «Плетень», «Гори ясно» р.н.м., обр. С. Бодренкова, «Ищи!» муз. Т. Ломовой и др.; хороводы: «К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен, «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой, «Дружат дети всей земли», муз. Д. Львова –Компанейца, сл. В. Виктороваи др.; парные и народные пляски: «Детский краковяк» муз. Т. Ломовой, «Кадриль» р.н.м., обр.Е. Туманян, «Сударушка» р.н.м., обр. Ю. Слонова, «Бульба» б.н.м., обр. Т.Ломовой и др.
Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, я использую следующие методы и приемы:
- выразительное исполнение музыки;
- художественное слово;
- показ движения;
- образное сравнение;
- игра, подговорки;
- творческое задание, импровизация.
Методы и приемы я варьирую в зависимости от используемого материала , его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важное место при разучивании музыкально-ритмических движений, я отвожу подговоркам.
Подговорка – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название:
Носок-пятка, перетоп,
Носок-пятка, перетоп.
Вот такие молодцы-
Мы танцоры-удальцы!
Припадаем, припадаем,
Русский танец начинаем,
Как лебедушки плывем,
Хоровод мы наш ведем!
Учитывая индивидуальные особенности детей, текст подговорки мы произносим в разных темпах. С одними – более сдержанно, с другими- более подвижно. Но в конечном итоге я стремлюсь к тому, чтобы все дети выполняли танцевальные движения в одном темпе.
Из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.
Список используемой литературы:
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании .-М. 1956.
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе).-Воронеж,1998.
Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду.М,2008.
Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение.М, 1984.
Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь.М.1988.
Журнал «Музыкальный руководитель».№2,2004.
Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
На праздниках затрагивается несколько тем: «Прощание с детским садом», «Добро и зло», «Любовь к Родине». В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.
Многолетней традицией нашего детского сада стали экскурсии в дом-музей Е. Ф. Степановой, к памятнику Епистинии Федоровны и «Вечному огню» в городской мемориальный сквер, к памятникам воинам-интернационалистам и жертвам Чернобыльской трагедии, организация и проведение внутри садовских мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. На эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса - пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В праздничных литературно-музыкальными композициями принимают участие и взрослые и дети.
Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Спас» с участием настоятеля …………..храма отца , родителей и сотрудников детского сада. Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказываю пословицы и поговорки, играют в игры. Тема прославления нашего русского, родного, кубанского является приоритетной в нравственно-патриотическом, духовном и эстетическом воспитании наших воспитанников. Для каждой возрастной группы я подобрала интересный и доступный фольклорный материал. Игры «Зайчик», «Золотые ворота», «Вышел Ваня погулять», «Гори ясно» дети с удовольствием используют в самостоятельной игровой деятельности, на прогулках и дома.
Кроме того я являюсь руководителем кружков: «Петрушка», «Соловушка» и «Каблучок». Разрабатывая образовательные программы к которым, я опиралась на обучающие, развивающие и воспитательные задачи, соответствующие современным духовно-нравственным потребностям детей.
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...
"Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Небольшое сообщение о проделанной работе за 2011-2012 учебный год музыкального руководителя...
Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.
Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....
Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.
Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматр...
Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки и театра"
Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичнос...