Социализация личности дошкольников через привите навыков культуры поведения
статья (старшая, подготовительная группа)

Милевская Наталья Владимировна

Одной из важнейших задач дошкольного образования является социализация детей и подготовка их к переходу на следующую ступень образования. Таким образом, именно в дошкольном возрасте начинается процесс становления личности детей, так же начинается процесс усвоение основных требований общества, а так же включается процесс формирования социально важных характеристик сознания и поведения, которые регулируют взаимоотношения личности с обществом. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

Милевская Н.В., Воспитатель.

stepan_milevskiy@mail.ru

Одной из важнейших задач дошкольного образования является социализация детей и подготовка их к переходу на следующую ступень образования. Таким образом, именно в дошкольном возрасте начинается процесс становления личности детей, так же начинается процесс усвоение основных требований общества, а так же включается процесс формирования социально важных характеристик сознания и поведения, которые регулируют взаимоотношения личности с обществом. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека [2].

В дошкольном возрасте социализация подразумевает под собой умение ориентироваться в доступном ему окружении, понимать и осознавать ценность собственной личности и других людей, а так же выражать чувства и отношение к миру согласно культурным традициям общества. Среди составляющих социализации отдельно выделяют этикет, который является важным аспектом в развитии ребенка и его успешной социализации в будущем.

Этикет для дошкольников и в целом в обществе выполняет множество функций: регулятивную, познавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую и, конечно же, воспитательную. Знание правил этикета крайне необходимы для успешного выполнения социальных ролей в будущей жизни детей [1]. От этого так же зависит и успешность ребенка в жизни, так же этикет может повлиять на самоопределение ребенка в обществе.

В рамках дошкольного образования следующие задачи:

  1. Изучение правил этикета
  2. определение сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, а так же необходима оценка эмоционального состояния дошкольников;
  3. развитие коммуникативных способностей и социальных навыков детей;
  4. Воспитание умения корректно реагировать в различных бытовых, учебных, а так же критических ситуациях, во время которых может быть угроза здоровью или же жизни человека;
  5. формирование базовых правил культуры поведения;
  6. формирование любви к природе, родному краю, а так же стремление сохранять и преумножать ее богатства.

На протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольных учреждениях проводится работа по обучению ребенка этикету, а так же подготовка к предстоящей социализации. Обучение дошкольников делится на несколько этапов. Первый и самый важный этап заключается в формировании первоначальных представлений о правилах проведения, создание предпосылок культурного поведения. Для эффективности работы в этом направлении в нашем ДОО работает программа дополнительного образования «Веселый Этикет». На занятиях с детьми используются разнообразные методы. Это вежливые сказки, обыгрывание игровых ситуаций, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры и упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета.

Освоению правил поведения очень способствуют игры и упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети также кратко характеризуют ее последствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, воспитатель сам заканчивает два-три первых примера. Но уже вскоре, понял суть игры, дети включаются в нее очень активно. Воспитатель, корректируя ответы ребят, объясняет примерно так:

- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то…

…Это будет мешать другим пассажирам, заканчивает ребенок.

- Если ты залезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то…

-…В автобусе будет грязно и другим пассажирам детям и взрослым будет в нем неудобно и неприятно, говорит другой воспитанник.

Таким образом игры-занятия, упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета, увлекают детей и служат переходом от игры к серьезным, сознательным действиям.

Использованная литература:

  1. С.В. Коноваленко «Коммуникативные способности и социализация детей», М. 2001 г.
  2. С.А. Насонкина «Уроки этикета», Санкт-Петербург, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста через привитие правил культуры поведения, этикет.

В данной статье дано обоснование необходимости социализации детей дошкольного возраста, согласно Государственных требований и стандартов,  а так же социально-экономическими и социально -политичес...

статья "Социализация личности дошкольника с ЗПР через формирование самостоятельности посредством трудовой детельности"

В статье раскрываются цели и задачи, методы и приёмы на каждом этапе  работы с детьми по развитию самостоятельности посредством трудовой деятельности....

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

Воспитание нравственных основ личности дошкольников через приобщение к русской народной культуре...