Социализация детей дошкольного возраста через привитие правил культуры поведения, этикет.
методическая разработка (старшая группа) на тему
В данной статье дано обоснование необходимости социализации детей дошкольного возраста, согласно Государственных требований и стандартов, а так же социально-экономическими и социально -политических изменений в обществе. Привитие этикетного поведения позволит корректировать такие проявления, как грубость, эмоциональная глухота, жестокость и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socializaciya.docx | 24.27 КБ |
primernyy_plan.docx | 22.68 КБ |
etiket.pptx | 1010.05 КБ |
pamyatka_usvoeniya.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
В настоящее время повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Слайд 3
Из выше выделенных требований можно сформулировать следующие воспитательные развивающие и Работая не один год над этой проблемой в нашем детском саду, мы стараемся выполнять ряд основных задач воспитания норм этикета:
- Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма. - Развивающие:
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. - Образовательные:
- познакомить детей с азами этических норм,
- учить использовать «специальные слова» в речевом общении,
- помочь освоить нормы этикета
Слайд 4
Этикет – установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей.
Этикет выполняет в обществе регулятивную, познавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую и воспитательную функции. Знания правил этикета необходимы для успешного выполнения социальных ролей. Умелое исполнение социальной роли является важным составляющим жизни каждой личности. От этого зависит успешность человека, его самоопределение в обществе.
Слайд 5
Этикет можно подразделить на речевой и неречевой
Слайд 6 по 11
Разновидность этикета – это совокупность правил, применяемых в той или иной ситуации, в которой оказывается человек. По разновидностям этикет можно разделить на деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистанционного общения, телефонного разговора, письма. Все эти разделения условны, так как правила этикета выступают не сами по себе, а в неразрывной совокупности. В нашей с вам профессиональной деятельности соблюдаются правила всех норм, форм и разновидностей этикета. Этикет помогает во всех сложных ситуациях, являясь руководством к действию.
Первые представления о нормах поведения дети получают в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают им определённые нравственно – поведенческие правила. В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного существования детского коллектива. Воспитатель ежеминутно, терпеливо формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. Ребёнок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей, бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Педагог лишь должен расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.
Слайд 12
Механизм формирования в дошкольном учреждении культуры поведения у детей можно выразить следующим образом.
Поскольку в этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, следует постоянно обращать внимание воспитанников на то, что и почему хорошо или плохо. При этом тон воспитателя должен быть спокойный, доброжелательный и доверительный. Это создаёт наиболее подходящие условия для формирования этикетного поведения. При обучении правилам этикета необходимо учитывать психовозрастные особенности дошкольника.
Слайд 13.
Необходимый настрой на этикетное поведение создаёт установленный порядок в группе, выработанный совместными усилиями воспитателя и детей.
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия.
Слайд 14.
Основные правила этого порядка можно сформулировать так:
- Проявляем к каждому дружеское участие и терпение;
- Сопереживаем и стремимся оказать помощь друг другу;
- Доброжелательно воспринимаем каждого из своих товарищей;
- Не отказываемся в участии в играх и упражнениях;
- Не стесняемся своего незнания и неумения;
- Не боимся ошибаться сами и не смеёмся над ошибками других.
Все эти правила можно объединить в такое важное состояние человеческого общежития, как любовь. Научить ребёнка проявлению любви – в этом одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.
Для реализации этих правил был разработан примерный план работы с дошкольниками. В план вошли разработки из методического пособия Курочкиной «Воспитание культуры этикета», программы Стёркиной «Безопасность» и т.д. Основные направления работы: игры и игровые упражнения, художественная литература, работа с родителями. Приложение 1.
Предварительный просмотр:
Примерный план мероприятий по обучению правилам этикета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; - создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; - формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); - воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; - развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; - создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний; - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. Требования к социально- личностному развитию дошкольников согласно проекта Государственного стандарта дошкольного образования
Основные задачи воспитания норм этикета : Воспитательные : - способствовать воспитанию интереса к окружающим людям; - помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания ; - способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма. Развивающие : - развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; - развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; - развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения . Образовательные: - познакомить детей с азами этических норм, - учить использовать «специальные слова» в речевом общении, - помочь освоить нормы этикета .
Этикет- установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее выражение взаимоотношение людей.
ЭТИКЕТ РЕЧЕВОЙ Словесное выражение уважения к людям НЕРЕЧЕВОЙ Поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям
Деловой этикет. По разновидностям этикет можно разделить на:
Семейный этикет
Подарочный этикет
Столовый этикет
Танцевальный этикет
Этикет телефонного разговора. Разновидность этикета – это совокупность правил, применяемых в той или иной ситуации, в которой оказывается человек.
Механизм формирования в дошкольном учреждении культуры поведения детей можно выразить следующим образом: Самовоспитание педагога Личный пример взрослого Позитивный настрой детей Этические беседы с воспитанниками Режимные моменты в ДОУ Создание ситуаций Нравственно-этические игры занятия Участие родителей Желание ребёнка поступать в соответствии с правилами этикета.
Возрастные особенности обучения детей правилам этикета. Младший возраст Старший возраст В этом возрасте даются первичные представления о поведенческих знаниях. Для детей младшего возраста достаточно слова взрослого, подкреплённого доверительным отношением к нему, сформированным в семейном кругу нравственным установкам восприятия мира «что такое хорошо , и что такое плохо». Дети искренно признают необходимость соблюдения правил поведения. Они не способны увидеть связи поведения человека и отношения к нему окружающих. Им недоступен анализ собственного поведения и критическое отношение к себе. В этом возрасте происходит усвоение эталонов поведения, что даёт возможность ребёнку проанализировать поведение в соответствии с общественными образцами. Дети оценивают себя в сравнении с другими людьми. У детей появляется способность к моральному выбору, он становится субъектом, регулирующим своё поведение, более того , он способен к критическому отношению к себе и стремится к нравственному совершенствованию. На втором этапе вводится понятие об этикете, базирующееся на знаниях поведения, понимания их взаимосвязи, нравственной и этической основы.
Условия для воспитания этикетного поведения: позитивный настрой пример взрослых связь с семьёй
Методы способствующие формированию культуры поведения: К первой группе относятся методы, которые способствуют осуществлению ребёнком правильных поведенческих методов. 1. Приучение. 2. Упражнение. 3. Воспитывающие (провокационные) ситуации. Ко второй группе относятся методы, которые активизируют позитивные действия ребёнка или предостерегают его от негативных поступков. 1. Пример для подражания. 2. Поощрение. 3. Наказание. Словесные методы, которые помогают осознанному изучению поведенческих правил, но применяя их необходимо избегать скучной морализации и нотации. 1. Разъяснение. 2. Беседа.
Предварительный просмотр:
Памятка.
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста»
- Сервировка стола и поведение за столом:
- Знать разнообразные варианты сервировки стола;
- Уметь пользоваться столовыми приорами;
- Непринуждённо сохранять правильную осанку;
- Знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать;
- Владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.
- Культура внешнего вида:
- Одеваться в соответствии с модой, но с учётом своих индивидуальных особенностей и чувства меры;
- Поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;
- Уметь самостоятельно причёсываться.
- Речевой этикет:
- Уметь обратиться с просьбой;
- Знать правила ведения разговора по телефону;
- Во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.
- Поведение в общественных местах:
- Уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе;
- Знать основные правила поведения в школе, библиотеке.
- Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
- Уметь представляться во время знакомства и представлять другого;
- Выбирать подарки и их преподносить;
- Уметь принимать гостей и быть гостем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОСТУПКОВ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ....
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. П...
«Социализация личности детей раннего возраста через привитие навыков культуры поведения»
Воспитание ребенка в коллективе....