статья "Социализация личности дошкольника с ЗПР через формирование самостоятельности посредством трудовой детельности"
статья по теме
В статье раскрываются цели и задачи, методы и приёмы на каждом этапе работы с детьми по развитию самостоятельности посредством трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_garina_17.03.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Т. В. Гарина,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №65 – ЦРР» (г. Бийск)
Социализация личности дошкольников с ЗПР через формирование самостоятельности посредством трудовой деятельности
В настоящее время во многих странах мира, особое значение уделяется программам социальной политики развития общественного дошкольного воспитания, жизни детей для становления их личности и социализации. Одно из важных качеств личности является самостоятельность, как особая форма ее активности, отображающая актуальный уровень развития ребенка. Одной из самых важных проблем в нынешней педагогике является формирование у детей самостоятельности. В связи с внедрением в процесс воспитания и образования ФГОС ДО, одним из требований содержания программы является развитие личности в разных видах деятельности, в том числе социально-коммуникативное развитие. Кроме этого, одним из целевых ориентиров образования ФГОС на этапе завершения детского сада, является: овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, обладание установкой положительного отношения к разным видам труда.
Очень важная роль в формировании самостоятельности принадлежит трудовой деятельности. Именно, в процессе труда у детей формируются такие личностные качества как, инициативность, ответственность, настойчивость и самое главное - самостоятельность. Так, во многих работах К.Д. Ушинский, определял теоретический и методологический взгляд на труд детей, придавая важное значение трудовому воспитанию. Кроме этого, большую значимость труду определяли А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев.
Отмечено, что в последние годы педагоги в своей работе делают больше акцент в организации познавательной, игровой, учебной деятельности, а трудовому воспитанию дошкольника стали уделять меньше внимания. Кроме того, все больше возрастает количество детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) для которых сформированность навыков самообслуживания играет большую роль, так как от уровня овладения ими зависит их социализация. А именно трудовая деятельность, является первостепенным условием формирования самостоятельности детей дошкольного возраста и их социализации, особенно у дошкольников с задержкой психического развития.
Успешное формирование личности возможно только на основе профессионально организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Для того, чтобы разобраться в сущности социализации детей с ЗПР, раскроем понятие «Социализация». Социализация - это отношения с окружающей действительностью, между людьми и их взаимоотношениями в обществе. При решении проблемы социализации лиц с особыми образовательными потребностями учитывается то, что приходится преодолевать трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребёнка. Существенный недостаток дошкольников с ЗПР в трудовой деятельности заключается в неумении самостоятельно, осилить поставленную трудовую задачу. Этот изъян определён не только особенностями их психической деятельности детей с ЗПР, но и недооценкой родителями и педагогами важной роли воспитания самостоятельности в ходе трудового обучения.
Таким образом, трудовая деятельность - существенная составная часть системы работы воспитателя по развитию самостоятельности у детей с ЗПР. Именно от нее зависит их подготовка к социализации в обществе, формирование самостоятельности. Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.
Цель исследования: формирование самостоятельности у дошкольников с задержкой психического развития посредством трудовой деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования самостоятельности у воспитанников старшего возраста с задержкой психического развития посредством трудовой деятельности.
2. Выявить у дошкольников с задержкой психического развития среднего старшего дошкольного возраста уровни развития трудовой деятельности.
3. Разработать по формированию самостоятельности систему работы для дошкольников с задержкой психического развития среднего и старшего возраста посредством трудовой деятельности.
4. Выявить у детей с задержкой психического развития среднего и старшего возраста эффективность данной работы по развитию самостоятельности посредством трудовой деятельности.
В связи с предполагаемыми целью и задачами исследования работа осуществлялась по следующим этапам: констатирующий, формирующий и контрольный. Для их решения на первом этапе были использованы методы наблюдения за трудовой деятельностью детей, которое оценивалось согласно критериям, соответствующим основной образовательной программе дошкольного образования. В процессе наблюдения фиксировались: культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, общественно-полезный труд, труд в природе, уважение к труду взрослых. Также на первом этапе использовались метод статической и математической обработки данных. Стартовая диагностика показала, что среди детей среднего и старшего возраста высокого уровня развития трудовой деятельности не было, все дети имели 100%-низкий уровень. Наблюдения за дошкольниками с ЗПР в совместной и самостоятельной трудовой деятельности показали, что дети не умеют самостоятельно, без помощи воспитателя, справиться с поставленной трудовой задачей. Особенности трудовой деятельности детей заключались в том, что дошкольники не понимали инструкции по выполнению определённой работы, наблюдались низкая речевая регуляция действий, слабый запас представлений о труде взрослых, орудиях труда и технике безопасности. Дети испытывали моторные затруднения при выполнении трудовых поручений, невнимательно прослушивали инструкции педагога, не доводили начатое дело до конца. У детей с ЗПР проявлялись слабые операционные навыки и умственная часть трудовой деятельности, они не умели анализировать образец, выделять этапы работы и их последовательность, выполнять самоконтроль, описывать образец, рассказывать о предстоящих действиях, делать сообщение о проделанной работе.
На следующем этапе – формирующем, для дошкольников по развитию самостоятельности была запланирована и реализована система работы по трудовой деятельности, в содержание которой вошли упражнения по развитию самообслуживания, отработка различных коллективных трудовых процессов, элементарные виды поручений и дежурства. Каждая трудовая деятельность имела четкую структуру (начало, основная часть и заключительная). Основным приемом являлись показ, совместное действие, работа по схеме. Если внимание детей специально не фиксировалось на связях и отношениях, с учетом которых задание должно выполняться, они ими пренебрегали, многие из них уклонялись от конечной цели работы. Чтобы этого не происходило, показ сопровождался подробными объяснениями и указаниями, как конкретно выполнять ту или иную операцию, на что именно обращать внимание при ее осуществлении с применением алгоритмов работы.
Навыки элементарной трудовой деятельности формировались во время режимных моментов. Здесь детей учили навыкам самообслуживания, что обеспечивало им бытовую самостоятельность: при приеме пищи, одевании и раздевании, умывании, пользовании туалетом и др. Постепенно дети привлекались к посильному бытовому труду. На совместной образовательной деятельности у детей формировались представления о свойствах различных материалов, приемы работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.). Работа по формированию представлений о труде взрослых проходила: на образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром», во время чтения и обсуждения художественных произведений, при проведении специальных бесед, экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (медицинской сестры, повара и др.) и другое. Значительной составляющей этой работы являлось воспитание уважения к труду взрослых. Таким образом, трудовая деятельность предоставляла возможность решать многие коррекционные задачи. Преимущественно ее проведения в том что, она помогала формировать у дошкольника умение планировать и контролировать собственные действия, работать по определенному алгоритму, представленному в виде наглядных опор, побуждала к проговариванию выполняемых действий, к словесному отчету о результатах работы, к ее планированию.
Работа по формированию мотивации родителей осуществлялась по следующим принципам: доступности, наглядности, систематичности индивидуального подхода к родителям. Использовались следующие формы работы с родителями: возможность присутствия родителей в группе в течение дня во время адаптационного периода и просмотра трудовой деятельности, беседы, родительские собрания, тематические консультации, анкетирование, наблюдение, буклеты, папки-передвижки, «Круглые столы».
По итогам повторного наблюдения самостоятельной и совместной трудовой деятельности было отмечено, что у дошкольников с ЗПР возросла самостоятельность трудовой деятельности на 75%. В культурно-гигиенических навыках дети умеют: умываться, вытираться своим полотенце, полоскать рот после еды, аккуратно пользоваться столовыми приборами и правильно вести себя за столом, обращаться с просьбами и благодарить, замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде. В самообслуживании умеют: одеваться и раздеваться, уносить за собой посуду, убирать своё рабочее место, готовить пособия к занятию. В общественно-полезном труде: мыть и протирать игрушки, поддерживать порядок в группе и на участке, дежурить по столовой. Труд в природе: собирать семена цветов, поливать цветы, сгребать снег, собирать и уносить мусор.
Таким образом, трудовая деятельность является сильным стимулом для развития у детей с задержкой психического развития самостоятельности как качества личности.
Литература.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2.Воспитание дошкольников в труде [Текст] / В. Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л. В. Заик и др.; Сост. Р. С. Буре;4 Под ред. В. Г. Нечаевой.- 3-е изд. испр. и доп. – М.: Просвещение , 1993.- 207 с.
3. Мастюкова, Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е. М. Мастюкова.- М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников с ОНР через формирование мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики позволяет корректировать речевые нарушения у дошкольников с ОНР....
Передовой педагогический опыт «Трудовые десанты (акции-проекты) в формировании личности дошкольника»
Литературный обзор состояния вопросаИстория темы педагогического опыта в педагогикеТема формирования опыта трудовой деятельности в системе трудового воспитания подрастающего поколения в настоящее врем...
Фольклор аша балаларның иҗади активлыгын үстерүгә интеграль якын килү / Развитие творческой личности дошкольников средствами фольклора через интегративную деятельность
Әкиятләр ярдәмендә интеграль шөгыльләр үткәрү иң үтемле чараларның берсе. Интеграль шөгыльләнгәндә төрле белем өлкәләрендә алган күнекмәләр бер-берсен тулыландырып тора. Инт...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание».
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее ра...
Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на кот...
Проект : развитие социально-значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания
В проекте анализируются педагогическое условия для воспитания позитивного отношения детей дошкольного возраста к труду, основные формы, и методы организации труда дошкольников, позволяющие получать ре...
Самообразование на тему: "Обучение дошкольников выразительному чтению через формирование активной позиции родителей в образовательной деятельности" 2019-2020 уч.г.
- Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Заучивании детьми стихотворений связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художестве...