«Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии».
Воспитатель: Татаренко Ольга Николаевна, 1 квалификационной категории.
1 СЛАЙД
Тема: «Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии».
Предлагаю разобраться в терминологии данной темы.
2 СЛАЙД
Формирование коммуникативной культуры и социализации личности включает в себя усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
3 СЛАЙД
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию
окружающего мира, период его начальной социализации.
В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра – это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.
В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
4 СЛАЙД
С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:
• Необходимость объяснения родителям важности игры
• Обеспечение безопасного пространства для игры
• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру
• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым. Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
5 СЛАЙД
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
6 СЛАЙД
Если мы посмотрим на функции игры, то помимо развлекательной, игротерапевтической, диагностической и других стоит именно коммуникативная (освоение диалектики общения)
Функции игры:
- развлекательная (развлечь, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная (освоение диалектики общения),
- игротерепевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическая (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- межнациональная коммуникация (усвоение для всех людей социально-культцрных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
7 СЛАЙД
Выделяются три класса игр (по С.Л.Новоселовой):
• игры, возникающие по инициативе ребенка (детей): игры-экспериментирования (игры с природными объектами, игры с животными), самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, сюжетно-отобразительные, театрализованные);
• игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью: игры обучающие (дидактические, подвижные), досуговыеигры (игры - забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, интеллектуальные, компьютерные);
• игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса: традиционные или народные (семейные, сезонные, культовые, игрища и т.д.)
8 СЛАЙД
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
• Сюжетно – ролевые игры
• Режиссёрская игра
• Театрализованные игры
9 СЛАЙД
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр . В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых условиях моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из характерных черт. Дети сами определяют тему игры, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Сюжеты игр разнообразны. Условно выделяют:
- Бытовые («Семья», «Детский сад»)
- Производственные («Больница», «Магазин», «Парикмахерская)
- Общественные («День рождения», «Библиотека», «Школа»
Сюжетные ролевые игры несут большую социальную нагрузку. Главное правило организации таких игр - "побольше участников, поменьше болельщиков". Эти игры имеют какой-либо сюжет, т.е. завязку, кульминацию, развязку.
10 СЛАЙД
Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе.
Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли 25 малышей с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях:
1. Создание необходимой игровой среды
2. Непосредственное руководство играми детей.
11 СЛАЙД
«Семья»
Для создания уютной домашней обстановки мы оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда, продукты питания быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: готовить кушать, ходить в гости, пить чай, укладывать детей спать и т.д.
12 СЛАЙД
«Магазин»
Игру начинает взрослый привлекая детей интересным сюжетом
Игровая зона «магазин» является одной из самых эффективных и многофункциональных пространств для сюжетно-ролевой игры. Именно в уголке «Магазин» в детском саду можно организовать самые разные игры, в которых дети будут учиться важнейшим социальным навыкам. Поле для сюжетов – самое обширное. Дети могут превратиться и в покупателя, и в продавца, и в поставщика продукции, и в кассира. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет игровой зоны «Магазин».
13 СЛАЙД
«Парикмахерская»
В нашей парикмахерской вам сделают красивую прическу!
14 СЛАЙД
«Больница»
Игра в «Больницу» знакомит детей с определенными правилами в поликлинике, в аптеке, в кабинете врача.
15 СЛАЙД
«Поезд»
«Оркестр»
«Если инструменты взять, можно дружно заиграть»
Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, развивает волю, чувство товарищества, взаимопомощь, умение доводить дело до конца, т.е такие качества которые необходимы будущему школьнику.
В младшей группе я активно знакомила детей с музыкальными инструментами. Они с удовольствием играли на бубне, барабане, дудочке, колокольчике, которые им приносят мишки, зайчики, белочки в качестве сюрприза.
16 СЛАЙД
«Шоферы»
17 СЛАЙД
«Строители»
18 СЛАЙД
«Мотоциклисты»
«Полет на ракете»
В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы Деи научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Матрёшка и Колобок, Нюша, Ежик..
19 СЛАЙД
В средней группе задачи по игре усложнились. Помимо задачи формирования коммуникативной культуры и социализации личности добавились следующие задачи: поощрять и развивать инициативу детей в выборе игры, развивать ее замысел, развивать и поддерживать с положительным содержанием.
«Пожарные»
20 СЛАЙД
«Дорожная азбука»
В средней группе игровые действия усложняются, знакомимся с пешеходами, пассажирами, инспекторами ДПС, зеброй и т.д. Вводятся новые атрибуты: пешеходный переход, светофор со сменными огнями, водительские права, дорожные знаки.
21 СЛАЙД
«Моряки»
Вместе с детьми готовимся к игре: строим корабль, распределяем роли , раздаем атрибуты (капитану – бинокль, матросам – бескозырки, врачу – чемодан с инструментами, для кока – плиту с продуктами, для радиста – наушники.
22 СЛАЙД
Игровые технологии включают в себя театрализованные игры.
Актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных сказочных персонажей. Сюжеты таких игр дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, мультфильмов. Творчество ребенка в театрализованной игре проявляется в правдивом изображении персонажа
В отличие от сюжетно-ролевой игры, где ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
23 СЛАЙД
В младшей группе дети с удовольствием перевоплощались в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могли. Проводили игры «Наседка и цыплята», «Кошка и котята», «Зайчиха и зайчата», разыгрывали небольшие сценки из детского быта, организовывали игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто,
В средней группе уже учились сочетать в роли движение и слово, использовали упражнения типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
Сказка «Колосок»
С группой детей драматизировали сказку «Колосок», используя кукольный театр. Учим детей трудолюбию, рассказываем о том, как делают хлеб. Но воспитательная задача, которая стояла перед нами связана с развитием навыков взаимодействия друг с другом во время инсценировки, сплочение коллектива, достижение взаимопонимания.
В сказке 6 действующих лиц.
Привлекая к играм малоактивных детей, мы драматизировали потешку «Кисонька-мурысенька», в которой небольшое количество действий
24 СЛАЙД
Режиссерская игра
Особое место в формировании коммуникативной культуры и социализации личности ребенка мы отводим режиссерской игре. В жизни ребенка режиссерская игра возникла раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенность режиссерской игры в том, что партнеры – неодушевленные предметы, игрушки-заместители. Эти игрушки становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает в роли режиссера, управляющего и руководящего действиями своих «актеров»
В этом плане очень интересны игры с интерактивными игрушками – поющие зверушки, интерактивные кошки (со звуком, голосом, подсветкой глаз), игрушки-повторюшки, куклы Беби Бон, умеющие кушать кашу, моргать, реагировать на прикосновение, болеть ветрянкой, игрушки Ферби и т.д.
Они заинтересовывают своими необычными возможностями нескольких детей, объединяя их в одной игре.
25 СЛАЙД
Интерактивные сказки
Очень помогает нам в работе книга Е.А.Ульевой «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». 2014 г. В книге представлены сказки пяти основных групп:
- Обучающие сказки («Как заяц варил компот», «Про петушка, который не умел петь», «Как медвежонок потерял свой хвост»)
- Сказки, помогающие воспитанию детей.(«Грязный поросенок», «»Добрые друзья», «»Как помочь маме»)
- Литературные сказки («Колосок», «Лисичка со скалочкой и др)
- Сказки с открытым финалом
- Сказки, которые мы показываем с помощью пальчиков.
В интерактивных сказках каждый ребенок играет определенную роль, своего героя, и в то же время работает в коллективе, создавая вместе единое целое.
Сценарии, которые предлагают авторы , просты, не содержат большого количества реплик, отлично запоминаются и воспроизводятся детьми. Кроме того, они замечательны тем, что в каждой инсценировке принимает участие неограниченное число артистов. Число артистов в случае необходимости можно добавить или сократить. Также не нужно готовить сложных декораций, любую инсценировку можно организовать в течение 10 минут.
Все, что требуется, - это раздать куклы или мягкие игрушки, обозначающие персонажей, объяснить, какую реплику должен сказать ребенок, причем с нужной интонацией.
Выступая перед аудиторией, ребенок становится увереннее в себе, решает для себя множество психологических задач: преодолевает стеснительность, проигрывает решение тех или иных ситуаций, которые наверняка могут возникнуть в жизни.
26 СЛАЙД
Игровые коммуникативные технологии.
Цель коммуникативных игр группового характера – сплочение коллектива; внутригрупповое взаимодействие, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков сотрудничества.
27 СЛАЙД
Предлагаем вашему вниманию блок коммуникативных игр группового характера, направленных на сплочение группы и эффективное внутригрупповое взаимодействие, конечно же, в старшем возрасте.
Коллективная сказка (один из детей начинает сказку или какую-либо историю, и каждый следующий за ним добавляет )
«Я люблю своих соседей» (Дети сидят в кругу; ведущий, находящийся в центре говорит: «Я люблю всех своих соседей, у кого голубые глаза». Игроки встают и меняются местами. Ведущий пытается занять себе место.
«Голосовые техники» 1. Техника смеха. Когда начинает хохотать один, другие подхватывают, и в итоге хохочут все. 2. Техника гудения Как в п.1., только все гудят.
«Ритм по кругу» Ребенок задает хлопками ритм, а группа подхватывает заданный ритм.
«Оркестр» Группа разбивается на несколько команд. В команде выбираются разные инструменты и играющий дирижер. После подготовки один из команд изображает мелодию, а остальные - угадывают.
«Пчелы и змеи» Дети разбиваются на 2 группы: пчелы и змеи. Каждая группа выбирает своего короля. Оба короля выходят из помещения и ждут, когда их позовут. Во время их отсутствия воспитатель прячет 2 предмета (н-р, губку – это будет мед, и карандаш – это будет ящерица). Короли должны найти свои предметы, а команды им помочь, издавая определенные звуки. Все пчелы должны жужжать, а змеи – шипеть. Чем ближе король пчел подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. Соответственно, змеи – громче шипеть.
«Коровы, кошки, собаки» Ведущий детям: «Я каждому из вас шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его, так как потом вам надо будет изобразить это животное. Когда все дети распределены, нужно, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Можно передвигаться по комнате и, услышав свое животное, двигаться к нему, браться с ним за руки и передвигаться уже вдвоем.
«Ласковые лапки» Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Ребенку предлагается оголить руку по локоть, воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. «Зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони.
«Кричалки-шепталки-молчалки» Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «кричалка» - синяя ладонь – дети кричат, на сигнал «молчалка» - желтая ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«Давайте поздороваемся» Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встретиться на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два хлопка – здороваемся плечиками; три хлопка – здороваемся спинами. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Шалуны» Взрослый по сигналу (хлопок, удар в бубен, звон колокольчика и т.д.) предлагает детям пошалить: бегать прыгать, кувыркаться. По сигналу ведущего шалости должны прекратиться.
«Сороконожка» Участники групповой игры встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде педагога «сороконожка» начинает движение вперед, приседает, прыгает на правых и левых ногах, проползает между препятствиями и т.п. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить сороконожку.
«Пол, нос, потолок» («Карлики и великаны») Воспитатель слова называет «пол», «нос», «потолок» показывает указательным пальцем, где они находятся, а дети повторяют. Воспитатель иногда «ошибается», тот, кто повторил «ошибку» – выбывает.
«Веселый паровозик » Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук. Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.
«Летел лебедь…» ( Вариант игры: «Летели дракончики, ели пончики. Сколько пончиков съели дракончики?» или «Жил был гном, звали его Том. Он умел считать до…»)
«Сломанный телефон»
«Малан
ВЫВОД:
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. К примеру, не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии. Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Мастер-класс на тему «Развитие воображения и речи дошкольников через игровые технологии»
Это открытое мероприятие проходило после занятия «Весна-красна идёт» весной 2012 года, оно сопровождается одноимённым фотоальбомом на моей странице.Представленные игры проводились с детьми разных возр...
Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)
В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
Формирование коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через использования графических символов
В настоящее время существует различные приёмы и методы развития речевой деятельности детей, одним из которых является метод мнемотехники....
Социализация личности дошкольников через привите навыков культуры поведения
Одной из важнейших задач дошкольного образования является социализация детей и подготовка их к переходу на следующую ступень образования. Таким образом, именно в дошкольном возрасте начинается процесс...
Развитии речи дошкольников через игровые технологии в ДОУ
Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)...