МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
методическая разработка (старшая группа)

Шундикова Екатерина Александровна

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_dukhovno-nravstvennykh_kachestv_u_det.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

ВЫПОЛНИЛ:

Воспитатель

 МДОУ  Выровский детский сад «Колосок»  

Шундикова Е.А.

Просмотр видеоролика на тему: ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ

Мы не случайно посмотрели этот ролик. Вслушайтесь в слова героя ролика:

«Она заплатила самую высокую цену. Она отдала все, что она имела.»

Поступок маленькой девочки говорит о ее внутреннем мире, ее состоянии души. И сегодня мы об этом поговорим.

Тема моего мастер – класса «Формирование духовно-нравственных качеств через игру».

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,

гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего

развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить

человеческое в наших детях, заложить нравственные основы - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях

осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности.

Перед нами стоят, следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию детей:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
  2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
  3. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
  4. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  5. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Работая с детьми я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие

качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть нравственные качества у многих отсутствуют. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой о нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать нравственные качества личности ребенка с

помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Для формирования духовно-нравственных качеств детей, использую игры которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с

партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно- нравственного воспитания.

Ведь как говорил В.А. Сухомлинский «Без игры нет и не может быть полноценного развития. игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Для участия в мастер – классе я приглашаю фокус- группу в количестве 8 человек. В своей практике использую различные игровые приёмы, направленные на формирование положительных взаимоотношений детей, культуры поведения.

Каждое утро я начинаю с минутки вхождения в день. Вот одна из них.

Минутка вхождения в день. Игра танец Покажите ваши ручки.

Цель: сплотить коллектив.

Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей и пожелайте доброго дня.

Дети встают в круг, выполняют движения по тексту:

Покажите ваши ручки! Наши ручки хороши!

В хоровод мы дружно встанем И попляшем от души. Покажите ваши плечи! Наши плечи хороши!

В хоровод мы дружно встанем И попляшем от души. Покажите ваши локти! Наши локти хороши!

В хоровод мы дружно встанем И попляшем от души. Покажите ваши ушки! Наши ушки хороши!

В хоровод мы дружно встанем И попляшем от души. Покажите ваши ручки! Наши ручки хороши!

В хоровод мы дружно встанем И попляшем от души.

Следующая игра - «Чудо поляна».

Показываю зелёную лужайку без цветов: Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту поляну? Грустное, печальное скучное (поляна одинокая и на ней нет ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмём по цветочку и расскажем своему соседу, какое бы доброе дело вы для него сделали… и прикрепим цветок на полянку… Посмотрите,

как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу!

Игра «Подбери цвет»

Цель этой игры создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Предварительно можно прочитать детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов- антонимов.

Добро — зло горе — радость хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость трусость – храбрость любовь – ненависть грубость – вежливость мир – война

темнота – свет дружба – вражда грязь — чистота

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

Ход игры: В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

Рефлексия Солнышко

Когда мы обращаемся к детям, мы говорим: Мое солнышко! Солнышко теплое, ласковое, греет нас. Давайте представим, что это ребенок ваше солнышко и вы вплетаете частицу вашего тепла в его душу.

Вывод.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Спасибо всем за активное участие. Желаю вам неравнодушия, целеустремленного творчества, ведь каждая из нас - человек результата –решительный и успешный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Мастер класс по теме: «Формирование духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования методов гендерного воспитания»

Данный мастер класс для педагогов, с целью повышения знаний  для духовно-нравственного воспитания детей. Педагог делится своим опытом работы, используя методы гендерного воспитания....

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...

Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....