«Использование ИКТ в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию»
учебно-методический материал
Выступление на семинаре о использовании информационно-коммуникативных технологий с детьми в ИЗО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию»
Подготовила и провела:
И.Ю. Каширина
Старший воспитатель
МДОУ «Детский сад № 76»
Модернизация системы дошкольного образования направлена на то, чтобы совершенствовать образовательный процесс в ДОУ — сделать процесс познания для ребёнка увлекательным и развивающим. Период детства - уникальный период развития творческого потенциала и воображения растущего человека. Изобразительная деятельность ребёнка в дошкольном возрасте является одним из специфических и естественных видов деятельности, направленных на творческую «переработку» картины мира и создание новых образов в продуктах собственной деятельности. Опыт освоения реального мира и приобщение детей дошкольного возраста к миру общечеловеческих культурных ценностей средствами изобразительного искусства «синхронизируется» (И. Э. Кашикова) с опытом освоения искусства, который является процессом, результатом проживания ребёнком усваиваемой и осваиваемой общественной культуры. Присвоение эстетического опыта ребёнком обусловлено тем, что этот опыт рассматривается как основной предмет педагогического воздействия и основной предмет развития ребёнка в изобразительной деятельности.
Слайд № 2
Информационно коммуникативные технологии позволяют модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Слайд № 3
Что – же такое – информационно коммуникативные технологии?
Информация – совокупность каких – либо данных, знаний.
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому.
Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
ИКТ – это технология доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленной на получение конкретного результата.
Слайд № 4
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Слайд № 5
Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
Слайд № 6
В-четвертых, использование компьютера для ведения документации ДОУ.
В-пятых, использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию, создание собственных авторских мультимедийных продуктов.
В-шестых, это одна из форм работы с родителями (сайты ДОУ, обратная связь)
Слайд № 7
Исследованием установлено, что использование педагогами ДОУ компьютерных технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности способствуют:
1) формированию знаковой функции мышления;
2) процесс «врастания» в культуру и личностного становления ребёнка;
3) выбору изобразительных средств и способов «вживления» в образ для передачи настроения и характера персонажей;
4) «включению» ребёнка в практическую деятельность как главного источника детского творчества;
Слайд №8
5) приобретению ребёнком индивидуального практического опыта на основе компьютерной информации для создания новых художественных образов;
6) развитию активности, инициативности, самостоятельности, повышающих созданию условий для поисковой и развитию ориентировочной деятельности;
7) познанию изобразительного искусства.
Справедливо заметить, что среди учёных, занимающихся проблемой информатизации образовательного процесса в ДОУ, нет единых подходов к вопросу использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста.
И наша задача заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.
Слайд № 9
Информационная компетентность, основанная на информационно коммуникационных технологиях, понимается как процесс универсальной индивидуальной деятельности ребёнка, развивающей его способности, качества, умения и возможности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать поставленные задачи, которые возникают перед ним в процессе обучения.
Изобразительная деятельность всегда была обусловлена наличием определённых знаний и умений детей дошкольного возраста, которые они приобретают в процессе образовательной деятельности. Основой развития изобразительной деятельности ребёнка является специально организованное систематическое обучение, конечная цель которого — путём разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребёнка к основам грамотного реалистического изображения предметов и явлений окружающего мира.
Слайд № 10
В этом направлении деятельности ИКТ имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
- обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
Слайд № 11
- слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
- возможно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
- использование информационных технологий побуждает детей к самостоятельной поисковой исследовательской творческой деятельности, включая и поиск в сети Интернет совместно с родителями.
Исходя из современной Концепции дошкольного образования, развивающего характера обучения детей дошкольного возраста при планировании изобразительной деятельности и использования ИКТ в образовательном процессе существенное значение имеют творческие задания, задания проблемного характера, задания нарастающей сложности (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.В. Шайдурова и др.)
Как показывают исследования по проблемам детского творчества (Е. В. Баранова, А. М, Савельева, Е. И. Николаева и др.), направленность заданий на творческое решение позволяет наиболее полно реализовывать творческие возможности детей. Такие задания направлены на активизацию художественных впечатлений детей, комбинирование известных им способов изображения, развитие творческого воображения, логического мышления и т. п. Творческие задания, предъявляемые педагогом, должны быть восприняты ребёнком и содержать действенные мотивы к попытке самостоятельной творческой активности, которая невозможна без обеспечения педагогом эффективной мотивации. По мнению Б. М. Теплова перед педагогом возникает проблема нахождения таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка подлинное, действенное желание «сочинять».
Слайд № 12
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию:
- в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию, мотивацию;
- как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.);
- как информационно-обучающее пособие;
- для контроля усвоения материала детьми.
Слайд №13
ЭФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ.
1.Интерактивные (Виртуальные) экскурсии. Они активизирует дошкольников, формирует интерес к театральному миру и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации;
2.Презентации, видео презентации, игровые и интерактивные презентации;
3. Рисование с помощью графических редакторов;
4. Электронные энциклопедии.
Но не надо забывать, что использование ИКТ в дошкольных учреждениях при организации воспитательно-образовательной деятельности воспитанников, требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Слайд № 14
Квалифицированные педагоги не должны допускать следующие ошибки:
- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности;
- бесплановость, случайность применения ИКТ;
- нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками,
несоответствие возрасту детей;
- несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;
- компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
- рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка;
- необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Слайд № 15
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ не только по художественно-эстетическому развитию детей но и в других видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по образовательному разделу «Художественно-эстетическое развитие
Занятие " Весёлый магазин игрушек" для детей в средней группе....
«Использование нетрадиционных приемов изо деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД на 2016-2021 учебный год...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...
Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)
Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...
Доклад на РМО "Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению развития"
Доклад старшего воспитателя на районном методическом объединении старших воспитателей по теме "Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению развития"...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...